На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

70 лет перелету экипажа М.Громова через Северный полюс

Сегодня, 12 июля исполняется 70 лет перелету экипажа Михаила Громова через Северный полюс в США.

В целях возрождения памяти и популяризации героических страниц истории нашей Родины, Выставочная компания MVK http://sever.mvk.ru/ru/?idx=73  создала передвижной полярный музей “Роль истории в жизни и бизнесе”. Историко-патриотический музей посвящен высадке на льдину первой дрейфующей полярной станции “Северный полюс-1” Отто Шмидта и Ивана Папанина, перелетам экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в США.

Как подчеркивает автор идеи создания музея, Генеральный директор MVK Алексей Шабуров: “Сегодня нашей стране необходимо трепетное отношение. Главная цель нашего проекта – объединение поколений, всех граждан страны, возрождение лучших традиций российского бизнес-сообщества как одной из опор государства”.


Автор проекта, Генеральный директор MVK Алексей Шабуров открывает
передвижной полярный музей “Роль Истории в жизни и бизнесе”

А.Шабуров также отметил, что личность М.Громова, его заслуги перед Родиной неоценимы, что это величайший герой нашего Отечества: “Мы должны знать героев и помнить исторические события, чему, собственно, и способствуют патриотические проекты нашей компании”.

Михаил Михайлович Громов

(1899-1985) – выдающийся летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. В 1920-1930 годах совершил ряд выдающихся дальних перелетов. В 1930-е годы был старшим летчиком-испытателем ОКБ А.Н. Туполева. В 1941г. организовал и возглавил Лётно-исследовательский институт, ныне носящий его имя. Во время войны командовал воздушными армиями. После войны возглавлял Управление летной службы Министерства авиационной промышленности.


Михаил Громов

Перелёт экипажа М.Громова Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США)

12 июля 70 лет назад самолет АНТ-25 взял курс на север. Громов, Юмашев и Данилин летели вторыми, через месяц после Чкалова, а должны были лететь вместе с ним…

Весной 1937 года Громов узнал, что Чкалов подал Сталину заявление с просьбой разрешить полёт через Северный полюс. Громов тоже подал такое заявление. Самолетов АНТ-25 было два. На следующий день на совещании Сталин спросил Громова:

- Почему вы хотите лететь через полюс? Чкалов храбр, а зачем Вам нужно лететь? (Сталин называл Громова неизменно на “Вы” и по имени-отчеству)
- Я хочу лететь, потому что испытывал этот самолет и убежден, что сделаю перелет не хуже, а лучше, чем кто-либо.
- Так это только ваше самолюбие!

Тут вставил реплику К. Ворошилов:

- И правильно, а как же!?

Громов считал маршрут через Северный полюс перспективной трассой воздушного сообщения. Он обосновал Сталину свое желание тем, что может побить рекорд дальности.

Стоит отметить, что “двери” на Северный полюс открыл летчик Михаил Водопьянов, который 21 мая 1937 года посадил флагманский самолет с экспедицией папанинцев на льды, в 20 километрах от Северного полюса.

Вторым пилотом у Громова был утверждён Андрей Юмашев. Это был блестящий пилот, который отлично летал по приборам в облаках. Увлекался живописью. У него была красивая внешность киногероя и неотразимая улыбка. Говорят, его приглашали в Голливуд. Штурманом был назначен Сергей Данилин. Громов считал его лучшим из лучших. Он единственный из штурманов, кто не “блуждал” в воздухе. Кстати, Данилин, единственный и первый штурман в СССР, награжденный ФАИ медалью де Лаво.

В процессе испытаний самолета летчики выявили закон, по которому увеличение количества бензина на 1 кг увеличивало дальность полета на 1 км, а если уменьшить вес на 1 кг, то можно увеличить дальность на 3 км. По тем временам прорыв! Они сняли с самолета ружья, теплую одежду, запасы продовольствия и масла. И даже обкусали кусачками излишки болтов, выступавших из гаек.

“Ровно в 3 ночи нас разбудили. Нас поразило, что такая масса людей пришла провожать. “Даёшь Америку!”, - кричали они. После прощания, когда кабина самолета была закрыта, я почувствовал себя “в своей тарелке”. Самолет с надписью USSR на боках был так тяжел, что начал разбег еле-еле. Мы не полетели, а тяжело поплыли”, - рассказывал М. Громов.

Полет проходил четко по графику. Курс давал Данилин. Точно около острова Колгуев, над Новой Землей снизились и сбросили вымпелы, чтобы их рекорд был зафиксирован. Вдруг сломался термометр в системе охлаждения воды. Но это была единственная неисправность самолета за весь полет.

Их дважды настигало обледенение. Громов набирал высоту, чтобы уменьшить его. Но выбраться из облачности после Земли Франца-Иосифа было не так просто – они летели в атмосферном фронте, а поднять перегруженный самолет выше было невозможно. Очутившись между двумя слоями облаков, Громов увидел на кромке крыла ледяную белизну. Обледенение могло потянуть самолет вниз до катастрофической высоты.

“Над полюсом прошли на 13 минут раньше намеченного срока”, – телеграфировал через несколько часов полета Данилин.

Громов с Юмашевым вели самолет попеременно. Громов успел даже поскучать за штурвалом. Но вскоре он увидел на горизонте белые горы и закричал истошным голосом. Лежавший Юмашев подскочил, а Данилин улыбался. Впереди были скалы острова Принс-Патрик. Они шли точно по курсу! После этого летчики стали называть Данилина не иначе, как “профессор”. Тысячи километров пройти по солнечному курсу, надо льдами Арктики в условиях обледенения и отсутствия видимости!

Когда стали приближаться к Кордильерам, самолет вошел в сплошную облачность, и началась невыносимая болтанка. Громов пересел за штурвал и потом сидел за ним 13 часов до посадки. Вылетели к океану. В сумерках пролетели Сиэтл. Кстати Чкалов был там лишь утром.

Перед отлетом члены экипажа Громова спорили с Туполевым, что долетят до границы Мексики и сядут в Сан-Диего, а горючего бы им хватило до Панамы. Однако пересекать границу Мексики им не разрешили. Нужно было именно американцам показать нашу технику. Однако туман закрыл аэропорт Сан-Диего, и экипаж начал подыскивать площадку для посадки. Около местечка Сан-Джасинто они увидели пастбище, на которое и приземлились.


Самолет экипажа М.Громова на месте посадки в Сан-Джасинто (США)

Хотя они сошли с самолета в белых рубашках, вид у Громова, Юмашева и Данилина был страшноватый – с красными глазами от непрерывного слежения за приборами и от бессонницы. В полете они лишь дремали по 15-20 минут.

Полет, продолжавшийся 62 часа 17 минут, закончился. Счастливее и “мировее” Громова, Данилина и Юмашева в этот момент не было никого. Они поставили два мировых рекорда – “обошли” французов и чкаловский экипаж! Кстати, у Чкалова полет длился на час дольше, и за это время он прошел почти на 1500 километров меньше.

Все пребывание летчиков в Америке прошло под прицелом армии журналистов. Вскоре пришла правительственная телеграмма “восхищены вашим героизмом и искусством…”

Вояж Громова и сотоварищей продолжился в Лос-Анджелесе, где их встречали толпы людей. Их избрали почетными гражданами этого города. В Голливуде Громова, Юмашева и Данилина принимала, то есть играла роль хозяйки, шестилетняя кинозвезда Ширли Темпл.


А. Юмашев, С. Данилин и М. Громов в Голливуде.
М. Громов дает автограф юной кинозвезде Ширли Темпл
 

В Вашингтоне советских летчиков представили президенту Франклину Рузвельту. Разговор с Рузвельтом длился больше часа, в конце которого госсекретарь Холл произнес: “Какие приятные, умные молодые люди! Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы свом перелетом, для сближения народов Советского союза и Америки”.

Только спустя месяц летчики вернулись в Москву. Площади, улицы были полны народу. Народ праздновал СВОЮ победу. В Георгиевском зале Кремля их приветствовал весь ЦК партии. Сталин поцеловал Громова по-грузински в плечо, потом Юмашева и Данилина - такой чести мало кто был удостоен.


Москва встречает героев

Громов был награжден орденом Красного Знамени. Данилин и Юмашев стали Героями Советского Союза.

Международной Авиационной Федерацией (ФАИ) Громов, Данилин и Юмашев были удостоены медалей де Лаво за лучшее мировое достижение 1937 года: два мировых рекорда дальности полета по прямой и по ломаной линии без посадки. В союзе таких медалей были удостоены Юрий Гагарин и несколько летчиков.

В 1939 году Громов, Юмашев и Байдуков подали заявление о полете без посадки вокруг земного шара. Были сделаны два самолета. Но испытания прервала война…

Следует отметить, что М.Громов был удостоен звания Герой Советского Союза за перелет на самолете АНТ-25 по замкнутому треугольнику. В составе экипажа были М.М. Громов, А.И. Филин, И.Т. Спирин. 13 сентября 1934 года они приземлились в Харькове, проведя 72 часа в воздухе и пролетев 12 411 километров. Летчики побили мировой рекорд, но этот рекорд не был официально оформлен – СССР не состоял тогда в Международной Авиационной Федерации (ФАИ).

Использованы материалы книги М.М. Громова “На земле и в небе”

Наталья Юрченко,
Пресс-секретарь Генерального директора
Тел. 995 05 95 доб. 515
Моб. 8-916-353-21-72
E-mail: yna@mvk.ru

http://sever.mvk.ru/ru/?idx=73

Картина дня

наверх