Генерал-майор авиации Петр КАЗАЗАЕВ
Материалы по решению вопроса о возвращении самолетов Ту-160 и Ту-95МС из Украины в Россию
В августе 1999 г. я находился на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском, где проводился авиасалон МАКС. И, неожиданно, получил приказание срочно направиться в Москву на совещание к заместителю председателя правительства И. И. Клебанову.
Приехав к «Белому дому», я обратил внимание, что меня встречает мой заместитель С. И. Адаменко. Он доложил, что по команде сверху был также вызван в правительство и даже привез перечень документов, касающихся самолетов Ту-160 и Ту-95МС, которые остались на территории Украины.
Сразу же оговорюсь, что до этого времени группа специалистов Дальней авиации трижды посещала аэродромы Украины (Прилуки и Узин) с целью оценки технического состояния самолетов Ту-160 и Ту-95МС. Одну из групп возглавлял мой заместитель, п-к Бондарь В. Ф., две других возглавлял я сам. (1994, 1995 и 1996 гг.)
По результатам оценки можно было сделать вывод, что вопросы обслуживания указанных самолетов, мягко говоря, уходили в сторону, так как личный состав сокращался и, в конце концов, на Украине остались всего-то небольшие группы хранения, которые были не в состоянии выполнять на самолетах работы, которые были определены эксплуатационно-технической документацией.
По прибытию в приемную И. И. Клебанова я понял, что совещание серьезное, так как здесь уже были представители МИД РФ, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Министерства имущества, таможенной и пограничной службы и Министерства обороны, которое представлял я.
И.И. Клебанов свое выступление начал с того, что решением Правительства РФ за долги за газ из Украины в Россию будут возвращены 8 самолетов Ту-160 и 3 самолета Ту-95МС. Илья Иосифович коротко объяснил этот финансовый механизм и, обратившись к Любови Кондратьевне Куделиной (в то время заместитель Министра финансов РФ), сказал: «Люба, я правильно все сказал?», на что получил утвердительный ответ.
После чего каждому ведомству была поставлена задача по организации этой работы, и было отмечено, что будет постановление правительства о создании межправительственной комиссии по отработке нормативно-правовых документов для решения этого вопроса.
Меня И.И. Клебанов спросил о состоянии самолетов и можно ли их вообще забирать, на что я ответил, что наступило время, когда забирать их нужно немедленно, иначе еще год-два и будет уже поздно.
После совещания проходило обсуждение этого вопроса в коридорах правительства. Должен отметить, что мнения были полярные. Одни говорили, что решение правильное, другие утверждали, что незачем забирать эти самолеты. Для себя я сделал вывод о том, что предстоит довольно серьезная работа по организации этого процесса, особенно в вопросах согласования документов в Министерствах и ведомствах.
Постановлением Председателя правительства РФ В. В. Путина в сентябре месяце 1999 г. была создана Российская Межведомственная рабочая группа по подготовке проекта соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины по осуществлению передачи стратегических авиационных комплексов и имущества к ним Российской Федерации из Украины. В счет погашения задолженности за поставленный российский природный газ.
Руководителем рабочей группы был назначен первый заместитель Министра финансов РФ А. Л. Кудрин. Заместителем руководителя рабочей группы — статс-секретарь — первый заместитель Министра обороны РФ Н.В. Михайлов.
Ликвидация Ту-160 на Украине
Кроме того, в состав рабочей группы от Министерства обороны вошли главнокомандующий ВВС генерал армии А. М. Корнуков и референт Главнокомандующего ВВС генерал-майор авиации П. Д. Казазаев. (Моя должность в то время была заместитель Командующего 37 ВА ВГК по инженерно-авиационной службе, но так как в правительственное постановление был необходим уровень, то меня определили как референта главнокомандующего ВВС). Кроме того, в состав рабочей группы вошли представители от МИД РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства Государственного имущества РФ, ОАО «Газпром», российского авиационно-космического агентства, Министерства Экономики РФ и аппарата Правительства РФ. В обязанности указанной рабочей группы входила подготовка проекта Соглашения между правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины по определению номенклатуры, количества, стоимости и порядка передачи Российских стратегических авиационных комплексов и иного имущества к ним из Украины.
Украинскую делегацию возглавлял заместитель Министра экономики Украины В. А. Чумаков (руководитель рабочей группы).
Было проведено два заседания рабочих групп, и 30 сентября 1999 г. был согласован совместный проект «Соглашения».
8 сентября 1999 г. в Ялте на встрече правительственных делегаций Российской Федерации и Украины было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о передаче из Украины в Россию тяжелых стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС, крылатых ракет воздушного базирования большой дальности и оборудования.
12 октября 1999 г. Министром Обороны РФ маршалом Российской Федерации И. Д. Сергеевым и Министром Обороны Украины генералом армии Украины А. И. Кузьмуком был утвержден план-график подготовки и перебазирования 8 самолетов, трех самолетов Ту-95МС и другого имущества.
Указанный документ был руководством к действию для специалистов инженерно-авиационной службы Дальней Авиации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. №1183 было утверждено вышеуказанное «Соглашение». Украинское же правительство выход подобного постановления несколько затянуло, что наложило определенные трудности в перегоне самолетов, на которых я остановлюсь ниже.
Постановление кабинета Министров Украины вышло 2 ноября 1999 г. С 20 октября 1999 г. в Украину на аэродромы Прилуки и Узин убыли две группы специалистов инженерно-авиационной службы Дальней авиации в количестве 65 человек. Группу в Узине возглавил мой заместитель п-к Бондарь В.Ф., группу в Прилуках - я сам.
По прибытию в Прилуки я сразу же убыл на аэродром к месту, где находились самолеты Ту-160. Это место было огорожено колючей проволокой, а внутри находился пост украинских военнослужащих.
Поскольку я был в военной форме, то прошел этот пост беспрепятственно и сразу же направился к самолету, который был наполовину разделан, то есть распилен на утилизацию. Что бросилось в глаза, так это то, что американцами и украинцами, похоже, предпринимались серьезные усилия с тем, чтобы распилить центроплан. Но он лежал, не поддавался этим усилиям, и, надо полагать, американцам трудно далась разделка этих самолетов, что говорит о мощи конструкторской мысли специалистов Туполевского КБ.
Что очень задело меня лично, как авиационного инженера, так это то, что был утилизирован самолет с наработкой с начала эксплуатации всего 44 часа. Похоже, самая лучшая машина была выбрана не случайно. Этот факт говорит о том, что наши самолеты были, есть и будут лучшими самолетами в мире и, безусловно, являются «камнем в горле» для наших конкурентов.
Но пора было приступать к работе. В тот же день наши техники и инженеры перекатили первый самолет на территорию технико-эксплуатационной части полка и приступили к оценке его состояния и подготовки к перелету.
Сразу должен отметить, с каким энтузиазмом работали люди, сознавая тот факт, что они являются как бы спасителями этих уникальных крылатых машин. Могу привести такое сравнение, что когда мы увидели все самолеты, стоящие в так называемой «резервации», то они нам напоминали мокрых куриц. А вот когда подготовили первую машину, сделали полную отработку под током, то она стала выглядеть белым лебедем.
К 28 сентября самолет был готов к проведению опробывания двигателей. Об этом моменте хочется сказать отдельно, поскольку указанный самолет на протяжении 8 лет не только не поднимался в воздух, но даже не буксировался по аэродрому!
Процедуру опробывания двигателей проводили на взлетно-посадочной полосе. Ее проводил командир полка полковник Серебряков А. Р. Как только начала запускаться первая силовая установка, отовсюду из самолета полилась какая-то жидкость. Весь инженерно-технический состав бросился к самолету. На проверку оказалось, что это обыкновенная вода. После запуска всех четырех двигателей была проведена проба по установленной программе. Даже дали команду немножко порулить по полосе.
После окончания работ командир доложил, что практически никаких замечаний нет, что еще раз подтверждает надежность наших самолетов.
Устранив незначительные замечания по работе систем самолета, личный состав поставил на отработку очередной самолет, а я доложил главнокомандующему ВВС о готовности самолета к перелету на аэродром Энгельс.
К исходу 1 ноября 1999 г. мы дали заявку по линии КП ВВС РФ и ВВС Украины на перелет в Российскую Федерацию двух самолетов - Ту-160 и Ту-95МС с аэродрома Узин, который также был подготовлен нашими специалистами.
С этого дня начались наши трудности. Разрешение на вылет не давала Украинская сторона. Я обратился с этими проблемами к Главнокомандующему ВВС Украины генерал-полковнику Виктору Ивановичу Стрельникову. Благодаря его помощи, а он обратился к Министру обороны, который в свою очередь обратился к Премьер-министру Украины В. П. Пустовойтенко с просьбой до выхода Постановления Кабинета Министров Украины по межправительственному соглашению разрешить перегнать один самолет Ту-160 и один Ту-95МС на территорию Российской Федерации было получено согласие.
И вот 4 ноября мы наконец получили разрешение на взлет и приступили к подготовке самолета к взлету. Во второй половине дня прибыли пограничники, осмотрели самолет, кабину и дали разрешение занять рабочие места членам экипажа. Однако к этому времени представителей таможенной службы все еще не было. Экипаж полковника Серебрякова А. Р. уже около часа сидел в кабине. Нас к самолету пограничники не пускали.
Встреча экипажа подполковника Скитского, перегонявшего Ту-160 в 2000 г.
Вдруг слышу - запускается ВСУ, а затем пошел запуск первого двигателя. Ничего не понимая, так как не было представителей таможенной службы, я поехал на КДП (командно-диспетчерский пункт) и уже на подъезде к нему увидел машину с таможенниками. Я остановился и вышел из машины. Увидев генерала, они подошли ко мне и спросили, почему запускается самолет без таможенного досмотра. Я в сердцах высказался в их адрес: вы бы еще в полночь приехали... А те отменили вылет без объяснения причин на это.
Пришлось перенести заявку на следующий день. Переговорив с руководством ВВС Украины и доложив о тех безобразиях, которые устроили представители таможенной службы, я получил заверение в том, что завтра, то есть 5 ноября, на вылет вообще прибудет начальник таможенной службы из г. Чернигова.
На следующий день с утра начали подготовку самолета к вылету. В районе 10 часов из г. Чернигова действительно прибыл, как у нас говорят, большой начальник. Мы познакомились, что бросилось в глаза, - на нем была очень красивая форма и генеральские погоны, а фуражка оформлена очень дорогим шитьем. Должен заметить, что форме соответствовал и довольно порядочный человек, который в моем присутствии отчитал вчерашних таможенников за нерадивость и приказал за 30 минут все оформить, что, кстати говоря, и было сделано.
Когда экипаж запустил двигатели и начал выруливать на ВПП, таможенный генерал спросил у меня: «Могу ли я сделать съемку взлета на видеокамеру?» На что я ответил согласием, спросив, зачем это ему нужно, тем более что стоял сильный туман. Он сказал, что ему приказано доставить видеоматериал взлета самолета в Совет безопасности Украины.
И вот, 5 ноября 1999 г. в 13 часов полковник Серебряков А. Р. произвел взлет с аэродрома Прилуки на самолете Ту-160 и взял курс на Россию, предварительно пройдя на малой высоте над жилым городком и аэродромом. Меня вызвал на связь Главнокомандующий ВВС Украины В. И. Стрельников и сказал, что сейчас группа корреспондентов из Киева подъедет на аэродром, и он просил бы меня, чтобы я дал интервью для телеканалов Украины. Я сказал, что доложу руководству и если получу разрешение, то непременно исполню просьбу.
Доложив Главнокомандующему ВВС генералу армии А. М. Корнукову, я получил разрешение. В своем интервью я много хороших слов сказал в адрес инженерно-технического состава ВВС Украины, которые как могли поддерживали состояние техники, оказывали помощь в подготовке, а когда улетал первый самолет, многие, надев парадную форму, пришли проводить его. И не в последний путь, а туда, где, я надеюсь, в отместку тем, кто «резал» эти самолеты, он обретет долгую и счастливую жизнь.
Отдельные слова благодарности я через СМИ передал в адрес Главнокомандующего ВВС Украины.
После возвращения двух самолетов в Россию в декабре месяце была сформирована очередная группа инженерно-технического состава во главе с заместителем Главного инженера Дальней Авиации полковником Германовичем В. В., которая убыла на Украину, и уже в 2000 г. завершила подготовку и перегонку остальных самолетов.
Заканчивая это далеко не полное воспоминание тех дней, хотелось бы отдельно остановиться и выразить глубокую признательность и благодарность личному составу инженерно-авиационной службы 184-го и 121-го тяжелых бомбардировочных авиационных полков и их руководителю, заместителю командира дивизии по инженерно-авиационной службе полковнику Попову А. Н., который в тяжелейших условиях обеспечил подготовку и перелет самолетов с аэродромов Украины в Россию. Низкий им поклон.
Фото Е. Казеннова
http://vadimvswar.narod.ru/ALL_OUT/AiKOut06/WhSwRoHo/WhSwRoH...