На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

В арсеналах Пентагона - от 2800 до 3600 КР "Томагавк" морского базирования

К на­ча­лу 70-х го­дов со­вет­ский ВМФ стал са­мым со­вре­мен­ным тех­ни­че­ски и тех­но­ло­ги­че­ски и од­ним из са­мых мощ­ных мор­ских фло­тов в ми­ре. Но­вень­кие ко­раб­ли со­вет­ско­го ВМФ: крей­се­ры 58-го про­ек­та, эс­мин­цы 61-го про­ек­та, атом­ные под­вод­ные лод­ки 675-го про­ек­та, воо­ру­жен­ные КР боль­шой даль­но­сти ком­плек­сов П-35 (даль­ность пус­ка - 350 км), П-15 (85 км) и П-5Д (500 км) со­от­вет­ст­вен­но.

По­тря­саю­щий "экс­терь­ер" ко­раб­лей и их мощ­ное ра­кет­ное воо­ру­же­ние по­ра­жа­ли во­об­ра­же­ние и вы­зы­ва­ли обос­но­ван­ную за­висть на­тов­ских фло­то­вод­цев. Боль­шин­ст­во над­вод­ных ко­раб­лей их фло­тов бы­ли за­ло­же­ны еще во вре­ме­на Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. На­тов­ские над­вод­ные ко­раб­ли, их ди­зель­ные и атом­ные ПЛ воо­ру­же­ны бы­ли ар­тил­ле­рий­ски­ми сис­те­ма­ми и ти­хо­ход­ным тор­пед­ным ору­жи­ем. К то­му вре­ме­ни по­доб­ное ос­на­ще­ние во­ен­но-мор­ских сил вы­гля­де­ло аб­со­лют­ным ана­хро­низ­мом. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ли толь­ко 41 ПЛАРБ ВМС США, ко­то­рые к фло­ту име­ли ис­клю­чи­тель­но фор­маль­ную при­вя­зан­ность, и еди­нич­ные эк­зем­п­ля­ры со­вре­мен­ных ко­раб­лей - атом­ный крей­сер УРО "Лонг Бич" и атом­ный авиа­но­сец "Эн­тер­прайз".

Кры­ла­тая ра­ке­та В 1971 го­ду ру­ко­во­дство аме­ри­кан­ско­го мор­ско­го фло­та ини­ции­ро­ва­ло про­грам­му соз­да­ния стра­те­ги­че­ской кры­ла­той ра­ке­ты для атом­ных ПЛ. На на­чаль­ном эта­пе рас­смат­ри­ва­лись два ва­ри­ан­та кры­ла­тых ра­кет (КР).

Пер­вый ва­ри­ант. Это боль­шая КР ка­либ­ра 55 дюй­мов под пус­ко­вые ус­та­нов­ки ра­кет "По­ла­рис" UGM-27, сни­мае­мых с воо­ру­же­ния. Этот ва­ри­ант пре­ду­смат­ри­вал при­нять на воо­ру­же­ние тя­же­лую КР под­вод­но­го стар­та боль­шой даль­но­сти по­ле­та - до 3000 миль и раз­ме­ще­ние ра­кет на бор­ту де­ся­ти ПЛАРБ ти­пов "Джордж Ва­шинг­тон" и "Этен Ал­лен" в пус­ко­вых ус­та­нов­ках ра­кет "По­ла­рис". Тем са­мым ПЛАРБ ста­но­ви­лись но­си­те­ля­ми стра­те­ги­че­ских кры­ла­тых ра­кет ПЛАРК.

Вто­рой ва­ри­ант. Ма­лая КР ка­либ­ра 21 дюйм даль­но­стью по­ле­та до 1500 миль под 533-мм тор­пед­ные ап­па­ра­ты под­вод­ных ло­док.

В ию­не 1972 го­да был вы­бран ва­ри­ант КР под тор­пед­ные ап­па­ра­ты. То­гда же про­грам­ма по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние SLCM (Sea Launched Cruise Missile) - кры­ла­тая ра­ке­та мор­ско­го ба­зи­ро­ва­ния. В ян­ва­ре бы­ли ото­бра­ны два са­мых мно­го­обе­щаю­щих про­ек­та для уча­стия в кон­курс­ных ис­пы­та­ни­ях. Пер­вый - фир­мы General Dynamics: ра­ке­та UBGM-109A, вто­рой - фир­мы LTV: ра­ке­та UBGM-110A. В фев­ра­ле 1976-го на­ча­лись бро­ско­вые ис­пы­та­ния ма­ке­тов ра­кет с опы­то­вой ПЛ из под­вод­но­го по­ло­же­ния. Ра­ке­та BGM-109A бы­ла объ­яв­ле­на по­бе­ди­те­лем кон­кур­са еще на на­чаль­ном эта­пе ис­пы­та­ний.

В мар­те то­го же го­да флот­ское на­чаль­ст­во при­ни­ма­ет ре­ше­ние, что SLCM долж­на стать ос­нов­ным опе­ра­тив­но-так­ти­че­ским и стра­те­ги­че­ским ору­жи­ем над­вод­ных ко­раб­лей. В мар­те 1980 го­да со­стоя­лось пер­вое лет­ное ис­пы­та­ние ра­ке­ты BGM-109A, пуск про­из­ве­ден с бор­та эс­мин­ца ВМС США Merrill (DD-976). В ию­не это­го же го­да про­шли ус­пеш­ные лет­ные ис­пы­та­ния ло­доч­но­го ва­ри­ан­та ра­ке­ты. Это со­бы­тие ста­ло зна­ко­вым в ис­то­рии ра­кет­но­го ору­жия на мо­ре: про­из­ве­ден пер­вый в ми­ре пуск стра­те­ги­че­ской КР с бор­та под­вод­ной лод­ки ВМС США Guitarro SSN-665. В те­че­ние трех лет про­во­ди­лись ин­тен­сив­ные лет­ные ис­пы­та­ния ра­кет BGM-109A, про­из­ве­де­но бо­лее 100 ра­кет­ных тес­тов. В ре­зуль­та­те в мар­те 1983 го­да пред­ста­ви­тель ВМС США по свя­зям с об­ще­ст­вен­но­стью объ­я­вил: "Ра­ке­та дос­тиг­ла экс­плуа­та­ци­он­ной го­тов­но­сти и ре­ко­мен­ду­ет­ся к при­ня­тию на воо­ру­же­ние".

Ра­ке­та вы­пол­не­на по са­мо­лет­ной схе­ме - мо­но­план, име­ет кор­пус ци­лин­д­ри­че­ской фор­мы, скла­ды­ваю­щее­ся и ута­п­ли­вае­мое в кор­пус кры­ло в цен­траль­ной час­ти и кре­сто­об­раз­ный че­ты­рех­перь­е­вой ста­би­ли­за­тор в хво­сто­вой. Кор­пус из­го­тов­лен в ос­нов­ном из алю­ми­ние­вых спла­вов, часть эле­мен­тов кон­ст­рук­ции и аэ­ро­ди­на­ми­че­ских по­верх­но­стей вы­пол­не­на из гра­фи­то-эпок­сид­но­го пла­сти­ка и ра­дио­про­зрач­ных ма­те­риа­лов. Для умень­ше­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти на кор­пус, кры­ло и ста­би­ли­за­тор на­не­се­но спе­ци­аль­ное ра­дио­по­гло­щаю­щее по­кры­тие. Ра­ке­та со­сто­ит из шес­ти от­се­ков: пер­вый - ап­па­ра­ту­ра сис­те­мы управ­ле­ния и на­ве­де­ния; вто­рой - бое­вая часть с пре­до­хра­ни­тель­но-ис­пол­ни­тель­ным ме­ха­низ­мом; тре­тий - пер­вая сек­ция то­п­лив­но­го ба­ка; чет­вер­тый - си­ло­вые при­во­ды ме­ха­низ­ма раз­вер­ты­ва­ния кры­ла и вто­рая и тре­тья сек­ции то­п­лив­но­го ба­ка (мак­си­маль­ный объ­ем вме­сти­мо­сти ба­ка - 600 кг то­п­ли­ва JP-9); пя­тый - воз­ду­хо­за­бор­ник и тер­мо­ба­та­рея; шес­той - мар­ше­вый дви­га­тель и при­во­ды ста­би­ли­за­то­ра и ру­ля на­прав­ле­ния. К по­след­не­му от­се­ку со­ос­но с ра­ке­той при­сты­ко­ван стар­то­вый ра­кет­ный твер­до­то­п­лив­ный ус­ко­ри­тель Atlantic Research Mk 106 тя­гой 26,7 kN (6000 фун­тов) и вре­ме­нем ра­бо­ты 12 се­кунд.

На ра­ке­те ус­та­нов­лен мар­ше­вый двух­кон­тур­ный ма­ло­га­ба­рит­ный дви­га­тель ве­сом 58 кг, дли­на - 0,94 м, диа­метр - 0,305 м ДТРД Williams F107 - WR-400 тя­гой 2.7 kN (272 кг).

Сис­те­ма управ­ле­ния и на­ве­де­ния КР пред­став­ля­ет со­бой ком­плекс трех сис­тем, вы­стро­ен­ных по­сле­до­ва­тель­но, так, что ка­ж­дая сле­дую­щая ис­прав­ля­ет ошиб­ки пре­ды­ду­щей. Пер­вая - инер­ци­аль­ная на­ви­га­ци­он­ная сис­те­ма управ­ле­ния TAINS (TERCOM Assisted Inertial Navigation System) ра­бо­та­ет на на­чаль­ном и сред­нем уча­ст­ках по­ле­та ра­ке­ты (вес - 11 кг). Она вклю­ча­ет бор­то­вой ком­пь­ю­тер, инер­ци­аль­ную плат­фор­му и ба­ро­мет­ри­че­ский вы­со­то­мер. Инер­ци­аль­ная плат­фор­ма со­сто­ит из трех ги­ро­ско­пов и трех ак­се­ле­ро­мет­ров. Сис­те­ма обес­пе­чи­ва­ет ве­де­ние ра­ке­ты по мар­шру­ту с ошиб­кой не бо­лее 1 мет­ра на 1 км по­ле­та.

Вто­рая сис­те­ма - кор­ре­ля­ци­он­ная по кон­ту­ру рель­е­фа ме­ст­но­сти McDonnell Douglas AN/DPW-23 TERCOM (Terrain Contour Matching) ра­бо­та­ет на сред­нем и ко­неч­ном уча­ст­ках по­ле­та ра­ке­ты. Она вклю­ча­ет ком­пь­ю­тер, ра­дио­вы­со­то­мер. В ком­пь­ю­те­ре на же­ст­ком дис­ке со­дер­жит­ся на­бор эта­лон­ных карт рай­онов по мар­шру­ту по­ле­та ра­ке­ты. Ши­ри­на лу­ча ра­дио­вы­со­то­ме­ра - 13-15 гра­ду­сов (диа­па­зон час­тот - 4-8 ГГц). Прин­цип ра­бо­ты сис­те­мы TERCOM ос­но­ван на со­пос­тав­ле­нии рель­е­фа ме­ст­но­сти кон­крет­но­го рай­она на­хо­ж­де­ния ра­ке­ты с эта­лон­ны­ми кар­та­ми рель­е­фа ме­ст­но­сти по мар­шру­ту ее по­ле­та. Оп­ре­де­ле­ние рель­е­фа ме­ст­но­сти осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем срав­не­ния дан­ных ра­дио- и ба­ро­мет­ри­че­ско­го вы­со­то­ме­ров. Пер­вый из­ме­ря­ет рас­стоя­ние до по­верх­но­сти зем­ли (ре­аль­ную вы­со­ту), вто­рой - вы­со­ту по­ле­та от­но­си­тель­но уров­ня мо­ря. Ин­фор­ма­ция о рель­е­фе ме­ст­но­сти хра­нит­ся в па­мя­ти бор­то­во­го ком­пь­ю­те­ра, где со­пос­тав­ля­ет­ся с дан­ны­ми фак­ти­че­ской ме­ст­но­сти. Ком­пь­ю­тер вы­да­ет сиг­на­лы кор­рек­ции для инер­ци­аль­ной сис­те­мы управ­ле­ния. Весь мар­шрут по­ле­та КР над су­шей раз­би­ва­ет­ся на 64 рай­она кор­рек­ции про­тя­жен­но­стью по 8 км и ши­ри­ной от 2 до 48 км.

Тре­тья сис­те­ма - элек­трон­но-оп­ти­че­ская кор­ре­ля­ци­он­ная AN/DXQ-1 DSMAC (Digital Scene Matching Area Correlation), ко­то­рая по­зво­ля­ет су­ще­ст­вен­но по­вы­сить точ­ность стрель­бы (КВО - до 10 м). В ней ис­поль­зу­ют­ся циф­ро­вые изо­бра­же­ния в оп­ти­че­ском и ин­фра­крас­ном диа­па­зо­не пред­ва­ри­тель­но от­сня­тых рай­онов ме­ст­но­сти по мар­шру­ту по­ле­та КР. DSMAC на­чи­на­ет ра­бо­тать на ко­неч­ном уча­ст­ке тра­ек­то­рии по­ле­та ра­ке­ты, по­сле по­след­ней кор­рек­ции по сис­те­ме TERCOM. С по­мо­щью те­ле­ви­зи­он­но­го дат­чи­ка про­из­во­дит­ся ос­мотр под­сти­лаю­щей по­верх­но­сти в рай­оне це­ли. По­лу­чен­ные изо­бра­же­ния в циф­ро­вой фор­ме вво­дят­ся в ком­пь­ю­тер, ко­то­рый срав­ни­ва­ет их с эта­ло­на­ми, хра­ня­щи­ми­ся на же­ст­ком дис­ке. Лю­бые от­кло­не­ния при­во­дят к кор­рек­ции кур­са ра­ке­ты.

Вот как сам глав­ный кон­ст­рук­тор ра­ке­ты Ро­берт Ол­д­ридж - ве­ду­щий ин­же­нер General Dynamics - опи­сы­вал свое из­де­лие в жур­на­ле "Нейшн" в ста­тье "Пен­та­гон на тро­пе вой­ны" от 27 мар­та 1982 го­да: "Стра­те­ги­че­ский ва­ри­ант ра­ке­ты рас­счи­тан на то, что­бы про­ле­теть со ско­ро­стью 0,7 Ма­ха мак­си­маль­но воз­мож­ное рас­стоя­ние на вы­со­те око­ло 20 000 фу­тов. Это счи­та­ет­ся для ра­ке­ты не­боль­шой ско­ро­стью, но она обес­пе­чи­ва­ет наи­боль­шую эко­но­мию то­п­ли­ва и, сле­до­ва­тель­но, уве­ли­чи­ва­ет ра­ди­ус дей­ст­вия. Инер­ци­аль­ная сис­те­ма на­ве­де­ния, управ­ляю­щая ав­то­пи­ло­том во вре­мя по­ле­та, пе­рио­ди­че­ски пе­ре­страи­ва­ет­ся с уче­том ме­няю­щих­ся ус­ло­вий при по­мо­щи дат­чи­ка под на­зва­ни­ем TERCOM. TERCOM мо­жет сле­до­вать по за­ра­нее за­про­грам­ми­ро­ван­но­му мар­шру­ту с та­кой точ­но­стью, мож­но ска­зать, убий­ст­вен­ной, что ра­ке­та спо­соб­на унич­то­жить ми­ше­ни, да­же сверх­за­щи­щен­ные и прак­ти­че­ски не­дос­туп­ные для бо­лее мощ­ных ра­кет, на­при­мер, МБР. Ко­гда ра­ке­та дос­ти­га­ет вра­же­ской тер­ри­то­рии, сис­те­ма на­ве­де­ния пе­ре­во­дит ее на столь ма­лую вы­со­ту, что по­зво­ля­ет ей из­бе­жать об­на­ру­же­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ны­ми сред­ст­ва­ми, и да­же ес­ли ра­дио­ло­ка­тор за­се­чет цель, "То­ма­гавк" на эк­ра­не бу­дет по­хож на чай­ку. В пре­де­лах 50 миль от ми­ше­ни ра­ке­та сни­жа­ет­ся на вы­со­ту все­го 50 фу­тов, уве­ли­чи­вая при этом ско­рость до 1,2 Ма­ха для по­след­не­го бро­ска".

BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile - Nuclear) - ра­ке­та для уда­ров по на­зем­ным це­лям, ос­на­щен­ная ядер­ной БЧ. Бое­вой ча­стью ра­ке­ты слу­жит тер­мо­ядер­ное за­ряд­ное уст­рой­ст­во пе­ре­мен­ной мощ­но­сти W-84 ве­сом 123 кг, раз­ме­ры: дли­на - око­ло 1 м, диа­метр - 0,27 м. Мощ­ность за­ря­да от - 0,2 до 150 кт. Все­го с 1983 по 1986 год на над­вод­ных и под­вод­ных бое­вых ко­раб­лях ВМС США раз­ме­ще­но 880 ра­кет TLAM-N. В 90-е го­ды 2/3 из них мо­ди­фи­ци­ро­ва­ны в TLAM-C, 350 сня­ты с ко­раб­лей и скла­ди­ро­ва­ны от­дель­но от бое­го­ло­вок.

BGM-109B - про­ти­во­ко­ра­бель­ная ра­ке­та, поз­же пе­ре­име­но­ван­ная в свя­зи с но­вы­ми ус­ло­вия­ми клас­си­фи­ка­ции мор­ско­го ра­кет­но­го ору­жия в RGM/UGM-109B TASM (Tomahawk Anti-Ship Missile), соз­да­ва­лась од­но­вре­мен­но с ядер­ным ва­ри­ан­том BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-Attack Missile - Nuclear), она бы­ла фак­ти­че­ски пер­вой ра­ке­той, при­ня­той на воо­ру­же­ние. На ра­ке­те TASM вме­сто кор­ре­ли­рую­щей сис­те­мы TERCOM, оче­вид­но бес­по­лез­ной при по­ле­тах над мор­ской по­верх­но­стью, ус­та­нов­ле­на ак­тив­ная ра­дио­ло­ка­ци­он­ная го­лов­ка са­мо­на­ве­де­ния AN/DSQ-28 J-диапазона. Ра­ке­та ос­на­ще­на 1000 фун­то­вой (454 кг) по­лу­бро­не­бой­ной го­лов­ной ча­стью WDU-25B. Что­бы обес­пе­чить по­ме­хо­за­щи­щен­ность, пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ра­бо­та ГСН на пе­ре­мен­ной час­то­те, ме­няю­щей­ся по слу­чай­но­му за­ко­ну.

BGM-109C TLAM-C (Tomahawk Land-Attack Missile - Conventional) - ра­ке­та для уда­ров по на­зем­ным це­лям в обыч­ном сна­ря­же­нии, пер­во­на­чаль­но име­ла на­име­но­ва­ния BGM-109C-1 ва­ри­ант КР для над­вод­ных ко­раб­лей, BGM-109C-2 ва­ри­ант КР для под­вод­ных ло­док, впо­след­ст­вии в 1986 го­ду во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы пе­ре­име­но­ва­на в RGM-109C и UGM-109C со­от­вет­ст­вен­но. Ра­ке­та бо­лее из­вест­на под дру­гим на­име­но­ва­ни­ем - Tomahawk Block 2.

BGM-109D (Tomahawk Block 2B) пе­ре­име­но­ва­на в RGM/UGM-109D пре­ж­де, чем по­сту­пи­ла на воо­ру­же­ние аме­ри­кан­ско­го фло­та в 1988 го­ду. TLAM-D (Tomahawk Land-Attack Missile-Dispenser) - ра­ке­та для уда­ров по на­зем­ным це­лям, ос­на­ще­на кас­сет­ной БЧ, пред­на­зна­че­на для борь­бы с лег­ко­бро­ни­ро­ван­ной тех­ни­кой и жи­вой си­лой про­тив­ни­ка. Кас­сет­ная бое­вая часть со­дер­жит 166 ма­ло­ка­ли­бер­ных бо­е­при­па­сов BLU-97B ком­би­ни­ро­ван­но­го дей­ст­вия, ка­ж­дый ве­сом 1,5 кг, в 24 па­ке­тах.

BGM-109E и BGM-109F долж­ны бы­ли стать сле­дую­щим по­ко­ле­ни­ем КР Tomahawk, но в кон­це 80-х про­грам­му за­кры­ли по фи­нан­со­вым со­об­ра­же­ни­ям. Поз­же ин­декс 109E мно­го­крат­но ис­поль­зо­вал­ся для обо­зна­че­ния ра­кет Tomahawk Block 4 и дру­гой про­грам­мы Tactical Tomahawk. BGM-109E долж­на бы­ла за­ме­нить про­ти­во­ко­ра­бель­ную BGM-109B, BGM-109F долж­на бы­ла стать эф­фек­тив­ным сред­ст­вом, вы­во­дя­щим из строя аэ­ро­дром­ные ВПП при по­мо­щи кас­сет­ной БЧ BLU-106B, сна­ря­жен­ной бе­то­но­бой­ны­ми суб­бо­е­при­па­са­ми.

Пер­вое бое­вое при­ме­не­ние КР Tomahawk воз­душ­но­го и мор­ско­го ба­зи­ро­ва­ния бы­ло про­де­мон­ст­ри­ро­ва­но в хо­де про­ве­де­ния ши­ро­ко­мас­штаб­ной во­ен­ной опе­ра­ции "Бу­ря в пус­ты­не" в 1991 го­ду про­тив Ира­ка. С над­вод­ных ко­раб­лей и под­вод­ных ло­док ВМС США, раз­вер­ну­тых на по­зи­ци­ях в Сре­ди­зем­ном и Крас­ном мо­рях, а так­же в Пер­сид­ском за­ли­ве, бы­ло вы­пол­не­но 288 пус­ков КР Tomahawk, из них 261 ра­ке­та мо­ди­фи­ка­ции TLAM-C, 27 - TLAM-D. 85 про­цен­тов из них дос­тиг­ли це­лей. В по­след­нее де­ся­ти­ле­тие ра­ке­та Tomahawk ста­ла ос­нов­ным сред­ст­вом бом­бо-ш­тур­мо­вых уда­ров во всех круп­ных опе­ра­ци­ях, про­во­ди­мых ВС США: "Лис пус­ты­ни" (Ирак, де­кабрь 1998 г.), "Со­юз­ни­че­ская си­ла" (Сер­бия, ап­рель-май 1999 г.), "Не­сги­бае­мая сво­бо­да" (Аф­га­ни­стан, ок­тябрь 2001 г.), "Сво­бо­да Ира­ку" (Ирак, мар­т-а­прель 2003 г.). В хо­де этих опе­ра­ций из­рас­хо­до­ва­но бо­лее 2000 ра­кет Tomahawk мор­ско­го и воз­душ­но­го ба­зи­ро­ва­ния.

RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (так­ти­че­ский "То­ма­гавк") - но­вей­шая мо­ди­фи­ка­ция ра­ке­ты - в 1998 го­ду пред­ла­га­лась фло­ту фир­мой Raytheon как де­ше­вая за­ме­на ра­ке­там пре­ды­ду­ще­го по­ко­ле­ния. Глав­ной це­лью про­грам­мы Tac Tom бы­ла ра­ке­та, ко­то­рая ста­нет об­хо­дить­ся в про­из­вод­ст­ве зна­чи­тель­но де­шев­ле (при­бли­зи­тель­но на по­ло­ви­ну), чем со­вре­мен­ная TLAM-C/D Block 3. Кор­пус ра­ке­ты, вклю­чая аэ­ро­ди­на­ми­че­ские по­верх­но­сти, поч­ти пол­но­стью вы­пол­нен из уг­ле­пла­сти­ко­вых ма­те­риа­лов. Со­кра­ще­но с че­ты­рех до трех ко­ли­че­ст­во перь­ев ста­би­ли­за­то­ра. На ра­ке­те ус­та­нов­лен бо­лее де­ше­вый тур­бо­вен­ти­ля­тор­ный дви­га­тель Williams F415-WR-400/402. Не­дос­та­ток но­вой ра­ке­ты - не­воз­мож­ность стрель­бы ра­ке­той че­рез тор­пед­ный ап­па­рат, толь­ко из спе­ци­аль­ных вер­ти­каль­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок Mk 45 ПЛ. Сис­те­ма на­ве­де­ния об­ла­да­ет но­вы­ми воз­мож­но­стя­ми иден­ти­фи­ка­ции це­лей и пе­ре­на­це­ли­ва­ния в по­ле­те. Ра­ке­та мо­жет быть по­втор­но за­про­грам­ми­ро­ва­на в по­ле­те че­рез спут­ни­ко­вую УВ­Ч-с­вязь на 15 лю­бых за­ра­нее пре­до­пре­де­лен­ных до­пол­ни­тель­ных це­лей. Су­ще­ст­ву­ет тех­ни­че­ская воз­мож­ность у ра­ке­ты бар­ра­жи­ро­вать в рай­оне пред­по­ла­гае­мой це­ли в те­че­ние 3,5 ча­са на уда­ле­нии 400 км от точ­ки пус­ка до по­лу­че­ния ко­ман­ды на по­ра­же­ние це­ли или же ис­поль­зо­вать ра­ке­ту в ка­че­ст­ве БЛА для до­раз­вед­ки уже по­ра­жен­ной це­ли. Об­щий за­каз ВМС на но­вую ра­ке­ту в пе­ри­од с 2003 по 2008 г. со­ста­вил 1353 еди­ни­цы.

Ру­ди­мент хо­лод­ной вой­ны пре­вра­тил­ся в "смер­тель­ное ору­жие" со­вре­мен­но­сти. В на­стоя­щее вре­мя на бор­ту 54 ПЛАТ ти­па "Лос-Анд­же­лес", 4 ПЛАРК ти­па "Огайо", 27 крей­се­ров УРО ти­па "Ти­кон­де­ро­га", 57 ЭМ УРО ти­па "Ор­ли Берк" раз­ме­ще­но, по раз­ным оцен­кам, от 2800 до 3600 стра­те­ги­че­ских КР Tomahawk раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций. Пре­ступ­ный сго­вор (ина­че не на­звать) осе­нью 1989 го­да Бу­ша-стар­ше­го и Гор­ба­че­ва, имев­ше­го из­на­чаль­но яко­бы бла­го­род­ные мир­ные на­ме­ре­ния снять со всех мор­ских но­си­те­лей стра­те­ги­че­ские ядер­ные КР, при­вел к то­му, что по­след­ние 20 лет рос­сий­ский флот ос­та­ет­ся прак­ти­че­ски без­о­руж­ным, а ведь мно­гим вы­со­ко­по­став­лен­ным офи­це­рам бы­ло то­гда из­вест­но, что не су­ще­ст­ву­ет не­ядер­но­го ва­ри­ан­та РК-55 "Гра­нат".

Де­ло в том, что в со­вет­ском ар­се­на­ле РК-55 или Х-55 (речь идет об од­ном и том же из­де­лии 3М-10) яв­ля­лась един­ст­вен­ной стра­те­ги­че­ской КР, по­это­му ее кон­вен­цио­наль­ный (не­ядер­ный) ва­ри­ант из­на­чаль­но в ста­дии про­ек­ти­ро­ва­ния да­же не пла­ни­ро­вал­ся. На воо­ру­же­нии со­вет­ских ВВС, АДД, ВМФ и да­же Су­хо­пут­ных войск хва­та­ло КР раз­лич­ных ти­пов, на воо­ру­же­нии со­стоя­ло толь­ко бо­лее 20 ти­пов КР. Это ра­ке­ты ВМФ: так­ти­че­ские ПКР - "Аме­тист" П-70, "Ма­ла­хит" П-120, П-15, П-15М, "Мос­кит"; опе­ра­тив­но-так­ти­че­ские - П-5, П-5Д, П-6, П-500 "Ба­зальт", П-700 "Гра­нит"; это ра­ке­ты АДД Х20, Х-22, Х-15. Нет смыс­ла их все пе­ре­чис­лять. Все эти ра­ке­ты име­ли как ядер­ный ва­ри­ант ГЧ, так и кон­вен­цио­наль­ный.

Но глав­ное - все эти КР не бы­ли стра­те­ги­че­ски­ми по су­ти, по­сколь­ку об­ла­да­ли мак­си­маль­ной даль­но­стью пус­ка до 600 км, да­же те из них, ко­то­рые име­ли стра­те­ги­че­ских но­си­те­лей. К при­ме­ру, в АДД та­ки­ми но­си­те­ля­ми яв­ля­лись Ту-16, Ту-22, Ту-22М, Ту-95М; в ВМФ - ПЛАРК про­ек­та 949, крей­се­ры про­ек­тов 58 "Гроз­ный", 1164 "Сла­ва", 1144 "Ки­ров".

По ини­циа­ти­ве со­вет­ской сто­ро­ны при за­клю­че­нии до­го­во­ра ОСВ-2 в 1979 го­ду был да­же вклю­чен пункт 8 ста­тьи вто­рой до­го­во­ра, ко­то­рый как бы ус­та­нав­ли­вал пре­дел, гра­ни­цу ме­ж­ду стра­те­ги­че­ской и не­стра­те­ги­че­ской КР. Так что фор­маль­но толь­ко РК-55 от­но­си­лась к стра­те­ги­че­ским КР, по­это­му ни­ко­му да­же в го­ло­ву не при­шло соз­да­вать кон­вен­цио­наль­ный ва­ри­ант РК-55: бое­вых за­дач для та­ких ра­кет в то вре­мя про­сто не бы­ло. В аме­ри­кан­ской ар­мии, точ­нее толь­ко в ВМС, со­стоя­ла на воо­ру­же­нии толь­ко ПКР ма­лой даль­но­сти "Гар­пун", да и та раз­ра­ба­ты­ва­лась в то же вре­мя, что и "То­ма­гавк".

Сла­ва Бо­гу, по­доб­ное ору­жие поя­ви­лось в по­след­нее вре­мя - ра­ке­ты Х-555 (РК-555 "Гра­нат-Б"), имею­щие воз­мож­ность за­пус­ка как с шес­ти­за­ряд­ных ре­воль­вер­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок стра­те­ги­че­ских бом­бар­ди­ров­щи­ков Ту-95МС и Ту-160, так и из тор­пед­ных ап­па­ра­тов АПЛ про­ек­тов 671РТМ, 945 и 971. Эта уни­каль­ная осо­бен­ность рос­сий­ских КР от­ли­ча­ет их от аме­ри­кан­ских, для ко­то­рых ПУ яв­ля­ет­ся со­став­ной и не­отъ­ем­ле­мой ча­стью кон­ст­рук­ции са­мой ра­ке­ты.

В на­стоя­щее вре­мя на­хо­дят­ся на за­вер­шаю­щем эта­пе опыт­но-кон­ст­рук­тор­ские ра­бо­ты в ГосМКБ "Ра­ду­га" над бо­лее со­вер­шен­ным ору­жи­ем - кры­ла­той ра­ке­той Х-101 и ее ядер­ным ва­ри­ан­том Х-102. Ра­ке­та об­ла­да­ет зна­чи­тель­но боль­шей даль­но­стью пус­ка в срав­не­нии с КР Tomahawk или РК-55 (Х-55), по не­ко­то­рым дан­ным, - от 4500 км до 5000 км. Ве­ро­ят­ны­ми но­си­те­ля­ми но­вых ра­кет ста­нут ПЛАРК про­ек­та 885 "Се­ве­ро­двинск" (24 вер­ти­каль­ных ПУ) и стра­те­ги­че­ские бом­бар­ди­ров­щи­ки Ту-160 (12 ПУ ре­воль­вер­но­го ти­па). По рас­че­там штаб­ных ана­ли­ти­ков рос­сий­ско­го ВМФ, не­об­хо­ди­мо раз­вер­нуть не ме­нее 20 ПЛАРК про­ек­та 885 "Се­ве­ро­двинск", по 10 еди­ниц на Се­вер­ном и Ти­хо­оке­ан­ском фло­тах. А это зна­чит, что стра­те­ги­че­ские ядер­ные си­лы Рос­сии по­лу­чат до­пол­ни­тель­ный и ве­со­мый ар­гу­мент в ви­де 480 стра­те­ги­че­ских ядер­ных КР Х-102 (РК-102). Го­раз­до бо­лее де­ше­вый, гиб­кий и глав­ное - бо­лее эф­фек­тив­ный ин­ст­ру­мент, чем БРПЛ в ги­по­те­ти­че­ском ядер­ном кон­флик­те с лю­бым ве­ро­ят­ным про­тив­ни­ком.

Показать источник

http://army.lv/ru/V-arsenalah-Pentagona-ot-2800-do-3600-KR-T...

Картина дня

наверх