На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Легендарный Ил-18

«Турбовинтовая рабочая лошадка»

Журнал Flight, а его читает весь авиационный мир, на сайте flightglobal.com в 2008 г. провел опрос своих читателей о самых выдающихся событиях в области авиации за 105 лет ее существования. Результаты этого опроса были опубликованы в июльском номере данного журнала за 2008 г.

 

Ольга ШИЛОВА

Вот некоторые выдержки из этого материала:

1-е место – посадка американского космического модуля на Луне;

2-е – первый в мире широкофюзеляжный пассажирский самолет Боинг-747;

3-е – полет братьев Райт;

11-е – самолет DC-3;

13-е – Ю.А. Гагарин – первый космонавт планеты;

15-е – военно-транспортный самолет С-130;

20-е – Ч. Линдберг – летчик, первым перелетевший из Нью-Йорка в Париж;

30-е – самолет Су-30 – лидер среди самолетов, поставляемых на экспорт;

31-е – Н. Армстронг – первый человек, ступивший на Луну;

57-е – советский самолет МиГ-21;

62-е – советский самолет МиГ-25;

90-е – Ил-18 – советский самолет-долгожитель, «турбовинтовая рабочая лошадка»;

91-е – военно-транспортный самолет Ил-76;

97-е – двухконтурный турбореактивный двигатель четвертого поколения ПС-90.

То, что в сотню самых выдающихся событий вошли семь, связанных с советской и российской авиацией, говорит о многом.

На январь и февраль 2010 г. пришлось несколько замечательных дат из истории отечественной авиации – и все они так или иначе связаны с легендарным турбовинтовым пассажирским самолетов Ил-18, благодаря которому «воздушный транспорт для миллионов людей стал таким же привычным и обыденным, как железнодорожный и автомобильный» (журнал «Гражданская авиация» №4, 1964 г.), а Аэрофлот впервые смог создать широкую и постоянную сеть регулярных международных рейсовых маршрутов: именно об этом напоминает самолет-памятник в аэропорту Шереметьево-1, в наши дни удивляющий многих. Связь между Ил-18 и советской, а затем и российской гражданской авиацией поистине неразрывна – ведь даже эта заметка пишется накануне 9 февраля, традиционно отмечаемого в России как День Аэрофлота.

5 января 2010 г. – 50 лет со дня первого регулярного международного рейса Аэрофлота на Ил-18Б по маршруту Москва – Бухарест – София – Москва, выполненного экипажем командира корабля В.А. Соколова (старшие летные руководители И. И. Фролов и В.Е. Цыганков).

22 января 2010 г. – 50 лет со дня первого регулярного рейса, выполненного на Ил-18Б в иностранной авиакомпании – чехословацкой CSA.

29 января 2010 г. – 45 лет совместного решения Министерства авиационной промышленности СССР и Министерства гражданской авиации СССР о начале серийного производства модифицированного пассажирского самолета Ил-18Д.

10 февраля 2010 г. – 30 лет перелета пассажирского самолета Ил-18Д бортовой номер СССР-74267 под управлением экипажей А.Н. Денисова и Е.П. Бунчина в Антарктиду.

Этот перелет не был первым – до него самолеты Ил-18 уже дважды летали в Антарктиду. 15 января 1962 г. из Москвы на станцию «Мирный» прилетел Ил-18В бортовой номер СССР-75743 (командир корабля А.С. Поляков) в паре с транспортным Ан-12 (командир корабля Б.С. Осипов), а 20 ноября 1963 г. уже два самолета Ил-18В – СССР-75845 (командир корабля А.С. Поляков) и СССР-75743 (командир корабля М.П. Ступишин) – осуществили вторую воздушную экспедицию на южный полярный континент. Однако оба эти полета проходили по так называемому «восточному маршруту»: Москва – Ташкент – Дели – Рангун – Джакарта – Дарвин – Сидней – Крайстчерч – американская антарктическая станция «МакМердок» – советская станция «Мирный». Длина этого маршрута составляла около 26 тысяч километров, превышая половину земного экватора, а полет по нему в одну сторону занимал чуть меньше 50 летных часов.

А в феврале 1980 г. Ил-18Д СССР-74267 впервые летел один и проложил маршрут, названный «центральным»: Москва – Одесса – Каир – Аден – Мапуту – станция «Молодежная». Он сократил длину воздушного моста от Большой земли до ледового континента до 16 тысяч километров и 26 летных часов.

Но перелет 1980 г. знаменателен не только этим. К моменту прибытия этого самолета были завершены работы по вводу в эксплуатацию уникальной снежно-ледяной взлетно-посадочной полосы в 12 километрах восточнее станции «Молодежная», а в 15 километрах к юго-западу от станции «Новолазаревская» был построен запасной аэродром для приема тяжелых самолетов. Получается, что «борт 74267» проторил путь в Антарктиду для регулярных полетов ильюшинских транспортных самолетов, включая тяжелые Ил-76ТД, продолжающиеся и в наши дни.

Оглядываясь на опыт прежних лет, можно с полной уверенностью сказать, что самолетам Ил-18 различных модификаций удалось проложить непростые маршруты в Антарктику прежде всего потому, что сам этот отечественный самолет-долгожитель – уникальное явление в истории мировой авиации:

— он был спроектирован, построен и запущен в эксплуатацию менее, чем за 2,5 года;

— на нем установлено 14 мировых рекордов высотности, дальности и грузоподъемности;

— даже сегодня (в XXI веке!) он имеет самый легкий планер среди самолетов своей размерности, причем не только российских или советских, но и зарубежных;

— из 564 самолетов, построенных к началу 70-х годов, в эксплуатации у гражданских авиаперевозчиков и в МО РФ до сих пор находятся примерно 140 «бортов», а все его эксплуатанты по-прежнему не видят ему достойной альтернативы по критериям исключительной надежности и безопасности, удивительной эксплуатационной технологичности, неприхотливости к условиям базирования, высокой весовой отдачи – и, как следствие, низкой удельной стоимости эксплуатации.

Мы живем не в прошлом и не в будущем, а в настоящем. Время до 60-летнего юбилея Ил-18, а это июль 2017 г., пройдет быстро. И наша задача, как реалистов и прагматиков, – достойно его встретить.

http://www.oborona.ru/110/754/index.shtml?id=4870

                     
 
 
Ильюшин Ил-18
Назначение: пассажирский
Первый полёт: 4 июля 1957
Начало эксплуатации: 1959
Всего построено: 719
Производитель: КБ Ильюшина
Характеристики
Экипаж: 5 чел
Количество пассажиров: 120 чел
Крейсерская скорость: 625 км/ч
Максимальная скорость: 685 км/ч
Дальность полёта: 7100 км
Практический потолок: 10000 м
Длина разбега: 1000 м
Длина пробега: 800 м
Размеры
Длина: 35,90 м
Высота: 10,17 м
Максимальный диаметр фюзеляжа: 3,5 м
Размах крыла: 37,42 м
Площадь крыла: 140 м²
Шасси: убирающееся, трёхопорное
Масса
Пустой: 35 т
Макс. взлётная: 64 т
Силовая установка
Двигатели: 4 × АИ-20
Тяга (мощность): 4 × 4252 л.с.
Запас топлива: 22,7 т


Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») — пассажирский самолёт для авиалиний средней протяженности, выполненный по схеме четырёхмоторного турбовинтового низкоплана с однокилевым оперением. 

                   
 
История создания

В середине 1950-х годов, когда стало ясно, что пассажирские самолёты с поршневыми двигателями не удовлетворяют быстрому росту авиаперевозок, появилась потребность в более вместительных и скоростных самолётах, оснащённых газотурбинными двигателями. В ОКБ им. Туполева пошли по пути создания на основе реактивного бомбардировщика Ту-16 пассажирского самолета Ту-104. В ОКБ Ильюшина решили проектировать пассажирский самолет с ТВД.

Разработка самолёта Ил-18 началась в 1954 году. Первый полёт опытный самолёт совершил 4 июля 1957 года. В испытаниях участвовали самолёты, оснащённые двигателями НК-8 и АИ-20. Результаты испытаний показали, что АИ-20 более надёжен, и его выбрали для установки на серийные самолёты. Эксплуатация самолёта началась в 1959 году.

Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель. Несколько позднее появилась модификация Ил-18Б с увеличенной с 12 до 14 тонн полезной нагрузкой и увеличенной взлетной массой до 61,5 тонн. В 1960 году был создан Ил-18В, который отличался от варианта Ил-18Б повышенным уровнем комфорта и использованием более совершенного пилотажно-навигационного оборудования.

В 1965 году в ОКБ был разработан самолёт Ил-18Е, рассчитанный на 120 мест и имевший ещё более комфортабельный салон. Последней пассажирской моделью стал самолет Ил-18Д, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полета.

Кроме пассажирских самолётов в ОКБ были созданы различные варианты: служебные, грузовые, патрульные, а также варианты для Вооруженных сил — противолодочный Ил-38, самолёт РЭБ Ил-20, воздушный командный пункт Ил-22 и другие). Один из самолётов Ил-18В был переоборудован для полётов в Антарктиду: в пассажирской кабине были установлены дополнительные топливные баки, что позволило довести запас топлива до 31 000 литров. 
    
  В течение 1958—1959 гг. на самолётах Ил-18 было установлено 20 мировых рекордов дальности полёта и высоты с различной полезной нагрузкой.

Самолёты Ил-18 по своей экономичности, уровню комфорта и безопасности привлекли интерес на мировом рынке, поэтому многие зарубежные компании приобрели эти самолёты. Самолёт стал первым советским пассажирским самолётом, получившим широкий спрос на мировом рынке: для 17 иностранных компаний было построено свыше 100 самолётов.

Состояние

Выпускался серийно с 1959 по 1978 год. Всего было построено 719 самолётов, в том числе 564 пассажирских, остальные — специализированные (например, ледовой разведки или метеорологические лаборатории) и военные (в том числе Ил-38). На 1 января 2006 в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации числятся 11 самолётов этого типа, из них 3 эксплуатируется, используемые преимущественно для грузовых перевозок в странах экваториальной Африки и в Афганистане.

 
                       

 

Эксплуатация

Коммерческая эксплуатация лайнера начата в 1958 году и фактически прекратилась в середине 2000-х годов. Перевозки пассажиров на Ил-18 запрещены в РФ Распоряжением Минтранса от 14 октября 2002 года. На 1 января 2007 года в гражданской авиации РФ эксплуатировалось 2 самолета типа Ил-18 (в правительственном авиаотряде ГТК «Россия»), еще около полутора десятков числятся в ВВС и авиации ВМФ. Примерно столько же - за пределами России (КНДР, Казахстан, Индия, ряд стран Африки). 

              
 
Катастрофы

По данным на 28 июня 2008 года было потеряно 98 самолетов типа Ил-18, в катастрофах погибло 2352 человека.
Крупнейшая авиакатастрофа с участием Ил-18 произошла 16 ноября 1967 года в Кольцово. Вскоре после взлета начался пожар одного из двигателей, экипаж потерял управление, лайнер перевернулся через крыло и разбился. Погибли 130 человек.
             

Другие катастрофы:
Авиакатастрофа в Белграде 19 октября 1964 — погибло 33 человека
1 октября 1972 в 16:40 самолёт Ил-18, следовавший рейсом Адлер — Москва, потерпел крушение с 108 пассажирами на борту (выживших нет): самолёт разбился о воду на скорости около 300 км/ч и затонул на глубине 600 метров в расщелине, в устье реки Мзымты (расстояние от места крушения до береговой линии около 2 км). Вероятные причины катастрофы: выход из строя топливной системы, двигателей или сердечный приступ у пилота.

Интересные факты
Из-за характерной формы обтекателя РЛС среди летчиков получил прозвище "Дельфин".
Самолёт ИЛ-18 снимался в фильме-катастрофе Геннадия Глаголева Размах крыльев (1986)
Также существовал самолет, специально переоборудованный из Ил-18В для полетов в Антарктиду. Для этого в салоне были установлены дополнительные топливные баки – теперь самолет мог вместить в себя 31000 литров топлива.
             

http://www.dream-air.ucoz.ru/load/aviatekhnika/il18/2-1-0-20...

Картина дня

наверх