На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

100-летие российской авиации. Подготовка в местах базирования

Это, граждане, эксклюзив 2-го уровня:

 

 

Я тут подумал и разделил эксклюзив на три уровня.

 

3-й уровень, нижний, – формальный эксклюзив. Это когда я сам фотографирую, или кто-то ещё, обычные объекты, доступные любому человеку или почти любому. Донской монастырь, Средиземное море в Хайфе – вот типичные примеры.

Но формально фото эксклюзивные, потому что, когда я их ставлю в блог, они, типа, публикуются впервые, и в точности таких ни у кого нет.

 

1-й уровень – полноценный эксклюзив в общепринятом СМИшном понимании. Если бы я, например, где-то на даче вдруг поймал, скажем, Гошу Куценко, и он рассказал бы мне сценарий фильма, в котором он в данный момент снимается и о котором ничего, кроме слухов, у публики нет. Или дал репортаж, как Валентина Матвиенко, сидя на полу, играет с внуком в железную дорогу. (У неё есть внук? Не знаю, неважно, это просто пример).

 

А 2-й уровень посередине. Когда, например, человек в числе немногих присутствует на некоем довольно-таки закрытом мероприятии и имеет право о нём писать и его фотографировать.

 

У нас именно такой случай, и предоставил его нам наш друг Сергей Александров.

 

Я уже неоднократно… – как это говорится? – на страницах этого блога благодарил его за разрешения выкладывать его снимки. Вы могли видеть, что это порой бывали не совсем простые снимки: то он нам покажет прилёт В-52 на МАКС, то вообще МиГ-25 на воронежской авиабазе.

 

Допустим, посидеть с аппаратом в нужный день у аэродрома ЛИИ могут многие; но в Мончегорске к самолётам пустят уже мало кого – это уже эксклюзив 2-го уровня.

 

И вот такие места и мероприятия, куда Сергей проникает, в последнее время становятся всё более заковыристыми.

 

То он слетал на полюс, фотографировал выброску грузов для полярного лагеря «Барнео-2012». То из кабины вертолёта запечатлел Москву в процессе генеральной репетиции авиационной части Парада Победы – тоже в этом году. Кстати, надо спросить у него разрешения по этим делам тоже сделать пост. В «Технике – молодёжи» эти репортажи уже опубликованы, так что с этой стороны препятствий не будет. Да и фото мы возьмём другие, не те, что пошли в репортажи.

 

Теперь вот Сергей попал в пул журналистов, которых свозили в пресс-тур по авиабазам, где наши авиаторы готовятся к параду в честь 100-летия российской авиации. Впрочем, не все фото из пресс-тура; в частности, то, которое вы уже посмотрели, снято раньше. Подробности – потом.

 

Этот материал в «ТМ» ещё не вышел, я его только что подготовил для августовского номера – одно фото на 1-й обложке, ещё несколько и небольшой текст – на 4-й. Но, думаю, главред мне простит (если узнает): я, опять же, возьму другие снимки.

 

Итак, эксклюзив 2-го уровня: фотографии подготовки к авиационному параду на раннем этапе, на «родных» базах.

 

 

 

Примечание. Как вы знаете, на блоге так или иначе присутствуют два человека, зовущихся Сергей Александров. Один, о котором мы сейчас говорим – фотограф и репортёр, специализирующийся на авиационной тематике. Другой – вот этот Сергей, аналитик и систематизатор, ходячая энциклопедия по космическим делам и авиации, особенно по современному её состоянию и недавнему прошлому. Поэтому я решил для различения ввести в их именования дополнительную букву. Фотограф будет у нас Сергей А. Александров, а аналитик – Сергей В. Александров. Это не порядковое обозначение латинскими буквами «А» и «В»; это инициал от отчества. Потому что фотограф – Альбертович, а аналитик – Викторович.

 

Вот так.

 

И ещё примечание. Вы по картинкам-то кликайте. В большом размере оно всё значительно выразительнее.

 

Основной текстовый «сплошняк» закончен. Теперь будут почти исключительно фотографии. Главная трудность – в выборе. Очень много очень красивых фото.

 

Поехали.

 

***

 

В Иваново ребятам не повезло – не было погоды, не было полётов. А я, имея в виду репортаж для журнала, просил снимать, конечно, летящие машины. Кроме того, Сергей сказал, что там будут наши АВАКСы – А-50. Это я попросил снять в любом случае.

 

Вот он, русский АВАКС – самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Аэродром Иваново-Северное.

 

 

 

Эту фотографию – вроде бы повтор – я ставлю сознательно.

 

 

 

Потому что это другой экземпляр – видите на борту «47»?

 

Говорят, что это пока единственный образец самой-самой последней модификации А-50, с самым супремодернизированным оборудованием. Неизвестно, будет он на параде летать или только стоять в экспозиции, но он там будет.

 

И больше по Иваново показать нечего.

 

***

 

Зато следующий пункт был – Энгельс!

 

Энгельс – это наша знаменитая база дальних стратегов, самых тяжёлых наших бомберов. Ервое фото – это Ту-22М3, он тоже в Дальней авиации, но он не тяжёлый. А в Энегльсе (это в Саратовской области) с конца 1954 года базируются соединения самых дальних наших самолётов.

 

Один мой школьный товарищ, геолог по специальности, объездил в экспедициях всю страну. Он мне ещё годах в 1970-х рассказывал глубоко впечатлившее его зрелище: в этом самом Энгельсе по взлётной полосе разбегается мясищевский тяжёлый четырёхмоторный реактивный бомбардировщик 3М (о нём см. здесь). У него длинное, узкое, гибкое крыло; а полоса длиннющая, а степь неровная, волнистая… Мой друг смотрит на разбег почти сзади. Тяжеленный самолёт, помахивая тонкими крыльями, уходит, почти скрывается за неровностью рельефа… снова возникает на подъёме полосы и, наконец, уже почти незаметный, взлетает где-то там, километрах в пяти…

 

Какие у нас на сегодня самые дальние бомбардировщики? Правильно, Ту-95МС и Ту-160. Полётов, как назло, не было и здесь, так что смотрите их на стоянках.

 

Ту-95МС. Первый кадр – классический. Так обычно снимают самолёты на базе:

 

 

 

Зато на стоянке можно в кабину залезть:

 

 

 

Ещё один:

 

 

 

И, наконец, вот такой, грозный и забавный одновременно:

 

 

 

Кстати, о Ту-95 можно почитать по той же ссылке, что для 3М.

 

***

 

Теперь – Ту-160.

 

Опять классический:

 

 

 

И опять кабина:

 

 

 

Обратили внимание? У Ту-95 – штурвалы, как обычно на тяжёлом самолёте. А здесь – ручки, как на истребителе.

 

И ещё парочка:

 

 

 

 

 

 

Тут надо обратить внимание на цельноповоротный стабилизатор, что обычно для сверхзвуковых самолётов; и на цельноповоротную верхнюю часть киля, что как раз довольно необычно.

 

***

 

Третий и последний пункт пресс-тура – Приморско-Ахтарск. Я понимал, что такое Иваново, Энгельс; а про Приморско-Ахтарск спросил: а там что? Сергей ответил: лето/солнце/море /пляж. А если серьёзно, говорит – Су-25. Потом рассказал: на Азовском море, глушь, железной дороги туда нет, продукты дешёвые…

 

Ахтарск, надо признаться, к параду отношения не имеет. Туда повезли смотреть учебно-боевые будни.

 

И вот там полёты были.

 

 

 

Вот он стоит, Су-25, проверяется. Под крылом – подвесные баки, ракета – учебная, должно быть. Я знаю, что под другим крылом – другая, не такого типа: видно на другом фото. Но его я, извините, зарезервирую: в прошлом посте объяснил, что надо наращивать активность на союзных сайтах. А этот кадр выбрал, потому что самолёт снят сбоку-сзади; остальные, которые у меня есть – спереди.

 

Вот боец (судя по кирзачам) принялся проверять СВСП – систему воздушно-скоростных параметров:

 

 

 

Вот подвезли обычную бомбу, по-правильному – свободнопадающую.

 

 

 

Написано на ней – 500Ш. Я так понимаю, что это фугасная ФАБ-500Ш; или, может быть, её учебный имитатор. «500» – это калибр 500 кг (калибр авиабомб – это их вес, а не диаметр). «Ш» – значит, штурмовая. Такие бомбы снабжены тормозным устройством, чтобы их можно было сбрасывать с предельно малых высот без вреда для собственного самолёта.

 

А Су-25, как известно, штурмовик…

 

За бомбой самолёт, у него на пилоне – учебная ракета Х-25. Я так думаю, это модификации МЛ – с лазерной головкой самонаведения. Это ракета малого радиуса действия, стреляют ею по танкам, кораблям, РЛСам, бункерам и т.д.

 

Ладно, пошли дальше.

 

Взлетает учебно-боевая спарка:

 

 

 

А под крылом у неё – как раз эти бомбы. А ракет не видать, одни баки… Обратите внимание на двухствольную 30-мм пушку, в носу по левому борту.

 

А вот опять взлетают двое, но в разных самолётах:

 

 

 

Не удержусь, поставлю одну фоту, задействованную на 4-й обложке не существующего ещё 8-го номера «Техники – молодёжи». Уж очень красиво:

 

 

 

У него-то как раз ракеты. И баки, и пушка, и шасси как раз убираются… Роскошное фото. Тоже классический ракурс.

 

Кстати, главред не должен гневаться ещё по одной причине: я уменьшая фото до такого размера, что их не получится использовать в полиграфии. Например, у этого ширина 1024 пиксела. Что в пересчёте на 300 точек на дюйм – а именно столько нужно для нормального полиграфического качества – даст ширину чуть больше 8 см. Спичечный коробок… а у нас оно – во всю ширь обложки.

 

…Наконец, идём на посадку:

 

 

 

Это тоже спарка – та же самая? Из того же полёта? Неужели баки сбросила, а ракеты пустила?!

 

Нет. Может, и та же, но из другого полёта. Баки-то, небось, жалко будет каждый раз об землю бросать. А главное, учебные ракеты не пускают. Это имитатор для пилота. Он должен произвести все действия, связанные с обнаружением цели, выходом в зону пуска, проведением операций по подготовке. А имитатор ему подыгрывает: воспринимает и отдаёт сигналы так, как это делает настоящая ракета.

 

Боевые пуски – дело редкое…

 

***

 

Ещё снял там Сергей вертолёты. Воистину, красивейший кадр:

 

 

 

Это Ка-32, судя по обтекателю локатора – Ка-32С, многоцелевая машина с поисково-спасательными возможностями.

 

И снял Су-30М2:

 

 

 

Су-30М2 – новейшая модификация, на данный момент их поставлено в войска считанные единицы. Машина оптимизирована для ударов по наземным и надводным целям. На параде обещают показать целый ряд новинок; одну из них, А-50 борт 47, я упомянул выше, в самом начале.

 

Вообще, парад будет выдающийся. Пишут, что это самое крупное мероприятие такого рода за всю историю России. Будет там только от ВВС порядка сотни летательных аппаратов. И десяток от ДОСААФ, а ретросамолётов будет аж три десятка! На последнем МАКСе их было, как мне помнится, пять штук, если считать по типам. Как говорится, почувствуйте разницу…

 

И будут все наши пилотажные группы, и группы из Англии, Италии, Финляндии, Турции, Польши и Латвии, и самолёты от ВВС Франции, США и Израиля. И будет и наземная экспозиция техники ВВС и ПВО…

 

А теперь – самое трудное.

 

***

 

Самое трудное – это Шайковка. Ту-22М3.

 

Потому что фото из пресс-тура Сергей слал нам дозировано, только чтобы было выбрать для журнала. А в Шайковке он был недели за полторы до этого тура, и фото оттуда он просто выложил в альбом на фотосервисе. Их там 100 штук, и все офигенные. Выбрать из них ограниченное количество – для меня большая трудность.

 

Ну и ладно, пусть будет много.

 

Ту-22М3, дальний бомбардировщик, знаменитый Backfire, попортивший столько крови и, и нашей, и ихней. Где-то я писал о нём подробнее, наверное, написал, как он портил кровь. Если кто наверняка помнит, что не писал, и хочет, чтобы написал, – скажите. А здесь я просто поставлю сколько-то фото – столько, насколько смогу себя ограничить. И на том закончу.

 

 

 

Приятно посмотреть… Глядя на просторную стоянку с мощными бомберами, думаешь, что есть ещё, есть у России сила…

 

 

 

Готовят к полёту. А под крылом у него, между прочим, крылатая ракета Х-22 – не новая, но с выдающимися характеристиками. Точнее, с выдающейся скоростью – 4000 км/ч. Такую точно ничем не собьёшь…

 

Какая модификация, определить не могу (интересно, помнит ли кто-нибудь старый детский анекдот, хорошо ложащийся в тему?). Модификации есть противокорабельные, противорадиолокационные, для стрельбы по площадным целям (эвфемизм понятен: с большой-большой ядерной бомбой на борту) и, наконец, высокоточная, с системой корреляционного наведения (по рельефу местности). Дальность – от 400 до 550 км, в зависимости от высоты и скорости носителя.

 

Ладно, пора в полёт.

 

Первая фаза разбега у нас на первом фото. Заметили там марево от выхлопа? Ладно, повторю здесь, момент чуть попозже – отрыв носовой опоры:

 

 

 

Идём дальше – самолёт в воздухе:

 

 

 

И пошёл…

 

 

 

Не могу. Давайте ещё раз – с другой стороны:

 

 

 

 

 

Ну ладно, хватит, пора садиться:

 

 

 

И в заключение – ещё один великолепный кадр. Я как его увидел – влюбился. Пытался убедить главреда, что именно его надо ставить – не убедил. Не хотелось ему в тот момент лирики…

 

Посмотрите, какое сочетание грозной мощи и мирной летней тишины:

 

 

 

Впрочем, зачем описывать? Имеющий глаза увидит сам…

 

Молодец, Серёжа! Спасибо.

 

***

 

Ну вот, видите, опять длинный пост получился. Всю субботу просидел, на пляж не ходил (правда, и не слишком тепло было днём). Дело даже не в тексте, он не такой уж и большой. Но каждую фотографию надо уменьшить, потом пересохранить и ещё раз уменьшить, потом на каждой написать автора, потом грузить на сервер… А потом вставлять в текст, я это в html делаю, чтобы потом с неожиданными непонятками не разбираться.

 

Целый день… такая работа не способствует частым публикациям. Так что паузы, как я сказал в прошлом посте, будут некоторое время больше обычных.

 

А ведь в августе будет собственно парад… Ну, ничего. Всё равно мы их всех победим, да?

http://bwana.ru/?p=6570

Картина дня

наверх