Василий Луна предлагает Вам запомнить сайт «Аэропланы и ракеты»
Вы хотите запомнить сайт «Аэропланы и ракеты»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Он создал двигатель для «ВОСТОКА»

развернуть

 

Он создал двигатель для «ВОСТОКА»

Люди старшего поколения сберегли в памяти этот день — 12 апреля 1961 года. И в моей памяти (я был тогда студентом Челябинского политехнического института) сохранились бессвязные отрывки песен, объятия и поцелуи... «Кедр», как самочувствие?» — спрашивал главный конструктор. И подумать только: с Гагариным разговаривал тот самый Сергей Павлович, который ещё шесть лет назад в Молотовске на севмашевской подводной лодке размещал ракетный комплекс и 15 сентября 1955 года осуществил в Белом море (сам выходил на подлодке) первый в мире пуск с подводной лодки своей морской баллистической ракеты Р-ПФМ.


Хочу рассказать об одном человеке, который был главным конструктором ракетного двигателя третьей ступени космического корабля «Восток», на котором полетел Юрий Гагарин. Имя этого человека в космонавтике известно, а вот простые люди о нём не знают.
В начале Великой Отечественной войны из Воронежа в Бердск Новосибирской области было эвакуировано объединённое конструкторское бюро одного завода. Главным конструктором ОКБ был назначен Семён Ариевич Косберг, талантливый инженер и энергичный организатор. Сталин ценил Косберга, знал, что он не подведёт. ОКБ в короткие сроки создало и внедрило в серийное производство агрегат непосредственного впрыска (НВ) для авиационного мотора АШ генерального конструктора А.Д. Швецова. Использование мотора АШ на самолётах-истребителях «Ла-5» существенно улучшило скороподъёмность, маневренность, скорость, дальность полёта этих самолётов, что обеспечило им преимущество над лучшими немецкими истребителями «Фокке-Вульф» и «Мессершмитт».
В 1946 году ОКБ снова перебазировано в Воронеж. Под руководством С.А. Косберга разработаны жидкостные ракетные двигатели для самолётов-истребителей А.И. Микояна и А.С. Яковлева. Эта работа вывела С.А. Косберга на передовые позиции науки. Он в числе первых почувствовал зов космоса.
В феврале 1958 года произошла встреча С.А. Косберга и его соратника А.Д. Конопатова (будущего академика) с С.П. Королёвым, которая положила начало их сотрудничеству. Сблизили и подружили этих людей одинаковые свойства ума и характера — одержимость и беззаветная преданность науке. Замечу, что двухступенчатый ракетоноситель С.П. Королёва успешно вывел на орбиту три первых искусственных спутника Земли. Однако дальнейшее изучение космического пространства было невозможно без третьей ступени. Именно она должна была завершить разгон корабля до второй космической скорости.
Кислородно-керосиновый ЖРД для третьей ступени ракетоносителя разработан в 1959—1960 гг. совместно с ОКБ-I С.П. Королёва за рекордно короткий срок — девять месяцев. Первый отечественный ЖРД, запускаемый в условиях, близких к состоянию невесомости и глубокого вакуума.
Применение третьей ступени с этим двигателем дало возможность увеличить массу искусственных спутников Земли и обеспечить достижение второй космической скорости, что позволило осуществить полёты космических объектов в район Луны и на Луну. С.А. Косбергу присуждена учёная степень доктора технических наук, он удостоен Ленинской премии.
В дальнейшем в ОКБ разработан самостоятельно (без участия королёвского КБ) новый кислородно-керосиновый ЖРД для третьей ступени более совершенного и, главное, высоконадёжного ракетоносителя «Восток» для запуска ориентированных спутников с возвратом их на Землю. С помощью ракетоносителя «Восток» выполнены задачи мирового значения, прежде всего запуск в космическое пространство первого космонавта Земли Юрия Гагарина.
Считанные минуты до старта Гагарина. Люди на Байконуре замерли в ожидании. Ракета медленно-медленно поднялась и пошла. Пошла! Отрабатывали ступени ракеты. Гагарин о каждой передавал на Землю. И конструкторы облегчённо вздыхали, поздравляя друг друга. Напряжённое молчание настало в ожидании включения третьей ступени. От этого зависит, выйдет корабль на орбиту или не выйдет.
Главный конструктор двигателей последней ступени ракеты Косберг, такой маленький ростом, в ту минуту будто стал ещё меньше... Видевшим его людям показалось, что он врос в землю. На стартовой площадке не одна сотня людей, и все с немым вопросом смотрят на него. И вдруг весёлый озорной голос Гагарина с борта космического корабля: «Косберг включился!». Передал прямым текстом, без шифра. Что тут было! Косберг подпрыгнул выше собственного роста. Ребята кричат: «Качать Косберга!». А он стоит с такой уставшей улыбкой и выговорить слова не может.
Скажу, что первым человеком, получившим автограф Юрия Гагарина, был С.А. Косберг. На газете «Волжская коммуна» с сообщением ТАСС и портретом Гагарина первый космонавт планеты написал: «Семёну Ариевичу Косбергу за третью ступень. Гагарин».
Коллективный подвиг советской науки и техники 12 апреля 1961 года занёс имя С.А. Косберга в историю космонавтики. За личный вклад в исторический полёт С.А. Косберг удостоен Звания Героя Социалистического Труда. Можно считать, именно Королёв вывел Косберга в космос.
В последующие годы под руководством С.А. Косберга разработан более мощный ракетный двигатель для третьей ступени королёвского ракетоносителя «Восход». А потом новый ракетный двигатель для третьей ступени ракетоносителя «Союз».
С помощью ракетоносителя «Восход» осуществлены первые запуски межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс», а с помощью «Союза» выполнялись все задачи по запуску космических кораблей типа «Союз» с космонавтами на борту, грузовых кораблей типа «Союз-Т» для обеспечения эксплуатации долговременных орбитальных станций «Салют» и «Мир». В дальнейшем ОКБ Косберга разработало ракетные двигатели для первой и второй ступени ракетоносителя «Протон» генерального конструктора академика В.Е. Челомея.
Кстати, поскольку это теперь уже не секрет, я, слегка отступая, могу сказать, что в Воронежском ОКБ, созданном Косбергом под руководством его соратника А.Д. Конопатова, создан ЖРД для третьей ступени уникальной морской ракеты академика В.П. Макеева «Синева» (для АПЛ проекта 667БДРМ). И эта ракета, по общему признанию, имеет наивысшие показатели энергетического и весового совершенства среди морских и сухопутных, отечественных и зарубежных ракет.
Зима 1965 года. В областной больнице в Воронеже умирал человек, попавший в автомобильную катастрофу. Прилетевшие из Москвы реаниматоры работали всю ночь, но... 3 января 1965 года Косберга не стало.
Главный конструктор ОКБ Косберг всю жизнь и долгие годы после гибели был «государственной тайной». Именем С.А. Косберга назван кратер на обратной стороне Луны.
Бывая в Москве на Новодевичьем кладбище, я возлагаю гвоздики выдающимся ракетчикам XX века академикам В.П. Макееву и В.Н. Челомею. А также С.А. Косбергу, причастному к открытию космической эры, другу и соратнику С.П. Королёва.

http://nworker.ru/2011/4/12/on-sozdal-dvigatel-dlya-vostoka....

Опубликовал Василий Луна , 18.04.2011 в 20:51
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии