Победители вражеских ракет



Победители вражеских ракет


4 марта 1961 года советская противоракета В-1000 впервые в мире осуществила перехват и поражение боеголовки баллистической ракеты.

К началу 50-х годов прошлого века ядерная бомба уже стала главным оружием и главным фактором мировой политики. В Советском Союзе были достигнуты первые успехи в разработке зенитных ракет ПВО, способных поражать тяжелые и высотные бомбардировщики, несущие ядерное оружие.

Но технический прогресс, особенно в военной сфере, никогда не стоит на месте. На смену самолету с ядерной бомбой пришла ракета с атомной боеголовкой.
И если бомбардировщики еще можно было перехватить с помощью высотных истребителей или первых ракет ПВО, то технических средств борьбы с баллистическими ракетами в начале 50-х годов XX века не было даже на чертежах.
Военные руководители нашей страны прекрасно осознавали эту опасность. В августе 1953 года высшему руководству СССР поступило так называемое письмо семи маршалов. Среди подписавших его были Жуков, Василевский, Конев и другие герои недавних битв Второй мировой войны.

Советские маршалы предупреждали о новой опасности: «В ближайшее время ожидается появление у вероятного противника баллистических ракет дальнего действия как основного средства доставки ядерных зарядов к стратегически важным объектам нашей страны. Но средства ПВО, имеющиеся у нас на вооружении и вновь разрабатываемые, не могут бороться с баллистическими ракетами…».

Сбить ракету могла только ракета — самолеты и зенитная артиллерия тут были бессильны. Но в то время не имелось ни средств управления, ни необходимых для такой точности вычислительных машин. На первом совещании по поводу создания противоракеты один из его участников даже воскликнул: «Это такая же глупость, как стрельба снарядом по снаряду…». Но опасность, которую несли нашим городам ядерные боеголовки в неуловимых ракетах, не оставляла выбора.

Первые исследования проблем противоракетной обороны были начаты в декабре 1953 года, вскоре для этих целей было создано специальное конструкторское бюро СКБ-30. Его возглавил специалист в области зенитных ракет подполковник Григорий Кисунько. До этого он создавал первый комплекс ПВО Москвы С-25, который мог сбивать стратегические бомбардировщики. Теперь предстояло «научить» ракеты сбивать ракеты.

Экспериментальная система противоракетной обороны получила кодовое наименование — Система «А». Для ее испытания был создан огромный, в 80 тысяч квадратных километров, специальный полигон Сары-Шаган в степях Казахстана. В 1957 году десятки объектов на новом полигоне строили 150 тысяч солдат.

Для успешного создания противоракетной Системы «А» необходимо было решить массу сложнейших технических задач: разработать собственно противоракету, способную быстро маневрировать, создать для нее надежные системы связи, управления и обнаружения вражеских баллистических ракет.

Победители вражеских ракет

Баллистическая ракета Р-12. Фото: kollektsiya.ru

Сама противоракета разрабатывалась конструкторским бюро Петра Грушина в подмосковном городе Химки. До этого именно Грушин создал первые ракеты, способные сбивать высотные самолеты.

Но в связи с высокими скоростями ракет, куда более высокими, чем у самых быстрых самолетов, управление противоракетой должен был полностью осуществлять компьютер, а не человек-оператор. Для середины прошлого века это была сложнейшая задача. Новая экспериментальная противоракета, оснащенная компьютером, получила имя В-1000.

Для противоракеты создавались две боеголовки. Одна «специальная» — с атомным зарядом, чтобы поражать вражеские ракеты в стратосфере на большом расстоянии ядерным взрывом. Неядерная боеголовка была осколочной, состоявшей из 16 тысяч шариков с ядром из твердого, почти как алмаз, карбида вольфрама.

К лету 1957 года Система «А» научилась «видеть» летящие баллистические ракеты, через год расстояние обнаружения увеличили до 1000 километров. Теперь предстояло научиться сбивать ракету на высоте за облаками. При этом противоракета должна была поражать именно боеголовку, отличая ее от отделяющихся ступеней корпуса ракеты.

Первые пробные запуски противоракет для перехвата баллистических ракет в 1960 году закончились серией неудач. Основной проблемой было взаимодействие наземных радиолокационных станций с компьютером противоракеты.

Однако к весне 1961 года эти сложнейшие технические проблемы удалось решить. 4 марта 1961 года состоялся первый в истории человечества удачный перехват баллистической боеголовки управляемой ракетой.

Баллистическая ракета Р-12, которой предстояло стать целью, была запущена с полигона Капустин-Яр в Астраханской области. Радиолокационная станция Системы «А» обнаружила запущенную ракету на расстоянии 1500 километров, автоматикой была вычислена ее траектория, и осуществлен пуск противоракеты.

Пролетев к цели 60 километров, противоракета В-1000 на высоте 25 километров взорвалась примерно в 30 метрах от летящей боеголовки. Чтобы понять сложность задачи, достаточно указать, что боеголовка летела со скоростью свыше 2500 км/ч. В результате поражения шрапнелью из карбида вольфрама боеголовка ракеты Р-12 с весовым эквивалентом ядерного заряда разрушилась и частично сгорела в полете.

Задача по перехвату баллистической ракеты была успешно решена. Если раньше территория нашей страны была абсолютно беззащитна против ракет с ядерными боеголовками, то отныне ситуация стала меняться, страна получила свой «ракетный щит». 4 марта 1961 года можно по праву считать не только большой победой, но и днем рождения войск противоракетной обороны.
 
Автор Алексей Волынец

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх