Генеральный директор ГКНПЦ имени М.В.Хруничева Владимир Евгеньевич Нестеров о месте Центра в российской и мировой космонавтике

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=11701

Генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева Владимир Нестеров.

19.07.2010

В первую очередь, хотел сказать по количеству мировых запусков, так и по количеству запусков средств выведения ГКНПЦ с 2005 года. Здесь наметилась интересная тенденция. Если в течение 2005-2007 годов мы имели 7 пусков наших ракет-носителей в год, то буквально в 2008 году мы сделали рывок и вышли практически на рекордный показатель – 14 пусков в год, который единственный раз до этого достигался нами в 2000 году.

И примечательно, что в 2008 году мы вывели каждый третий килограмм мирового грузопотока в космос, т.е. больше 30 %. В 2009 году установили рекорд по запускам – мы запустили 15 ракет-носителей пяти различных типов. Это уникальное достижение.

На мировом рынке запусков, если взять пятигодовую программу, мы занимаем 26 % мирового рынка запусков по грузопотоку – т.е. четверть мирового рынка запусков по грузопотоку осуществляется ракетами-носителями ГКНПЦ.

После нашей последней неудачи – в течение 22 месяцев мы запустили 23 ракеты-носителя «Протон». Это тоже своеобразный рекорд – мы никогда не добивались таких результатов.

И второе, мы сумели за семь первых месяцев этого года осуществить семь пусков РН «Протон». Все пуски прошли успешно.

Я хотел бы рассказать Вам, какую программу мы должны выполнить за ближайшие шесть лет с учетом задач Федеральной космической программы, задач Министерства обороны и коммерческих программ. Планируется, что в 2010-2015 годы мы выходим на показатель 19-20 пусков в год. Все это требует колоссальных усилий,  большой производственной и организационно-технической подготовки.

  Об интегрированной структуре

 Перейдем к вопросу, который всех интересует - об интегрированной структуре. Хочу рассказать на примере Центра Хруничева, что такое интегрированная структура, зачем она делается.

Вы видите, во что превратился Центр Хруничева после интеграции.

Производственное объединение «Полет» - это ракетный завод с очень богатыми традициями, очень высококвалифицированным персоналом, который практически полностью потерял государственный заказ. Если бы его не присоединили к себе, он был бы однозначно банкротом. А после присоединения он нам очень помог, т.к. огромный объем работ ракетно-космического завода в Москве был передан именно на «Полет». Передан, достаточно, безболезненно, потому что там был подготовленный персонал и благодаря тому, что мы получили дополнительные производственные мощности этого предприятия, мы смогли поднять объемы производства ракеты-носителя «Протон».

Поэтому этот завод в Омске является вторым ракетным заводом Центра и осуществляет исключительно полезную деятельность для его существования.

Пермь, «Протон-ПМ». В течение четырех лет мы боролись с финансовой группой «Гута» за контрольный пакет акций этого предприятия. Это предприятие для нас знаковое, т.к. выпускает двигатели первой ступени ракеты-носителя «Протон» и в перспективе планируется часть двигателей РД-191 делать на этом предприятии.

При помощи ВТБ, лично А.Л. Костина - Председатель правления банка, помог нам приобрести контрольный пакет акций этого предприятия. Сейчас у ГКНПЦ почти 98 % акций, т.е. предприятие практически полностью принадлежит нам и надо отдать должное, отвечает взаимностью с точки зрения объема производства.

Воронежский механический завод – знаковое предприятие для отрасли, также находился в чрезвычайном финансовом положении. ВМЗ осуществляет изготовление двигателей для второй и третьей ступени ракеты-носителя «Протон», для третьей ступени РН «Союз» и двигатель для разгонного блока РН «Зенит».

КБХМ – делает двигатели для разгонного блока «Бриз». Там также была тяжелая ситуация, не с экономической точки зрения, а с точки зрения объемов производства. Мы на руководящие посты назначили своих сильных менеджеров,  и им удалось при помощи средств ГКНПЦ осуществить за 2,5 года повышение объемов производительности изделий в 2,5 раза.

КБХА – находятся на одной площадке с ВМЗ и в течение многих лет связаны производственной и конструкторской деятельностью.

Присоединив эти предприятия, мы закончили первый этап формирования  нашей интегрированной структуры. Причем результаты этой интеграции привели к следующему.

Если раньше Центр делал для «Протона» и «Бриза» собственными силами всего 30 % собственного объема, то сейчас, после присоединения производителей двигателей, мы стали делать 65 % от общей стоимости изделия. Тем самым, мы полностью осуществили по наиболее сложным составным частям независимость от возможных конъюктурных  решений менеджеров других предприятия. Это очень важно. Это позволило нам подняться по производительности с производства шести ракет в год до 11 в прошлом году, и до 12-13 в следующем году.

Вот Вам пример работы эффективной интегрированной структуры. Все основные смежниками, которые являются главными звеньями в технологии производства, оказались в едином производственном цикле при едином руководстве.

Теперь хотел бы сказать, во что это обошлось Центру Хруничева. В сумму входят долги по кредитам, по налогам и т.д. В общей сложности основные платежи были проведены до середины прошлого года. Центром Хруничева 10,5 млрд.руб были направлены на то, чтобы обеспечить нормальное функционирование присоединенных предприятий, нормальное производство своей ракеты-носителя «Протон».

Какие же результаты этих затрат.

Видно четко, что после присоединения этих предприятий в 2007 году пошел серьезный рост объемов производства на этих предприятий.

 

Объемы производства

 По сравнению с 2005 годом почти в 2,6 раза подняли объемы производства, а в объеме реализации продукции - более, чем в 3 раза.

Если в 2005 году мы делали 11 изделий ракетно-космической техники различного типа (ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов), то в 2009 году 25 изделий. И 30 изделий намечены на 2010 год, т.е. мы планируем и дальше увеличивать объемы производства.

 Коммерческая деятельность

 

В общей сложностью мы имеем дело с 45 иностранными фирмами из 22 стран мира.

Поступления доходов по коммерческим запускам за период 2003-2009 г.г. Возьмем 2005 год. Мы получили сумму эквивалентную198 млн. долларов. А вот в 2009 - 584 млн. Именно эти средства от коммерческой деятельности позволили нам вкладывать средства в присоединенные предприятия. Если бы не было такого увеличения потока, то и не было бы и интегрированной структуры.

Начиная с 1994 года 4,3 млрд. долларов были принесены стране ракетой-носителем «Протон». Не только Центру Хруничева – а всей стране, т.к. ракета делается не одним предприятием.

В 2011 году, при наличии имеющихся контрактов, мы достигнем рубежа в 6 млрд.руб. А, если взять и другие международные программы, то в общей сложности мы переходим цифру принесенных доходов в более 6 млрд. долларов самой высокотехнологичной, импортируемой продукции.

 

Об Ангаре

 

По поводу «Ангары» достаточно много говорят, например, что это, как говорится, замороженная стройка века, что прошло семнадцать лет, а ракеты до сих пор на испытания не вышла. Всё это, конечно, с одной стороны, правда, а с другой стороны – чистое лукавство. Да действительно, документы были подписаны в 93-м, в 95-ом вышло Постановление правительства. И в 2005 году мы обязаны были запустить «Ангару» с космодрома Плесецк. Но я вам раскрою маленькую тайну: к тому моменту, когда мы должны были выходить на завершающие стадии испытаний, нам было выделено ни много ни мало, 17 % общего объема финансирования.

Когда наконец-то пошли нормальные деньги от государства и нашего заказчика - Министерства обороны, значительно быстрее стали реализовываться все основные этапы опытно-конструкторской работы создания проекта «Ангара». В течение последних 5 лет, к концу 2009 года мы вышли практически по всем показателям на 90, 95-97 %. Когда появляются финансовые ресурсы, то при нормальном научно-техническом потенциале головного разработчика, можно сделать достаточно быстро большой сложности ракетно-космический комплекс. Я думаю, что ракетно-космический комплекс «Ангара», наверное, после «Энергии» и «Бурана» является самым большим и серьезным успехом России за последние 20 с лишним лет.

Автономные испытания у нас проведены на 97%, комплексные испытания сборок и отсеков ракеты-носителя к первому кварталу 2011 года планируем завершить. Есть понимание, что это будет сделано.

Разработка маршевого двигателя РД-191. Всегда при создании космических ракетных комплексов создание двигателей является наиболее сложной научно-технической задачей. И более длительной. Мы практически  наработали уже около 25 тысяч секунд, вышли на межведомственные испытания и выполнение работы можно оценить как 99%.

Разработка маршевого двигателя РД – 0124А. Здесь мы наработали с учетом  того, что он работает как на «Союз-2» (РД-0124), так и у нас на «Ангаре»,  уже около 35 тысяч секунд. РД-0124 уже трижды был использован при стартах РН «Союз-2», таким образом, проведены на нём летные испытания. Выполнение работ  по двигателю можно оценить в 94 %.

Объем выполненных работ по отработке системы управления оцениваются в 93 %.

Проблемный вопрос – изготовление и монтаж наземного технологического оборудования.

Что можно здесь сказать. К сожалению, когда мы подписывали контракт, у нас были индексы-дефляторы Министерства обороны, они не соответствовали индексам-дефляторам МЭРТ, а индексы-дефляторы МЭРТ не соответствовали реальному состоянию жизни. В результате этого состоялся дефицит финансовых средств на ОКР. И весь дефицит вылился в то, что мы никак не можем до конца осуществить заказ части необходимого оборудования, которое нужно в Плесецке.

Меня все спрашивают – когда будут летные испытания. Летные испытания будут через два с половиной года от T-0 (T-0 – это получение дополнительных средств).

В настоящий момент распоряжением Правительства получение средств выделено. Будем ждать, если поправка в бюджет пройдет по результатам чтений в ГосДуме, то, надеемся, что эти деньги будут получены в этом году. В этом случае, с началом 2013 года выходим на летные испытания.

Фактически, же можно сказать, что мы начали летные испытания комплекса Ангара в составе ее первой, самой сложной ступени в составе южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1. И начали неплохо. С первого раза.

 

О техническом перевооружении

 

Для нас вопрос технического перевооружения является вопросом жизни или смерти. Мы с 2006 года, несмотря на все трудности, связанные с интеграцией, начали из своих собственных средств заказывать новые станки, технологические центры. И с 2006 года до конца 2009 года мы истратили своих собственных средств 2,6 млрд.руб.

В течение двух лет мы убеждали Правительство, что нам нельзя делать «Ангару» на старом оборудовании и нам было выделено по программе ОПК 9,4 млрд. руб. Из них мы в прошлом году получили 3,2 млрд. В результате, истратив почти 6 млрд.руб. собственных и государственных средств, нам удалось приобрести 4 147 единиц оборудования, которые достаточно равномерно распределены между всеми предприятиями, входящими в состав ГКНПЦ.

 

Стенограмма выступления на пресс-конференции 15 июля т.г.

(Сайт Центра им. М.В. Хруничева)

http://www.khrunichev.ru/

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх