Компания SpaceX осуществила успешный запуск модернизированной версии ракеты-носителя Falcon 9 версии 1.1. При этом на орбиту было выведено несколько спутников. Причем, впервые главная ступень Falcon 9 осуществила контролируемое снижение и успешно вернулась в атмосферу.
Обновленная ракета-носитель Falcon 9 1. 1 оснащена улучшенным стартовым двигателем. Двигатель Merlin 1D обеспечивает большую тягу и при этом он более выгодный в производстве. Девять двигателей Merlin, расположенные на ускорителе, были перегруппированы, теперь в центре расположен один двигатель, а остальные восемь - размещены вокруг него. В целом, мощность двигателей возросла на 60% по сравнению с предыдущей версией ракеты. В то же время новая ракета оказалась выше по сравнению с предшественницей, содержит более длинные топливные баки, более крупный головной обтекатель (диаметр 5 метров), позволяющий вмещать больше полезного груза.
Однако наиболее существенным достижением инженеров SpaceX является реализация возможности возврата ракеты Falcon 9 1.1. Так, после отделения второй ступени разгонный блок был развернут в противоположном направлении и использовал тягу двигателей для замедления полета, тем самым обеспечив возможность контролируемого повторного входа в атмосферу.
После возвращения в атмосферу включился центральный двигатель, чтобы снизить скорость аппарата. Но после этого разгонный блок начал вращаться, в результате чего топливо оказалось перемещено к стенкам баков и перестало поступать к двигателю. Из-за этого скорость снижения аппарата оказалась слишком высокой, он столкнулся с поверхностью воды и разрушился. В любом случае, ракета не была оснащена посадочным механизмом.
Несмотря на неудачу в конечной стадии эксперимента, по словам главы SpaceX Элона Маска, полученная при этом запуске информация позволит компании создать полностью возвращаемый на Землю разгонный блок. Работы над ним планируется завершить в начале следующего года. До того момента компания SpaceX намерена осуществить еще два запуска ракеты с последующим возвратом в атмосферу для сбора дополнительных сведений.
Вместе с тем Маск заявил, что возврат разгонного блока потребует и некоторых жертв. Так как контролируемый спуск требует расхода топлива, то потенциальная полезная нагрузка ракеты снизится, примерно, на 15% в случае посадки на воду и на 30% - для приземления. Но, так как стоимость разгонного блока составляет около 3/4 общей стоимости ракеты, то возможность его повторного использования позволит значительно снизить затраты на запуск.
Следует отметить, что вращение разгонного блока после повторного входа в атмосферу было не единственной проблемой в рамках данного запуска. В SpaceX неудачно пытались повторно запустить двигатель второй ступени. Его запуск бывает необходим для достижения некоторых траекторий полета (но не для сегодняшнего запуска). Специалисты компании уже имеют представление о том, что пошло не так и как устранить проблему до следующего запуска.
http://itc.ua/news/spacex-zapustila-uluchshennuyu-raketu-fal...