На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НИЛОВ - "ИЛЫ" ЧЕРЕЗ ОБЪЕКТИВЫ ФОТОКАМЕР ...

 

Николаю Васильевичу Нилову было всего 14 лет, когда его по просьбе своего дяди, работавшего мотористом в сборочном цеху опытного конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина, взяли в фотолабораторию учеником лаборанта, поскольку к тому времени он уже был фотографом-любителем. Так в 1943 году он попал в коллектив знаменитого КБ, да так и остался в нём до настоящих дней, пройдя вместе со всеми ильюшинцами все этапы послевоенного развития авиации нашей страны. 71 год он работает главным фотографом в АК им. С.В. Ильюшина ...

Все фото, представленные ниже, сняты в Музее авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина.

(кликабельно временами до 1600)
1.



Уже в то время кино и фотокамеры повсеместно использовалась для получения различной информации при проведении испытаний новой авиационной техники. С середины 1930-х годов начала производиться отечественная киносъемочная техника. Первая камера советского производства- КС-2, КС-21 завода «Ленкинап» 1937 года уже предназначалась для звуковой синхронной съемки. С этой камерой довелось поработать и Николаю Васильевичу ...
2. /фото Wikipedia/


В конструкторском бюро Ильюшина в 1946 году был создан первый реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями А.М. Люльки АЛ-1. Возникла необходимость записать показания приборов, но тогда еще не было специальной контрольно-записывающей аппаратуры. Для выполнения этой задачи как раз и решили использовать КС-2. Ее укрепили на кронштейне над головами пилотов. В нужный момент ее включали, и она снимала показания приборов на приборной доске. Всем этим хозяйством и занимался Николай Васильевич, фактически принимая участие непосредственно в испытаниях новой машины ...
3.


Прошло уже 66 лет со дня первого полета фронтового бомбардировщика Ил-28. Было выпущено более 5000 машин этого типа. Не одно поколение летчиков было воспитано на этих самолётах. В процессе проведения испытательных полётов возникла необходимость фиксирования показаний приборов. Решено было установить дублер приборной доски вместе с кинокамерой в бомбоотсеке. Николай Васильевич сумел организовать срочную обработку отснятого материала ...
4.


Через руки Николая Васильевича за долгое время работы в КБ прошла не одна фотокамера. Работал он и среднеформатной «Москвой», которая выпускалась в СССР в 1946 -1960 годах Красногорским механическом заводом (КМЗ). Прототипом этой камеры послужили немецкие «Zeiss Super-Ikonta» фирмы Zeiss Ikon. Техническую документацию, оборудование и задел деталей этой фирмы СССР получил в счёт репараций после Великой Отечественной войны. Первые партии фотоаппаратов «Москва» комплектовались узлами немецкого производства (в частности, объективами и центральными затворами "Компур"). "Компур" считался более совершенным заводным затвором. Он имел широкий диапазон моментальных скоростей от 1 до 1/250 секунды, а также позволял отмерять продолжительные выдержки от руки. Затворами этой системы, называемыми "Момент", как раз и были снабжены три модели отечественных фотоаппаратов "Москва"...
 5. /фото Wikipedia/


В октябре 1943 года в ОКБ С. В. Ильюшина в инициативном порядке начались работы по проектированию пассажирского самолёта. Первый полёт Ил-12 с дизельными двигателями АЧ-31 состоялся 15 августа 1945 года.
6.


Первые полёты лётчиков-испытателей Владимира и Константина Коккинаки по программе заводских испытаний выявили необходимость значительной доработки двигателей. Дизельные двигатели АЧ-31 заменили на бензиновые АШ-82ФН.
7.


18 августа 1946 года состоялся первый публичный показ самолёта на воздушном параде в Тушино. 21 октября 1946 года вышел приказ Министерства авиационной промышленности о запуске Ил-12 в серийное производство на московском заводе № 30 "Знамя труда " , расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве ...
8.


Впервые за рубежом Ил-12 демонстрировался 24 апреля 1948 года в Польше на Познаньской ярмарке. По итогам этого показа авиакомпания LOT закупила пять самолётов Ил-12Б. А в 1949—1951 годах ещё 10 машин приобрела чешская Czech Airlines ...
9.


Первый опытный Ил-14 был построен с крылом и оперением Ил-12. На нём отрабатывалась новая гидросистема, усовершенствованный механизм закрытия створок шасси, комплексная воздушно-тепловая противообледенительная и отопительная система. Первый полёт опытного Ил-14 с поршневыми двигателями АШ-82ФН был совершён 13 июля 1950 года под командованием Владимира Коккинаки. Полёт продолжался всего 15 минут из-за высокой температуры в теплообменниках воздушно-тепловой системы. Для второго опытного экземпляра Ил-14, получившего обозначение Ил-14П, была спроектирована новая выхлопная и воздушно-тепловая системы, объединённые в единый агрегат; для улучшения управляемости на малых скоростях площадь вертикального оперения Ил-14П была увеличена на 17 %. Также был улучшен обзор из кабины путём увеличения передних и боковых стёкол. 1 октября 1950 года экипаж Владимира Коккинаки совершил первый полёт на Ил-14П с двумя двигателями АШ-82Т ...
10.


Ил-14 на заснеженном поле Ходынского аэродрома, заснятый Ниловым на среднеформатную камеру ...
11.


Если при съёмке со штатива статичного самолёта была возможность выполнить несколько кадров, отснять серию, то для фиксирования взлёта или посадки такой возможности просто не было. На установленной на штативе камере Николай Васильевич заранее выставлял значения диафрагмы и выдержки, и дальше требовалось точно поймать момент прохода самолёта в поле зрения объектива. Выполнить второй кадр возможности уже не было...
12.


Съёмки в воздухе, на борту воздушного судна - отдельный и наиболее сложный вид съёмок. По началу, ещё с большими камерами на триногах, выполнять такие съёмки было очень тяжело. А при съёмке через стекло иллюминатора - практически невозможно.  Николай Васильевич рассказывал, что часто, уже проявляя отснятое, на выходе получались одни размытые кадры...

Легче стало с появлением более компактных камер, вроде этой отечественной среднеформатный дальномерной "Искры",  выпускавшейся в 1960—1963 гг. на Красногорском механическом заводе ...
13.   /фото Wikipedia/


Кроме сложностей с выбором камеры для съёмки c борта самолёта возникало ещё масса других проблем, связанных с тем, что приходилось учитывать и подбирать погодные и высотные условия полёта, работу экипажа при пилотировании в паре со снимаемым самолётом, температуру за бортом, которая обычно всегда была заметно ниже аэродромной. Для съёмки открывали дверь в хвостовой части самолёта, иногда устанавливали защиту в виде фанеры по пояс, и закрепляли страховочный ремень. Наиболее удачные кадры получались при маневрировании парой, когда появлялся желаемый ракурс (Николай Васильевич не любил чистые боковые виды, и всегда старался придумать что-нибудь для наиболее выгодного ракурса). Для этого с экипажем заранее оговаривались режимы полета и необходимые манёвры. Кроме того, конечный результат можно было оценить только лишь после посадки и проявки отснятого. В случае неудачи приходилось подниматься в воздух повторно ...

Как то раз, выполняя фотосъёмку с борта Ил-14, необходимо было подняться на значительную высоту. Экипажу выдали кислородные маски, а про Николая Васильевича забыли ... Так и полетели на съёмку. Нилову пришлось снимать с открытой дверью в разреженном воздухе, однако работу он всё равно выполнил. После этого случая стали специально включать наддув в пассажирском салоне ...
14.


1 апреля 1953 года Совет Министров СССР принял постановление № 947—407сс о запуске Ил-14П в серийное производство на авиазаводе № 84 в Ташкенте. Производство самолёта было организовано к осени 1953 года. Популярность Ил-14 была настолько высокой, что на эту машину обратили внимания и зарубежные авиаперевозчики. Позднее (в 1954 году) документация для серийного производства ИЛ-14П была передана в ЧССР, где они выпускались под обозначением АВИА-14, а также в ГДР...
15.


Камера Linhof Technika 70 (версия "Technika V" со складным мехом и форматом плёнки 6х9) производилась с 1962 года по 1979 год. Как и её коллеги по авиационной съёмке, тоже поучаствовала в летописи КБ и побывала в руках у Нилова, и даже, временами, использовалась в съёмках с борта самолёта ...
16.   /фото Wikipedia/


В июне 1957 года на Ходынке состоялся осмотр первого Ил-18 руководителями партии и правительства во главе с Хрущёвым, по предложению Первого секретаря Московского городского комитета КПСС Фурцевой самолёту дали имя собственное: «Москва». Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года, перелетев с Центрального аэродрома на лётную базу в Жуковский (продолжительность полёта составила почти два часа)

На фото ниже - красавец Ил-18, попавший в объектив Николая Васильевича на лётном поле Центрального аэродрома в начале своей долгой лётной жизни ...
17.


Выпускался Ил-18 серийно с 1959 по 1978 год на заводе № 30 «Знамя труда».  Всего было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные - специальные (для ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные.

Ниже - кадр из сборочного цеха, снятый Ниловым на одну из среднеформатных камер ...
18.


Активный рост производства самолётов, выпуск новых моделей, а вместе с этим и постоянно увеличивающийся объём задач по съёмке требуют от Николая Васильевича постоянного повышения квалификации. Не прекращая работы в КБ, он оканчивает специальную школу фоторепортажа. Со слов Генриха Новожилова, Николай Васильевич всегда знал, что интересует инженеров в КБ. Фотографии он делал так, чтобы конструктор понимал главную идею уже решенного технического вопроса. Целый день был на ногах, всюду необходимо было успеть. Часто приходилось видеть мокрого от пота, но продолжавшего выполнять свою работу Нилова ...
19.


В начале 60-х  Аэрофлот начинает пассажирские перевозки на Ил-18. На фото ниже - перрон Адлера. Кадр ниже сделан Николаем Васильевичем на фотоаппарат  "Искра" ...
20.


Для удобства выполнения съёмок с борта самолёта Ниловым использовался и Asahi Pentax — малоформатный однообъективный зеркальный фотоаппарат производившийся с незначительными изменениями в Японии фирмой Asahi Optical с мая 1957 года по март 1958 года с размером кадра 24×36 мм ...
21.   /фото Wikipedia/


Когда проводились воздушные съёмки Ил-62М и Ил-86 в воздух поднимался Ил-18. В парном полёте открывалась задняя дверь, в проёме которой по пояс была закреплена защитная перегородка. И вот через эту дверь, с включённым наддувом воздуха, подобрав ракурс и дождавшись правильного положения крыла Ил-18 (необходимо было избежать попадания горячих выхлопных струй от двигателей), Николай Васильевич и производил фотосъёмку ...
22.


Профессия фотографа была широко востребована в ОКБ, создающим новые самолеты. Первый полет, поскольку происходит это не часто, должен быть запечатлен для истории. Самолет начинает летать, а конструкторы планера, шасси, систем естественно интересуются, как выглядят их творение в воздухе.

На фото ниже Сергей Владимирович Ильюшин и Генрих Васильевич Новожилов  у первого опытного Ил-62 ...
23.


Сборка Ил-62 на Казанском авиазаводе ( 1964 год )
24.


Ил-62 появился в 1965 году в Ле Бурже. Именно тогда, впервые в составе нашей делегации был и Николай Васильевич. Так началась его работа на международных авиационных салонах – Париж, Лондон, Берлин, Пекин, Сидней ...
25.


Перрон Шереметьево - высадка пассажиров с только что прибывшего Ил-62 ...
26.


Профессия авиационного фотографаБ конечно, не столь опасна, как профессия испытателя, но и в ней присутствует элемент риска. Кроме сложности выполнения съёмок с ботра судна появляется ещё одна, которую скорее можно отнести к "играм судьбы". В 1965 году Нилов должен был лететь в Ашхабад с группой летчиков и инженеров-испытателей завода №240, выполнявших испытательный полет на первом опытном самолете Ил-62 по маршруту Раменское - Ташкент - Ашхабад. Но не полетел (помешал больничный) ... При взлете с максимальным полетным весом Ил-62 СССР-06156 отделился от ВПП с большим углом атаки и на недостаточной скорости (вероятно, из-за потери тяги одним или двумя двигателями вследствие помпажа), набрал высоту не более 3-4 м, после чего столкнулся с железобетонным ограждением аэродрома, упал на землю и загорелся. Все 10 человек, находившихся на борту погибли ...
27.


22 февраля 1970 года ОКБ Ильюшина получило техническое задание на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолёта на 350 мест. 9 марта 1972 года Совет Министров СССР принял постановление № 168-68 о начале работ по широкофюзеляжному самолёту Ил-86. Одним из требований, предъявленных к самолёту, было условие обеспечения перевозки багажа по принципу «багаж при себе». Это условие потребовало провести обширный комплекс исследований, связанных с выбором диаметра фюзеляжа. Результатом этих исследований, в котором приняли участие специалисты ЦАГИ, стал фюзеляж, позволивший установить в одном ряду 9 кресел с двумя проходами, причём ширину этих проходов сделали больше, чем на сходных широкофюзеляжных самолётах типа DC-10 ...
28.


На кадрах выши и ниже - процесс статических испытаний Ил-86 - один из важных этапов испытательной программы, и, конечно, это требовало отдельной фотофиксации ...
29.


Одно из интересных событий, попавших в объектив фотокамеры: транспортировка фюзеляжа Ил-86 из испытательного цеха Центрального аэродрома для испытаний на ресурс на территорию испытательного центра в Жуковском (аэродром ЛИИ). Для осуществления этой задачи фюзеляж был разобран на части, и сначала по Москве-реке ...
30.


... а затем уже сухопутно был доставлен на аэродром в Жуковский ...
31.


Много важных событий из жизни ильюшинского КБ удалось увидеть и зафиксировать Николаю Васильевичу. На кадре ниже - завершение строительства изделия "86" ...
32.


Первый полёт опытный самолёт Ил-86 выполнил 22 декабря 1976 года экипаж Э. И. Кузнецова.
Взлёт Ила с Центрального аэродрома на Ходынке ...
33.


Кадр с экипажем после рекордного полёта на максимальную загрузку ...
34.


Ил-86 выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже (ВАСО). Всего было построено 106 самолётов всех модификаций (102 Ил-86 и 4 Ил-80 для нужд МО СССР)

Первый серийный Ил-86 выходит из ворот сборочного цеха ...
35.


Создатели и испытатели Ил-86 на гостеприимной кавказской земле - аэропорт в Минеральных водах ...
36.


Начало выполнения международных полетов самолётами Ил-86 - кадр, сделанный на перроне аэропорта в Будапеште ...
37.


И снова Ходынка - взлёт первого опытного Ил-76 с бетонки Центрального аэродрома. Виктор Николаевич рассказывал, что эта необычная для ильюшинских машин, окраска чем-то не понравилась генеральному ...
38.


Для съёмки Ил-76 в воздухе использовался ещё один аналогичный борт. Съёмка проводилась через открытую рампу. Николай Васильевич, пытаясь добиться красивого ракурса "чуть сбоку", в одном месте слишком близко подошёл открытому люку. В тот же момент сильный поток сильно ударил по ногам и показалось, что брюки разлетелись по швам. Конечно была надета страховка, но силу этого потока Нилов запомнил надолго ...
39.


Съёмка Ил-86 СССР-86003 выполнялась с Ил-18. Сейчас этот борт находится на стоянке АТЦ МГТУ ГА в Шереметьево ...
40.


Ил-96МО - первый российский самолёт, разработанный в сотрудничестве с западными компаниями. Был изготовлен только один, опытный образец. В марте 1993 года фюзеляж опытного Ил-96-300 был удлинён, двигатели ПС-90 заменены на Pratt&Whitney PW2337 (впервые в истории российской авиации на самолёте были установлены американские двигатели) тягой 17030 кгс, установлена западная авионика .

Кадр из опытного цеха ОКБ ...
41.


Бежали года, менялись и камеры. Одной из последних плёночных камер был зеркальный Canon EOS-1, эра плёнки начинала передавать эстафету цифровым камерам. Кадр ниже снят на плёночную камеру в совсем плохую погоду 6 апреля 1993 года. Именно в этот день состоялся первый взлёт Ил-96МО с Центрального аэродрома в Москве ...
42.


Сегодня Николай Васильевич Нилов продолжает свою работу в АК им С.В. Ильюшина. Он - один из лучших специалистов в авиационной фотографии. И никто не может дать этому удивительно бодрому и прекрасно выглядящему энергичному мужчине его 85 лет. Да он и сам всегда говорит, что выглядит намного моложе своих лет!

Большая часть всех фотографий, на которых запечатлены основные этапы и изделия ильюшинского КБ, были сделаны Николаем Васильевичем, и объединяет все эти кадры одна общая деталь - ни на одной их фотографий нет его подписи ...

http://tankasan.livejournal.com/99377.html

 

Картина дня

наверх