Перспективы развития стратегических бомбардировщиков в России и США
5 ноября 1940 года совершенно секретным постановлением Совнаркома СССР №2265-977сс была создана Дальнебомбардировочная авиация Главного командования Красной Армии (ДБА ГК). По мере развития военной техники этот вид авиации постоянно совершенствовался, постоянно возрастал его удельный вес в боеспособности Вооруженных сил страны.
Бурный предвоенный рост
Дальнебомбардировочная авиация существовала и до этого постановления. Но имела иное подчинение и другое название. В 1936 году тяжелые бомбардировщики свели в армию, которая получила название Армии особого назначения резерва Главного командования.
АОН стала первым в мире крупным объединением стратегического назначения для решения стратегических задач силами авиации Красной Армии, проведения самостоятельных воздушных операций, оперативной и тактической подготовки разных родов авиации РККА. Вскоре были созданы еще две АОН. В каждую из них входили две тяжелобомбардировочных, одна скоростная бомбардировочная и одна истребительная бригады. Каждая Армия особого назначения располагала 250 самолетами.
Однако, как показала Финская война 1939-го года, данная структура оказалась малоэффективной. И 5 ноября 1940 года она была заменена на ДБА ГК. Дальнебомбардировочная авиация включала в себя пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. На вооружении находилось около 1500 самолетов трех типов – ТБ-З (Туполев), ТБ-7 (Петляков-Туполев) и ДБ-З (Ильюшин).
Это были очень серьезные машины, и каждая из них имела свои достоинства. Но лучшим был, несомненно, бомбардировщик ТБ-7, называвшийся также Пе-8, разработанный бригадой Владимира Михайловича Петлякова в ОКБ Туполева. Причем лучший не только в СССР: по многим параметрам эта машина превосходила лучшие иностранные самолеты этого класса.
На высоте четырехмоторный ТБ-7 развивал скорость в 450 км/ч и при этом нес до 5000 кг бомбовой нагрузки. Имел потолок в 9500 метров, недоступный истребителям начала 40-х годов. И при этом обладал вполне эффективным защитным вооружением – двумя 20-мм пушками и четырьмя пулеметами, что позволяло бомбардировщику летать без истребителей прикрытия. Он имел дальность в 3500 км, которую при использовании ПТБ можно было довести до 6000 км.
В общем, ТБ-7 безраздельно господствовал в воздухе. Не случайно в 1942 году Молотов летал на нем в Лондон, не опасаясь ни зенитного огня, ни германских истребителей.
На снимке: советский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик дальнего действия Пе-8/ Репродукция: Анатолий Сергеев-Васильев/ РИА Новости
Этапы большого пути
Тяжелая бомбардировочная авиация неоднократно переименовывалась и переподчинялась. В 1942 году она стала называться Авиацией дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке Верховного Главнокомандующего.
К этому моменту на вооружении АДД находились 3000 самолетов. Основу составляли двухмоторные бомбардировщики Ил-4. С 1942 по 1944 год было выпущено более 6 тысяч этих машин. Это была глубокая модернизация ДБ-3, с дальностью полета, возросшей до 3800 км, и потолком, поднятым до 8900 м. Бомбовая нагрузка была вдвое меньше (2500 кг), чем у ТБ-7, но при этом и стоимость производства самолета была значительно ниже. Именно этим объясняется его массовость. И эксплуатация была проще, а в экипаж входили четыре пилота вместо восьми у машины Петлякова.
С 1944 года и по нынешний день дальняя бомбардировочная авиация называется Дальней авиацией и входит в состав ВВС страны.
В послевоенный период в Дальнюю авиацию пришло множество новых бомбардировщиков. Какие-то машины продержались в строю меньше десяти лет, какие-то больше. Но были и знаковые события, на долгие годы оставившие след в истории ВВС. И не только в истории – две машины актуальны и поныне. Выпущены они ОКБ Туполева, которое является законодателем моды в бомбардировочной авиации. И не только в отечественной.
Хороша была машина ОКБ Мясищева 3М, продержавшаяся в строю с 1956 по 1994 год. Этот реактивный бомбардировщик мог поднимать в воздух 18 тонн бомбовой и ракетной нагрузки. И при этом имел дальность, приближавшуюся к 15 тыс. километрам.
Ну, а Ту-95, который на два года старше бомбардировщика Мясищева, до сих пор находится в строю. Хоть его возраст уже и перевалил за 60-летний рубеж. Правда, самолет постоянно модернизировался, на нем периодически обновлялась авионика и силовая установка. Теперь самолет называется Ту-95С.
А в 1987 году в Дальнюю авиацию пришел уникальный стратегический бомбардировщик Ту-160, названный «Белым лебедем».
Он является самым крупным и самым мощным (100 тс) в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу (275 тонн) и ракетно-бомбовую нагрузку (45 тонн). При этом у него рекордный потолок (22 тыс. метров), а в скорости он незначительно уступает лишь одному бомбардировщику – В-1А (2230 км/ч против 2300 км/ч). Но при этом следует учитывать, что на вооружении стратегической авиации США находятся лишь 4 бомбардировщика В-1А, а большинство – В-1В, максимальная скорость которого равна 1330 км/ч. Наши ВВС имеют в строю 16 бомбардировщиков Ту-160.
На снимке: стратегические бомбардировщики ТУ-160 (слева) и ТУ-95 (справа)/ Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
Современное состояние.
Если сравнивать лишь количественный состав ДА России и США, то мы оказываемся слабее почти в полтора раза: в ВВС России в строю находятся 89 стратегических бомбардировщиков, у ВВС США их 132.
Однако анализ качества бомбардировщиков дает противоположную картину. Почти половину американского стратегического воздушного флота представляют послевоенные перестарки – В-52. Количество наших аналогов - Ту-95 – не достигает 20%. Обе машины на протяжении полувека, разумеется, периодически модернизировались. Но замену В-52 предполагается выпустить не ранее 2040 года.
Что же касается Ту-95, то его в середине 20-х годов планируется заменить новой разработкой ОКБ Туполева – ПАК ДА.
Разработка туполевской новинки ведется с соблюдением строжайшей секретности. Известно лишь, что это околозвуковое летающее крыло, выполненное по стелс-технологии и оснащаемое ракетным вооружением нового поколения, которому также предстоит пройти испытания. Оружие для нового бомбардировщика разрабатывает корпорация «Тактическое ракетное вооружение», расположенная в подмосковном Королеве.
Наиболее массовыми (70%) у нас являются сверхзвуковые (более 2М) дальние бомбардировщики Ту-22М. Их «соперник» - В-1В, проигрывает по скорости (1,25М), и в соответствии с СНВ-3 не является носителем ядерного оружия.
Самым «мощным» американским бомбардировщиком считается В-2 Spirit («Дух»), произведенный компанией Northrop. Но в связи с тем, что это очень дорогая «игрушка», его стоимость превышает 2 миллиарда долларов, была построена лишь 21 машина. За 20 лет эксплуатации два бомбардировщика были утрачены. Оценивая этот околозвуковой бомбардировщик, следует учитывать, что его главное достоинство заключается в малозаметности.
Также он имеет хорошую ракетно-бомбовую нагрузку, достигающую 27 тонн. Но это чуть ли ни в два раза меньше, чем у Ту-160 (45 тонн). И по всем остальным характеристикам, за исключением малозаметности, Ту на голову выше американского «Спирита».
Сравнение российской и американской ДА было бы неполным без учета вооружения стратегических бомбардировщиков.
Самое современное оружие нашей ДА – крылатая ракета Х-102 с ядерной боеголовкой, имеющая низкую видимость (ЭПР – 0,01 кв.м.). Ее дальность составляет 5500 км.
Американская AMG-129ACM имеет такую же ЭПР, но при этом меньшую дальность – 3700 км. Также отклонение от цели у нее больше, чем в 3 раза – 30-90 м против 10 м у Х-102.
Снимок в открытие статьи: стратегический бомбардировщик Ту-160/ Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
Читайте далее: http://svpressa.ru/post/article/103003/?from=sm24