На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

BGM-109 "Томагавк"

BGM-109 "Томагавк"


Каждый раз, когда США организуют новый проект по насильственному установлению демократии, мы слышим из всех СМИ одни и те же фразы: Авиация наносила удары высокоточным оружием, с ракетных крейсеров и ПЛАКР велся обстрел крылатыми ракетами "Томагавк". Что же это за высокоточный индейский топор войны, я попробую рассказать в этой статье.

----------------------<cut>----------------------

К началу 70-х годов советский ВМФ стал самым современным технически и технологически и одним из самых мощных морских флотов в ми­ре. Новенькие корабли советского ВМФ: крейсеры 58-го проекта, эсминцы 61-го проекта, атомные подводные лодки 675-го проекта, воору­женные КР большой дальности комплексов П-35 (дальность пуска — 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) соответственно. Потрясающий "экстерьер" кораблей и их мощное ракетное вооружение поражали воображение и вызывали обоснованную зависть натовских флотовод­цев. Большинство надводных кораблей их флотов были заложены еще во времена Второй мировой войны. Натовские надводные корабли, их дизельные и атомные ПЛ вооружены были артиллерийскими системами и торпедным оружием. К тому времени подобное оснаще­ние военно-морских сил выглядело абсолютным анахронизмом. Исключение составляли только 41 ПЛАРБ ВМС США, которые к флоту имели исключительно формальную привязанность, и единичные экземпляры современных кораблей — атомный крейсер УРО "Лонг Бич" и атомный авианосец "Энтерпрайз".
В 1971 году руководство американского морского флота инициировало программу создания стратегической крылатой ракеты для атомных ПЛ. На начальном этапе рассматривались два варианта крылатых ракет (КР).

Первый вариант. Это большая КР калибра 55 дюймов под пусковые установки ракет "Поларис" UGM-27, снимае­мых с вооружения. Этот вариант предусматривал принять на вооружение тяжелую КР подводного старта боль­шой дальности полета — до 3000 миль и размещение ракет на борту десяти ПЛАРБ типов "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен" в пусковых установках ракет "Поларис". Тем самым ПЛАРБ становились носителями стратегических крылатых ракет ПЛАРК.
Второй вариант. Малая КР калибра 21 дюйм дальностью полета до 1500 миль под 533-мм торпедные аппараты подводных лодок.

В июне 1972 года был выбран вариант КР под торпедные аппараты. Тогда же программа получила наименование SLCM (Sea Launched Cruise Missile) — крылатая ракета морского базирования. В январе были отобраны два самых многообещающих проекта для участия в конкурсных испытаниях. Первый — фирмы General Dynamics: ракета UBGM-109A, второй — фирмы LTV: ракета UBGM-110A. В феврале 1976-го начались испытания макетов ракет с ПЛ из подводного положения. Ракета BGM-109A была объявлена победителем конкурса еще на начальном этапе испытаний.

BGM-109 "Томагавк"


Старт крылатой ракеты "Томагавк" из подводного положения

В марте того же года флотское начальство принимает решение, что SLCM должна стать основным оперативно-тактическим и стратегиче­ским оружием надводных кораблей. В марте 1980 года состоялось первое летное испытание ракеты BGM-109A, пуск произведен с борта эс­минца ВМС США Merrill (DD-976). В июне этого же года прошли успешные летные испытания лодочного варианта ракеты. Это событие стало знаковым в истории ракетного оружия на море: произведен первый в мире пуск стратегической КР с борта подводной лодки ВМС США Guitarro SSN-665. В течение трех лет проводились интенсивные летные испытания ракет BGM-109A, произведено более 100 ракетных тестов. В результате в марте 1983 года представитель ВМС США по связям с общественностью объявил: "Ракета достигла эксплуатационной готов­ности и рекомендуется к принятию на вооружение".

BGM-109 "Томагавк"

http://nnm.ru/blogs/dave77777/bgm-109_tomagavk/
Пуск BGM-109 с борта ракетного крейсера типа «Тикондерога»

BGM-109 Томагавк — это всепогодная крылатая ракета морского, воздушного и наземного базирования.
Ракета выполнена по самолетной схеме — моноплан, имеет корпус цилиндрической формы, складывающееся и утапливаемое в корпус кры­ло в центральной части и крестообразный четырехперьевой стабилизатор в хвостовой. Корпус изготовлен в основном из алюминиевых спла­вов, часть элементов конструкции и аэродинамических поверхностей выполнена из графито-эпоксидного пластика и радиопрозрачных мате­риалов. Для уменьшения радиолокационной заметности на корпус, крыло и стабилизатор нанесено специальное радиопоглощающее покрытие. Ракета состоит из шести отсеков: первый — аппаратура системы управления и наведения; второй — боевая часть с предохранительно-исполнительным механизмом; третий — первая секция топливного бака; четвертый — силовые приводы механизма развертывания крыла и вто­рая и третья секции топливного бака (максимальный объем вместимости бака — 600 кг топлива JP-9); пятый — воздухозаборник и термобата­рея; шестой — маршевый двигатель и приводы стабилизатора и руля направления. К последнему отсеку соосно с ракетой пристыкован стар­товый ракетный твердотопливный ускоритель Atlantic Research Mk 106 тягой 26,7 kN (6000 фунтов) и временем работы 12 секунд.
Рисунок
На ракете установлен маршевый двухконтурный малогабаритный двигатель весом 58 кг, длина — 0,94 м, диаметр — 0,305 м ДТРД Williams F107 — WR-400 тягой 2.7 kN (272 кг).

Система управления и наведения КР представляет собой комплекс трех систем, выстроенных последовательно, так, что каждая следующая исправляет ошибки предыдущей.
Первая — инерциальная навигационная система управления TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System) работает на начальном и среднем участках полета ракеты (вес — 11 кг). Она включает бортовой компьютер, инерциальную платформу и барометрический высотомер. Инерциальная платформа состоит из трех гироскопов и трех акселерометров. Система обеспечивает ведение ракеты по маршруту с ошибкой не более 1 метра на 1 км полета.

Вторая система — корреляционная по контуру рельефа местности McDonnell Douglas AN/DPW-23 TERCOM (Terrain Contour Matching) работает на среднем и конечном участках полета ракеты. Она включает компьютер, радиовысотомер. В компьютере на жестком диске содержится набор эталонных карт районов по маршруту полета ракеты. Ширина луча радиовысотомера — 13-15 градусов (диапазон частот — 4-8 ГГц). Принцип работы системы TERCOM основан на сопоставлении рельефа местности конкретного района нахождения ракеты с эталонными картами рельефа местности по маршруту ее полета. Определение рельефа местности осуществляется путем сравнения данных радио- и баро­метрического высотомеров. Первый измеряет расстояние до поверхности земли (реальную высоту), второй — высоту полета относительно уровня моря. Информация о рельефе местности хранится в памяти бортового компьютера, где сопоставляется с данными фактической мест­ности. Компьютер выдает сигналы коррекции для инерциальной системы управления. Весь маршрут полета КР над сушей разбивается на 64 района коррекции протяженностью по 8 км и шириной от 2 до 48 км.

Третья система — электронно-оптическая корреляционная AN/DXQ-1 DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation), которая позволяет существенно повысить точность стрельбы (КВО — до 10 м). В ней используются цифровые изображения в оптическом и инфракрасном диапазоне предварительно отснятых районов местности по маршруту полета КР. DSMAC начинает работать на конечном участке траектории полета ракеты, после последней коррекции по системе TERCOM. С помощью телевизионного датчика производится осмотр подстилающей поверхности в районе цели. Полученные изображения в цифровой форме вводятся в компьютер, который сравнивает их с эталонами, хранящимися на жестком диске. Любые отклонения приводят к коррекции курса ракеты.

BGM-109 "Томагавк"


Принцип действия навигационных систем TERCOM и DSMAC на КР "Томагавк"

Вот как сам главный конструктор ракеты Роберт Олдридж — ведущий инженер General Dynamics — описывал свое изделие в журнале "Нейшн" в статье "Пентагон на тропе войны" от 27 марта 1982 года: "Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте около 20 000 футов. Это считается для ракеты небольшой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и следовательно, увеличивает радиус действия. Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM. TERCOM может следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой точностью, можно сказать, убийственной, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например, МБР(ред. Dave77777. Тут разработчик явно слукавил). Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, "Томагавк" на экране будет похож на чайку (ред. Dave77777 "Чайка" Газ-13). В пределах 50 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска".

Модификации Томагавков

Учитывая, что проект SLCM (Sea Launched Cruise Missile) создавалась в период холодной войны в первую очередь предполагалось оснащение ракеты ядерной боевой частью для поражения крупных надводных целей (читай соединений советского ВМФ).

BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile — Nuclear) — ракета для ударов по наземным целям, осна­щенная ядерной БЧ. Боевой частью ракеты служит термоядерное зарядное устройство переменной мощности W-84 весом 123 кг, размеры: длина — около 1 м, диаметр — 0,27 м. Мощность заряда от — 0,2 до 150 кт. Всего с 1983 по 1986 год на надводных и подводных боевых кораблях ВМС США размещено 880 ракет TLAM-N. В 90-е годы 2/3 из них модифицированы в TLAM-C, 350 сняты с кораблей и складированы отдельно от боеголовок.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109A (TLAM-N)

BGM-109 "Томагавк"


Стандартная программа полета КР BGM-109A

BGM-109B — противокорабельная ракета, позже переименованная в связи с новыми условиями классификации морского ракетного оружия в RGM/UGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile), создавалась одновременно с ядерным вариантом BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile — Nuclear), она была фактически первой ракетой, принятой на вооружение. На ракете TASM вместо коррелирующей системы TERCOM, очевидно бесполезной при полетах над морской поверхностью, установлена активная радиолокационная головка самонаведения AN/DSQ-28 J-диапазона. Ракета оснащена 1000 фунтовой (454 кг) полубронебойной головной частью WDU-25B. Чтобы обеспечить помехозащищенность, предусматривается работа ГСН на переменной частоте, меняющейся по случайному закону. После окончания Холодной войны большая часть ракет BGM-109B была переоборудована в модификацию BGM-109C.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109B (TASM)

BGM-109 "Томагавк"


Стандартная программа полета КР BGM-109B

BGM-109C TLAM-C (Tomahawk Land-Attack Missile — Conventional) — ракета предназначена для ударов по наземным целям в обычном снаряжении, первоначально имела наименования BGM-109C-1 вариант КР для надводных кораблей, BGM-109C-2 вариант КР для подводных лодок, впоследствии в 1986 году во избежание путаницы переименована в RGM-109C и UGM-109C соответственно. Ракета более известна под другим наименованием — Tomahawk Block 2. BGM-109C была наиболее массовой ракетой и широко использовалась в операции "Буря в пустыне" в 1991 году.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109С

BGM-109 "Томагавк"


Стандартная программа полета КР BGM-109С

В 1993 году на вооружение ВМС США была принята модернизированная ракета BGM-109С Block III, суть модернизации заключалась в добавлении к комбинированной навигационной системе спутниковой системы GPS, это позволило существенно учеличить точность ракеты. Потребность модернизации была вызвана неудовлетворительной работой системы TERCOM в пустынных и прибрежных участках.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109С Block III

BGM-109 "Томагавк"


Стандартная программа полета КР BGM-109С Block III

BGM-109D (Tomahawk Block 2B) переименована в RGM/UGM-109D прежде, чем поступила на вооружение американского флота в 1988 году. TLAM-D (Tomahawk Land-Attack Missile-Dispenser) — ракета для ударов по наземным целям, оснащена кассетной БЧ, предназначена для борьбы с легкобронированной техникой и живой силой противника. Кассетная боевая часть содержит 166 малокалиберных боеприпасов BLU-97B комбинированного действия, каждый весом 1,5 кг, в 24 пакетах. Ракеты этой модификации использовались в операции "Буря в пустыне", когда применение ракет с унитарной боевой частью было не обосновано (атака колонн передвигающихся в пешем порядке или на легкобронированной технике).

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109D

BGM-109 "Томагавк"


Стандартная программа полета КР BGM-109D

BGM-109E и BGM-109F должны были стать следующим поколением КР Tomahawk, но в конце 80-х программу закрыли по финансовым соображениям. Позже индекс 109E многократно использовался для обозначения ракет Tomahawk Block 4 и другой программы Tactical Tomahawk. BGM-109E должна была заменить противокорабельную BGM-109B, BGM-109F должна была стать эффективным средством, выводящим из строя аэродромные ВПП при помощи кассетной БЧ BLU-106B, снаряженной бетонобойными суббоеприпасами.

BGM-109 "Томагавк"

Томагавки воздушного базирования

Стараясь удешивить производство КР компания General Dynamics модернизировала ракету AGM-109 для использования ее с воздушных носителей. Был модернизирован двигатель ракеты. Дорогая инерционная система навигации LN-35 была заменена бесплатформенная интегрированной навигационной системой оснащенной с набором лазерных гироскопов. Воздушное базирование сделано ненужным стартовый ускоритель, необходимый для выброса ракеты из-под воды или ракетной шахты. Навигационные системы были перенесены в хвостовую часть ракеты, освободив место для модульной БЧ.

AGM-109H крылатая ракета средней дальности AGM-109H воздушного базирования. Эта КР с дальностью стрельбы до 550 км предназначена для вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Ракету оснащена кассетной боевой частью, содержащей 28 малокалиберных бетонобойных боеприпасов BLU-106/В. Такой боеприпас весом около 19 кг имеет цилиндрический корпус длиной 110,5 см и диаметром 10 см с крестообразным складывающимся хвостовым оперением, в котором размещаются боевая часть, твердотопливный ускоритель и тормозной парашют. Отстрел боеприпасов производится в направлении, перпендикулярном оси ракеты, последовательно по команде, поступающей от бортовой системы наведения. Темп отстрела должен задаваться в соответствии с высотой и скоростью полета КР для того, чтобы нанести максимальное поражение бетонированной ВПП или укрытиям для самолетов.
После отстрела боеприпас тормозится парашютом и ориентируется под углом около 60° относительно земной поверхности. Затем парашют сбрасывается, и боеприпас разгоняется в направлении цели с помощью твердотопливного ускорителя. Боевая часть, содержащая 3 кг взрывчатого вещества, имеет бронебойный наконечник. За счет высокой кинетической энергии он пробивает бетонное покрытие цели, боеприпас проникает внутрь ее, после чего производится подрыв заряда ВВ. В иностранной прессе отмечается, что BLU-106/В весьма эффективен при действиях как по ВПП, так и по железобетонным укрытиям для самолетов. Носителем ракеты AGM-109H должны были стать B-52G и F-16, хотя крепление ракеты подходит и к другим типам самолетов ВВС США.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109H

BGM-109 "Томагавк"


AGM-109H с кассетной БЧ

AGM-109L крылатая ракета средней дальности воздушного базирования. Предназначена для поражения наземных и морских целей. Навигация ракеты отличается наличием инфракрасной головки самонаведениякоторая, аналогичной, установленой на ракете AGM 65D "Мейверик". AGM-109L оснащена осколочно-фугасной боевой частью WDU-18/B массой 222 кг. Носителем AGM-109L должен был стать палубный штурмовик А-6Е.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109L

Ракеты в модификациях AGM-109H и AGM-109L оперативно никогда не развертывались.

AGM-109G крылатая ракета наземного базирования. Ракета конструктивно была выполнена из отдельных функциональных модулей, включавших комбинированную систему управления, ядерную боевую часть, топливные отсеки, выдвижные крылья, маршевый турбовентиляторный двигатель F107-WR-400, хвостовое оперение и твердотопливный стартовый ускоритель. Ракета помещалась в герметичную капсулу с разрываемой защитной диафрагмой. Капсулу устанавливали на транспортно-пусковую установку (ТПУ), смонтированную на автомобильном полуприцепе и представлявшую собой бронированный контейнер на четыре ракеты. В качестве буксировщика использовался тягач М818 концерна МАН

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109G

BGM-109 "Томагавк"


Транспортно-пусковая установка и центр управления пуском BGM-109G

BGM-109 "Томагавк"


Центр управления пуском BGM-109G

BGM-109 "Томагавк"


Пуск КРНБ BGM-109G

Первое боевое применение КР Tomahawk было продемонстрировано в ходе проведения широкомасштабной военной операции "Буря в пустыне" в 1991 году против Ирака. С надводных кораблей и подводных лодок ВМС США, развернутых на позициях в Средиземном и Красном морях, а также в Персидском заливе, было выполнено 288 пусков КР Tomahawk, из них 261 ракета модификации TLAM-C, 27 — TLAM-D. 85 процентов из них достигли целей. В последнее десятилетие ракета Tomahawk стала основным средством бомбо-штурмовых ударов во всех крупных операциях, проводимых ВС США: "Лис пустыни" (Ирак, декабрь 1998 г.), "Союзническая сила" (Сербия, апрель-май 1999 г.), "Несгибаемая свобода" (Афганистан, октябрь 2001 г.), "Свобода Ираку" (Ирак, март-апрель 2003 г.). В ходе этих операций израсходовано более 2000 ракет Tomahawk морского и воздушного базирования.

 

RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический "Томагавк") – эта модификация ракеты — в 1998 году предлагалась флоту фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения. Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет обходиться в производстве значительно дешевле (приблизительно на половину), чем современная TLAM-C/D Block 3. Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. Сокращено с четырех до трех количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостаток новой ракеты — невозможность стрельбы ракетой через торпедный аппарат, только из специальных вертикальных пусковых установок Mk 45 ПЛ. Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракета может быть повторно запрограммирована в полете через спутниковую УВЧ-связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. Существует техническая возможность у ракеты барражировать в районе предполагаемой цели в течение 3,5 часа на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же использовать ракету в качестве БЛА для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 2003 по 2008 г. составил 1353 единицы. КРМБ "Тактический Томахок" Block 4 начали поступать на вооружение ВМС США в 2004 г. Всего планируется закупить 2200 КРМБ данного типа.

BGM-109 "Томагавк"


Компоновочная схема BGM-109 Block 4

В настоящее время на борту 54 ПЛАТ типа "Лос-Анджелес", 4 ПЛАРК типа "Огайо", 27 крейсеров УРО типа "Тикондерога", 57 ЭМ УРО типа "Орли Берк" размещено, по разным оценкам, от 2800 до 3600 стратегических КР Tomahawk различных модификаций.

Результаты попадания КР Томагавк

BGM-109 "Томагавк"
BGM-109 "Томагавк"
BGM-109 "Томагавк"
BGM-109 "Томагавк"

Картина дня

наверх