На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Звездная тайна «третьего рейха»

Эльмар ГУСЕЙНОВ

Специально для «Совершенно секретно»

 

Тот, кого я искал, давно стал частью мировой истории, живым артефактом. Отто Креху сейчас 91 год. Он – последний член легендарной команды немецких ракетчиков, работавших во время войны под руководством Вернера фон Брауна в конструкторском центре в Пенемюнде на севере Германии. И только он мог рассказать мне о самом загадочной и дерзкой технической идее «третьего рейха». Она известна под названием «Проект Америка». На самом деле это был проект первого полета человека в космос. Таким человеком должен был весной 1945 года стать пилот-немец.

По-настоящему эта история началась в конце 1944 года, когда в умах руководителей гитлеровской Германии родился план ракетной атаки против США. Увлеченный феноменальными успехами своих ракетчиков, Гитлер хотел обрушить на Америку град реактивных снарядов, подобный тому, что уже много месяцев изводил Великобританию. Никакого военного смысла в этой болезненной задумке фюрера не было. Снарядить подобные ракеты гитлеровцы могли лишь обычной взрывчаткой. Материального ущерба от этого было бы немного. Но Гитлер стремился доказать американцам, что воля Германии не сломлена, что даже зажатая в кольце союзнических войск, накануне гибели, она способна на ответный удар.

Гитлер не сомневался, что немецким конструкторам под силу решение подобной задачи. Ни поражения на фронтах, ни перенапряжение промышленности, ни страшные бомбардировки союзников, ни недостаток сырья не помешали немцам совершить уже в самом конце войны настоящий технологический прорыв.

Постоянно наращивая выпуск традиционных вооружений, германская индустрия, начиная с 1943 года, ухитрилась разработать и запустить в серийное производство совершенно новые виды боевой техники, аналогов которой не было ни у одной из стран антигитлеровской коалиции. К концу войны небо Германии защищали тысячи реактивных боевых самолетов разных марок. Крылатые и баллистические ракеты смертоносным дождем обрушивались на английские города. К 1945 году были созданы различные виды зенитных ракетных комплексов, силу которых успели испытать на себе тяжелые бомбардировщики союзников. Готовились к серийному производству боевые вертолеты. Но именно «Проект Америка» должен был стать апофеозом этой величественной и бессмысленной технической гонки за давно потерянной победой.

Правда, для осуществления этого фантастического плана уже имевшиеся у немцев крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические «Фау-2» не годились. Дальности их полета в 300 километров не хватило бы, чтобы перелететь через океан. Нужен был качественно новый вид оружия.

Приступая к его разработке, конструкторы из Пенемюнде поначалу планировали просто запускать серийные «Фау-2» с борта сверхсовременных немецких подводных лодок серии XXI, где-нибудь у самых берегов Америки. Но эта идея вскоре была отвергнута. Таких лодок не хватало даже для ведения подводной войны. Кроме того, каждый корабль мог быть оснащен не более чем одной ракетой. Лодки пришлось бы кардинальным образом переделывать, что было совершенно нерационально.

 

Руководители центра в Пенемюнде сдаются американцам. С загипсованной рукой – Вернер фон Браун

И тогда фон Браун решил вернуться к «старому» предложению, выдвинутому членами его конструкторской команды еще в 1940 году. Речь шла о создании двухступенчатой межконтинентальной ракеты. Первая ее ступень должна была стать увеличенным вариантом «Фау-2». А на втором «этаже» немецкие инженеры намеревались разместить вторую ракету с боезарядом, оснащенную для увеличения дальности полета стреловидными крыльями.

В 1941 году один из сотрудников фон Брауна доктор Тиэль даже выполнил расчеты по двигателю для такой ракеты. Он предложил для увеличения мощности объединить в единый блок шесть стандартных моторов от «Фау-2». Позже такой принцип будет использован на советских и американских ракетах-носителях. В качестве топлива немцы решили использовать смесь нефти и бензола, окислителем сделали оксид натрия. В дальнейшем они хотели наращивать мощность двигателя за счет использования жидкого водорода и кислорода. Спустя 20 лет именно такое топливо было применено при проектировании знаменитых американских ракетах-носителях «Атлас», автором которых был все тот же фон Браун...

Пытаясь создать оптимальную конструкцию второй ступени, фон Браун и его инженеры проявили просто чудеса работоспособности и изобретательности. Всего за несколько месяцев они попутно разработали сразу три новых вида реактивных летательных аппаратов.

Приделав стреловидные крылья к «Фау-2» и увеличив мощность ее двигателя, они создали ракету, дальность полета которой составила целых 800 километров. Уже в этом варианте – обратите на это особое внимание – новую ракету предполагалось использовать в качестве ПИЛОТИРУЕМОГО СНАРЯДА. В ее носовой части была оборудована кабина для летчика. В декабре 1944 года и в январе 1945-го были произведены два испытательных запуска нового аппарата, который получил наименование А-4b. Второй запуск оказался удачным, и новая ракета достигла высоты 90 километров. Запомните эту цифру.

Все остальные разработки по «Проекту Америка» остались только в чертежах. Но они также были совершенно новаторскими и необычными. В одном из вариантов фон Браун решил оснастить ракету с крыльями реактивным двигателем, шасси, а также тормозным парашютом. Получился стратосферный самолет, который мог не только взлетать, но и садиться. Он развивал скорость 2900 километров в час, имел высоту полета 95 километров, и дальность до 800 километров. Сначала этот самолет разгонялся ракетным двигателем, а затем в течение 20-30 минут летел на реактивном, не снижая при этом скорости. Фон Браун предложил использовать такую машину в качестве сверхскоростного бомбардировщика, а также высотного разведчика.

Но ни в том, ни в другом качестве военному командованию рейха машина не приглянулась. Германия вела совершенно другую войну, и ракетные самолеты в этой войне помочь немцам не могли. Зато уже после войны эта идея была реализована американцами в металле в виде до сих пор засекреченного стратосферного самолета «Норт Америкен» Х-15. Разработка фон Брауна, по сути, предваряла создание нынешних космических челноков, которые летают по тому же принципу, сочетая ракетный и реактивный двигатели.

Наконец, в начале 1945 года на чертежных досках в бюро фон Брауна окончательно выкристаллизовался проект двухступенчатого монстра, который должен был атаковать Америку с воздуха. Первая ступень, как и предполагалось, была увеличенным вариантом ракеты «Фау-2». Но не с шестью, а с одним мощным двигателем. Вторая ступень была пилотируемой ракетой и представляла собой, по сути дела, летающее стреловидное крыло. Весить вся конструкция на старте должна была 85 тонн, скорость полета такой ракеты, по расчетам, составляла 10 600 километров в час, дальность – 4800 километров. Таким образом, и Нью-Йорк, и Вашингтон оказывались в зоне действия этого снаряда.

На цель, расположенную в США, вторую ступень, начиненную одной тонной взрывчатки, должны были выводить не приборы. У немцев не было опыта в конструировании телеметрии для наведения таких ракет и не было времени для этих работ. Вот почему фон Браун решил, что аппарат на цель с помощью радиомаяков на подводных лодках выведет пилот. Позже этот летчик должен был катапультироваться и приземлиться на территории противника. Он заранее приговаривался к доле военнопленного.

 

В 1944–1945 годах Германия провела испытания нового летательного аппарата A-4b, созданного на основе ракеты «Фау-2». Машина поднялась в стратосферу на высоту 90 километров. В носовой части аппарата была оборудована кабина, однако до сих пор остается неизвестным, находился ли в ней летчик

Но главное – высота траектории ракеты в точке апогея была определена в 338 километров. Это самый что ни на есть настоящий космос. И человек, который должен был первым взлететь в аппарате, получившем условное наименование А-9, автоматически становился и ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ ЗЕМЛИ.

Нацистский мечтатель

 Фон Браун никогда, даже во время войны, не скрывал, что его мечта – запустить человека в космос, послать ракету на Луну. Этой целью он был одержим с тринадцати лет. И когда в 1936 году фон Браун принял предложение возглавить всю германскую ракетостроительную программу – ему было тогда всего 24 года, – он исходил из того, что только военные способны обеспечить ресурсами идею прорыва человека во внеземное пространство.

За верность мечте конструктору даже пришлось отсидеть несколько дней в нацистской тюрьме. Гитлер запретил ракетчикам тратить время на что-либо, кроме военных разработок. А фон Браун в разгар войны попался вместе со своими сотрудниками на обсуждении идеи межпланетных полетов. Именно мечтая о космосе, будущий отец американской лунной программы и взялся с таким рвением за «Проект Америка». Ведь пилот-смертник на ракете А-9 стал бы первым землянином в космосе. О том, что после войны те же США предоставят ему возможность осуществить его самые смелые идеи, фон Браун в конце 1944 года не мог и помыслить...

Успехи немцев в создании ракетной техники были настолько феноменальны, что породили после войны совершенно абсурдные предположения. Например, кое-кто всерьез верил, что фон Браун сумел воспользоваться технологией пришельцев, корабль которых после аварии попал в руки нацистов. Как бы там ни было, в деле строительства ракет Германия далеко опередила весь остальной мир. Поэтому охота за технологическими секретами «третьего рейха» началась еще во время самой войны.

В эту гонку включились не только США и СССР, чьи войска заняли территорию Германии. Особое рвение в погоне за техническими секретами нацистов проявили французы.

Перед войсками, освобождавшими страну от оккупантов, генерал де Голль поставил особую задачу – захватить как можно больше немецких научных лабораторий, станций и заводов. На фото: в 1947 году генерал выступает на открытии памятника воинам, захватившим радиолокационную станцию в Брюневале
AP

Картина дня

наверх