На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Небо затянуло коммерцией

Марина Попович: «Над Красной площадью летела авиация вчерашнего дня»


На главном параде страны в честь 65-летия Великой Победы 9 Мая Марина Попович – летчик испытатель 1-го класса, многократная рекордсменка по скорости, дальности, продолжительности и грузоподъемности полетов, полковник-инженер, Герой Социалистического Труда, ученый, коммунист – так и не увидела ни одного нового самолета. Все последние 20 лет в российском небе летают советские аппараты. А где же новейшие разработки? Марина Леонтьевна пришла 11 мая в Госдуму для участия в круглом столе женского движения «Надежда России», организованном фракцией КПРФ. Она выступила против ЕГЭ, против двухуровневой системы в высшем образовании и не скрывала тревоги за судьбу российского  авиастроения. Об этом М.Попович рассказала в интервью «Советской России»:

 

– Хорошо, конечно, что над праздничной Красной площадью летели надежные советские самолеты. Авиация порадовала ветеранов. Радовались летчики, что им дали керосин и возможность потренироваться, поднять свои боевые машины в воздух и показать высший пилотаж. Летчики отлично слетали. А не так давно их хотели разогнать, переместить Ку¢бинский отряд куда-то в Липецк. Но летчики категорически отказались. Кубинка, говорят, рядом с Москвой, а из Липецка лететь – не шутка, все лимиты горючего иссякнут. Так и остались в Кубинке. Но живут летчики трудно. У многих нет квартир. Куда только ни обращались, чтобы помогли им с жильем. Дело практически не движется.
– Марина Леонтьевна, где же современные авиаразработки? Где самолеты семейства Супер­джет? Об этом самолете было столько трескучей рекламы, да и денег на него не жалели. Но на параде о нем даже не упомянули. Почему?
– Это надо спросить у российских руководителей.
– А вы как думаете – почему?
– Потому что Суперджет недоделан. Его даже показывать никому нельзя, тем более выпускать на парад. Он может отказать при пролете. 
– Комментировавшие парад утверждали, что показывают технические «чудеса», «новинки»…
– Это чудеса в кавычках. Авиаторы, обращавшиеся ко мне, говорили: «Марина, в РФ забыли авиацию, нет вложений в авиацию, а у нас столько разработок!» У меня лично – кипы материалов по усовершенствованию самолетов. Я возглавляю общественную академию имени Ощепкова Павла Кондратьевича, он изобрел локатор, который у нас украли американцы… В академии –  200 докторов наук, ими подготовлены серьезные разработки по улучшению двигателя самолета, крыла, авиаматериалов. Но мы не можем ни до кого достучаться. Часть разработок передали руководству КПРФ. Обращались к спикеру Совета Федерации Миронову. Появилась кое-какая перспектива передать некоторые наши наработки в минэкономразвития. Но это – мизерная доля.
– А вы не можете без посредников обратиться напрямую в это министерство или к главе правительства?
– Пробовали, ничего не вышло. Единственный путь – только через посредников передать в министерства свои предложения по техническим новинкам. Само правительство, равно как и известная госкорпорация «Роснано», абсолютно не интересуются, чем занимаются наши ученые. Может, хоть в минэкономразвития найдутся специалисты, которые оценят труд наших инженеров.
Если говорить в целом по стране, то у нас самолеты не строятся. Построили странный Суперджет, который проходит бесконечные испытания. Летчик-испытатель мне как-то позвонил и говорит: у этого Суперджета не сертифицирован двигатель, самолет идет с трудом, и еще долго будет испытываться. Может быть, всю жизнь. Это большая наша боль.
Но у нас есть потрясающие илюшинские самолеты. Ил-76-й я испытывала на грунт. Шикарнейший самолет! Идет красиво. Но все сконцентрировано на Суперджете, не совсем российском проекте. Мною подготовлена разработка по увеличению дальности полета за счет отсоса пограничного слоя. Полностью сделано крыло. Надо провести испытания и ставить новое крыло на Ил-62-м… Но нет денег… А ведь это перспектива увеличения на 30% дальности полета. Американцы сейчас ставят на «боинг» отсос пограничного слоя. А мы, вместо того чтобы модернизировать свои самолеты, покупаем в США списанные «боинги», да у китайцев – совершенно старые самолеты.  Знающие люди говорят, скупили много старья.
– Чем вы объясняете такую антиполитику в области нашего авиастроения? Почему игнорируют нашу науку,  «давят» ученых?
– Считаю, что реализуется известный план: Россию в лоб не возьмешь, ее надо взрывать изнутри, исподтишка разрушать ее национальные устои, ведущие сферы деятельности. Вот и подрывают... Видите, уже нет своей авиации, в небо поднимается изношенная техника, летный состав не всегда должным образом подготовлен. Потому и падают самолеты, вертолеты, гибнут люди десятками и сотнями. Да и на таких грандиозных праздниках, как 9 Мая, хочется видеть новинки, а не подкрашенные аппараты двадцатилетней давности.
– В обществе был спор – пускать натовцев на Красную площадь или нет. Власть проигнорировала глас народа. Натовцы прошагали, правда, не совсем в ногу с нашими военнослужащими, но маршировали под наши марши. Как вы восприняли их участие в параде?
– Пусть прикоснутся к нашим ценностям, традициям, может, меньше будут зариться на Россию, перестанут нам гадости делать. Прошли и убедились, что мы держимся и страна наша, как они ни стараются, не разрушена. Тут же шел советский «Тополь», ракета, которая кого хочешь и чего хочешь собьет. Так что порох еще есть. Но, надо признать, мы уже на пределе. Наши конструкторы устали доказывать и натыкаться на непонимание. У нас же «сократили» многие академии, институты, развалили целые коллективы конструкторские. Это большой урон для российской авиации.
– Нас убеждают, что России выгоднее купить за рубежом новые самолеты. Вы согласны с такой точкой зрения?
– Конечно нет. У России дол­ж­ны быть свои разработки, своя техника, рассчитанная на наш климат, наши расстояния и требования. Это важно для авиации. Иметь свои самолеты – наш приоритет.
– Вы стали летчиком, чтобы мстить врагам своей страны. А сейчас вы активист КПРФ, женского движения «Надежда России». Быть в рядах оппозиции – непростой выбор. Чем он продиктован?
– Я поддерживаю КПРФ душой и сердцем. То, что было наработано при советской власти, – это была вершина, что и показал последний парад на Красной площади. Сейчас быть в КПРФ – это как в партизанском отряде. Моя цель – отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время – бесплодно, его символ – уничтоженный «Буран».
– Вы были участником программы «Буран»?
– Да, «Бурану» посвятила лучшие свои годы. Думала, что слетаю на этом авиалайнере. Выдающиеся творцы советской авиации отдали этому проекту свои самые высокие порывы. 12 млн человек, люди разных профессий были задействованы в создании этой машины. После развала СССР «Буран» ахнул. Людей разбросали в никуда. И сейчас все как будто забыли, что есть у нас эти разработки…
А было у нас 8 «Буранов». Знаю, где четыре из них: один стоит в парке Горького в Москве, второй – в Монино, третий – продали в Австралию, у четвертого рухнула крыша от снега. Где остальные четыре – не знаю. Но то, что «Буран» загубили, – простить нельзя. Непростительно, что в России не хотят производить высококлассную авиатехнику. На старье далеко не уедешь.
– Но вы-то не смирились с таким положением в авиации?
 – Да, сидеть и ждать – не в моих правилах. Хочу написать письмо Путину и сказать ему: оставьте коммерцию, финансируйте свою авиацию.  Без авиации Россия завянет.

Беседовала Галина ПЛАТОВА.

 [15/05/2010]

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article...

Картина дня

наверх