Космос как дурное предчувствие

В минувшую субботу китайская ракета «Чанжэн 2F» («Великий поход») стартовала с космодрома Цзюньцюань и вывела на орбиту пилотируемый корабль «Шэньчжоу-9» («Небесный челн») с тремя тейконавтами на борту.

knf3.jpg  В ходе нынешней миссии Китай собирается впервые в своей истории осуществить стыковку пилотируемого корабля с космической станцией «Тяньгун-1» («Небесный чертог»), запущенной в прошлом году. Предыдущий корабль «Шэньчжоу-8» в беспилотном варианте дважды стыковался и расстыковывался с «Тяньгуном», так что процесс стыковки, судя по всему, отработан. Если стыковка пройдет успешно, а экипаж благополучно вернется на Землю (чего мы ему, безусловно, желаем), придется констатировать, что КНР достиг своей промежуточной космической цели и окончательно вошел в элитный клуб космических держав. Напомню, до сего момента пилотируемые корабли пристыковывать к орбитальным станциям могли лишь Россия и США. Это будет означать, что Россия окончательно утратила свое привилегированное положение эксклюзивного космического извозчика. Между майским запуском «Союза-ТМА 4м» и планируемым на июль запуском «Союза-ТМА 5м» уже произошли два исторических события - стыковка с МКС первого частного космического корабля из США и полет 9-го «Шэньчжоу».

До сего времени NASA отказывало китайцам в причаливании к МКС под предлогом возможности использования КНР такой возможности в военных целях. Но когда китайцы уже и так на орбите на собственной космической станции, ни смысла, ни формальной логики в таком аргументе не осталось. Любопытно в связи с этим, что перед стартом «Шеньчжоу-9» официальный представитель NASA Аллард Бютель, выступая в Хьюстоне, приветствовал китайскую пилотируемую миссию. Разумеется, отмечены были успехи американской космонавтики и, разумеется, с особым политкорректным восторгом был встречен тот факт, что в космос летит китайская женщина, но всё же ключевыми стали слова о «мирном освоении космического пространства». Перевожу. Это означает, что билет на МКС у китайцев уже почти в кармане.

Но теперь, обладая собственной космической станцией, пусть и небольшой, китайцы не будут просящими у порога, вероятнее другой сценарий - их будут приглашать, а они войдут только на своих условиях. Это очень похоже на КНР. Точно так же дело обернулось со вступлением Китая в ВТО.

Космический корабль «Шэньчжоу» из-за модульной структуры очень часто сравнивают с нашим «Союзом». Бытует даже мнение, что это реплика «Союза», «позаимствованная» у нас не без использования шпионажа. Но даже если технологический шпионаж и имел место (а где и когда его не было!), «Небесный челн» - вовсе не «Союз». Его орбитальный отсек более просторный, имеет собственные солнечные батареи, систему жизнеобеспечения и маневровые двигатели, так что может оставаться в космосе в автономном полете или состыкованным с «Тяньгуном» при возвращении тейконавтов на Землю. Орбитальный отсек «Шэньчжоу» скорее уж напоминает наши станции серии «Салют», разумеется, меньшего размера.

На мой взгляд, неверно оценивает состояние китайской космической программы и пресса США. Распространено мнение, что китайцы находятся сейчас где-то на этапе «Джемини» (это второй пилотируемый космический корабль американцев после «Меркурия». Он предшествовал «Аполлон», 11-й из которых, как известно, отправился к Луне). Видимо, «Шэньчжоу» приравнивают к «Джемини» по той причине, что именно на этих кораблях американцы впервые осуществили стыковку на орбите и именно с борта «Джемини» американец впервые вышел в открытый космос. Но это был двухместный и весьма тесный корабль, более того, стыковка производилась не с долговременной орбитальной станцией (ДОС), а двух кораблей друг с другом. Космическая станция SkyLab появилась у американцев много позже и летали к ней на кораблях «Аполлон».

Так что «Шэньчжоу» совершенно другой аппарат, созданный для осуществления собственных китайских планов в космосе, которые простираются весьма далеко. Первый «Небесный чертог» создан лишь для отработки техники стыковки и расстыковки, маневрирования и работы в открытом космосе. В разработке находится уже «Тяньгун-2», к которой может причаливать сразу несколько космических кораблей, причем станция будет многомодульной. Некоторые специалисты полагают, что речь идет не просто о ДОС, а о полноценной площадке для сборки межпланетного космического корабля на околоземной орбите. Китай не скрывает, что полет тейконавтов на Луну стоит в его планах на ближайшее десятилетие.

В каком же положении оказывается наша космонавтика? В свое время, когда «Спейс-Шаттлы» сошли с дистанции, чиновникам показалось, что старый добрый «Союз», как автомат Калашникова, никогда не сдаст своих позиций. Видимо, это одна из причин, почему все перспективные космические разработки пока находятся только в стадии технического проекта. Серия неудач с запусками спутников ГЛОНАСС и провал миссии «Фобос-Грунт» и вовсе отбили охоту «высовываться». А ведь очень скоро американские фирмачи станут доставлять на МКС грузы и астронавтов дешевле нас, а китайцы находятся в шаге от обладания собственной космической станцией, которой у нас давно нет.

Олимпийское спокойствие Роскосмоса напоминает мне спокойствие бомбилы, который сидит в своей «шохе», думая, что на его век пассажиров хватит, в то время как мимо проезжает все больше комфортабельных маршруток и кондиционированных иномарок-такси, причем ценник всё время падает. Может быть, нам не нужен космос? Тогда почему его записали в приоритетные направления развития страны? Не потому ли, что это чуть ли не последняя индустрия, которая может дать нам свою реальную технологию, а не нефтедоллары и купленные за них импортные американские гаджеты и ТНП китайского производства?

Можно осваивать космос силами частных компаний, как это делают США, можно сделать это реальной национальной программой, как в Китае, находящейся на контроле у высшего руководства страны. Это вопрос убеждения и экономической политики. Надо только понимать, что Китай себе деньги заработал на космос отнюдь не экспортом полезных ископаемых.

Дмитрий Дробницкий