В сентябре 2009 г. президент США Барак Обама объявил о пересмотре планов развертывания элементов третьего позиционного района ПРО в Европе. Он заявил: «Согласно оценкам разведывательного сообщества CША, угроза применения Ираном ракет малой и средней дальности формируется значительно быстрее, чем предполагалось, а степень угроз, связанных с разработкой Ираном межконтинентальных баллистических ракет завышена, и не соответствует прежним оценкам. Соединенные Штаты намерены развернуть в Европе модернизированную систему ПРО, обеспечивающую более надежную, продуманную и быструю защиту Вооруженных Сил США и их союзников». |
Мидыхат ВИЛЬДАНОВ Александр АНУФРИЕВ |
Шеф Пентагона Роберт Гейтс, в свою очередь, подчеркнул: «Полностью отказываться от противоракетной обороны в Европе военно-политическое руководство США не намерено, изменилась лишь оценка характера угроз, исходящих от Ирана. В ближайшей перспективе на севере и на юге Европы будет поэтапно развертываться сеть информационных средств и ракет-перехватчиков, количество которых будет достаточно для обеспечения защиты от иранских ракет». Отмечено также, что основу технического облика модернизированной системы ПРО составит система морского базирования «Иджис» (Aegis) с противоракетами типа SM-3.
В связи с этим, представляется актуальным рассмотреть особенности разработки в Иране современных баллистических ракет средней дальности, а в перспективе и межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад готов показать «кузькину мать» не только Израилю, но и США. |
Согласно зарубежным информационным материалам, на вооружении Ирана находятся ракеты «Шехаб-1» и «Шехаб-2», созданные совместно с Северной Кореей и Китаем на основе советских ракет малой дальности типа «Скад». В свою очередь Иран участвовал в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию северокорейской жидкостной ракеты «Нодон-1», частично финансируя этот проект. Используя конструкторско-технологические решения, реализованные при создании ракеты «Нодон-1», в Иране были разработаны и к 2005 г. приняты на вооружение одноступенчатые жидкостные ракеты средней дальности «Шехаб-3, -3А, -3В» с моноблочной головной частью в неядерном оснащении. Анализ зарубежных информационных материалов показывает, что ракеты имеют следующие тактико-технические характеристики: длина – 16,58 м («Шехаб-3»), 17,58 (-3А/В); диаметр – (1,38 м); максимальная дальность стрельбы –1300 км (-3), около 1800 км (-3А), около 2500 км (-3В); масса головной части – до 1200 кг (-3), до 800 кг (-3А/В); точность поражения целей – до 2500 м; стартовая масса – около 19 т; система управления – инерциальная. В стадии научно-исследовательских работ находятся ракеты средней дальности «Шехаб-4, -5, -6», прототипами которых являются северокорейские ракеты «Тэпходон».
В настоящее время в боевом составе Центрального ракетного командования Ирана находятся пять ракетных бригад, вооруженных мобильными ракетными комплексами различного назначения с непосредственным подчинением Верховному главнокомандующему ВС ИРИ. Формирования ракетных войск, оснащенные баллистическими ракетами тактического, оперативно-тактического назначения и средней дальности, несут боевое дежурство на полевых позициях, осуществляя их плановую смену. Военное командование Ирана, в целях поддержания постоянной боевой готовности ракетных бригад, привлекает их к различным учениям с проведением учебно-боевых и испытательных пусков ракет.
Военно-политическое руководство Ирана уделяет особое внимание совершенствованию тактико-технических характеристик баллистических ракет «Шехаб-3» и созданию двухступенчатых ракет средней дальности нового поколения. Так, в сентябре 2009 г. командование Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана, ответственное за разработку программ создания баллистических ракет, заявило об успешных учебно-боевых и испытательных пусках нескольких баллистических ракет, в том числе новой ракеты «Саджиль-2» в ходе войсковых учений «Великий пророк – IV». Командующий ВВС КСИР генерал Хусейн Салами при подведении итогов этих учений отметил, что «все пуски ракет прошли успешно, и они точно поразили назначенные цели».
В Пентагоне обеспокоены ракетной программой ИРИ. |
По оценкам зарубежных экспертов, дальность полета новой ракеты, предположительно, составила более 2000 км, что позволяет поражать объекты на территории Израиля, некоторых государств в Юго-Восточной Азии и американские военные базы в районе Персидского залива. Отмечается, что ракета «Саджиль-2» является двухступенчатой и твердотопливной, это обеспечивает простоту и безопасность ее эксплуатации, сокращены сроки ее подготовки к пуску. Старт ракеты проводился с мобильной пусковой установки, что вызвало серьезную озабоченность военно-политического руководства (ВПР) США, поскольку усложняет решение задач обнаружения и идентификации этого ракетного комплекса средствами космической разведки Соединенных Штатов. Кроме того, сложный горный рельеф местности на юго-западе Ирана, считается оптимальным для развертывания и маскировки полевых стартовых позиций, которые находятся на удалении около 630 км от Тель-Авива. Зарубежные эксперты отмечают, что в боевом применении иранских мобильных ракетных комплексов просматриваются формы и способы их действий, реализованные в китайских подвижных грунтовых ракетных комплексах оперативно-тактического и стратегического назначения. В сентябре 2009 г. опытный образец ракеты «Саджиль-2» был представлен военно-политическому руководству Ирана на военном параде в Тегеране.
|
|
Вместе с тем, выявленные тактико-технические характеристики ракеты вызывают неоднозначные оценки зарубежных экспертов, особенно по дальности ее полета и способности иранской ракетостроительной промышленности создать ракеты повышенной дальности стрельбы и МБР. Так, бывший руководитель программ Министерства обороны Израиля по созданию баллистических ракет и системы «Эрроу» (ARROW) доктор Узи Рабин на основе баллистических оценок траектории полета ракеты «Саджиль-2» отметил: «Ракета имеет дальность 2500 км, а не 2000 км. При развертывании стартовых позиций в северо-западных районах Ирана возможно нанесение ракетных ударов по объектам на территории Греции, Румынии, Болгарии, восточной части Польши (включая Варшаву), Венгрии и Словакии. В течение 18 месяцев две независимые группы специалистов в двух испытательных центрах ведут разработку многоступенчатой ракеты-носителя. Не потребуется больших усилий со стороны иранской промышленности по созданию компактной и обладающей живучестью перспективной ракеты со стартовой массой до 40 т и дальностью полета около 3900 км. Руководителям же европейских стран следует начать создавать надежную противоракетную оборону – и лучше сегодня, чем завтра».
Иранский ядерный центр в Натанзе, как считают западные эксперты, работает над созданием ядерного оружия (снимок из космоса). |
Необходимо подчеркнуть, что эти оценки доктора Рабина противоречат заявлениям известного критика планов ВПР США по созданию глобальной системы ПРО профессора Теодора Постола, опубликованных Институтом Востока и Запада 19 мая 2009 г., который утверждает, что «нет пока достоверной или подтвержденной информации о состоянии разработки иранских твердотопливных двигателей для баллистических ракет и отсутствует основа для оценки возможностей по их созданию. Необходимо значительное время для оценки наращивания боевых возможностей ракеты «Саджиль-2» по поражению различных объектов в Европе на предельных дальностях. Уровень технологического развития иранской ракетной промышленности не позволит в среднесрочной перспективе создать МБР, способных поражать объекты на территории государств Европы и континентальной части США». По данным профессора Т. Постола ракета имеет следующие массогабаритные характеристики: длина – 18,21 м, диаметр – 1,25 м, стартовая масса – 21,5 т.
По мнению другого известного эксперта, сотрудника Стокгольмского института стратегических исследований Д. Поллака, основные усилия Ирана сосредоточены на реализации программы создания ракет средней дальности (около 5 тыс. км) и научно-технического задела для разработки МБР. Отмечается, что вторая ступень ракеты «Саджиль-2» аналогична ступеням, установленным на экспериментальных иранских ракетах «Сафир-2», которые в Тегеране относят к «космическим», а специалисты считают их прототипами боевых ракет повышенной дальности.
Важно отметить, что о результатах испытательного пуска ракеты «Саджиль-2», высказался и министр обороны США Роберт Гейтс: «Из-за некоторых проблем с ракетным двигателем, я полагаю, дальность полета этой ракеты была несколько ниже 2000-2400 км».
По оценкам российских и зарубежных специалистов существующие иранские ракеты малой и средней дальности изготовлены пока на низком техническом уровне (по энергетическим характеристикам, точности стрельбы, надежности, боевым возможностям системы управления и др.) с использованием устаревших ракетных технологий начала 60-х годов бывшего СССР и китайских технологий 70-х годов. Для разработки новых ракет большой дальности и МБР Ирану предстоит решить комплекс сложнейших организационно-технических проблем: освоение ключевых технологий, связанных с производством конструкционных и композиционных материалов для создания твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей и элементов конструкции ракет, различных теплозащитных и эрозионностойких покрытий; развертывание производства гироскопов и элементной базы для инерциальной системы управления ракеты, в том числе с бортовым вычислительным цифровым комплексом; производство компонентов ракетных топлив и соответствующего оборудования; разработка системы связи и боевого управления пуском ракет; выбор баллистической трассы для полета МБР, создание инфраструктуры для проведения наземной отработки и летно-конструкторских испытаний с пуском ракет на повышенную и межконтинентальную дальность; развертывание объектов полигонной испытательной базы; подготовка технических специалистов и др. Можно утверждать, что для создания МБР потребуется привлечение всего научно-производственного потенциала государства и применение принципиально новых технологий. Кроме того, действует резолюция Совета безопасности ООН, запрещающая любую техническую помощь Ирану в разработке ракет. Зарубежные эксперты отмечают также, что в условиях финансового кризиса и снижения цен на нефть экономика Ирана не сможет профинансировать проект создания МБР в полном объеме.
Президент Сирии Башар Асад частый гость в Тегеране. |
По мнению специалистов в области ракетно-космического вооружения РФ и США, учитывая опыт создания МБР в СССР (РФ), США и Китае, военно-политическому руководству Ирана необходимо не менее 15 лет для разработки и принятия на вооружение МБР. Весьма проблематичной в настоящее время является и разработка ядерного оснащения для баллистических ракет. В связи с этим, в ближайшие 10-15 лет создание в Иране межконтинентальных баллистических ракет в ядерном оснащении, достигающих территории США, не просматривается. Вместе с тем, положительные тенденции в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по разработке ракет средней дальности, интенсивное развитие ракетостроительной кооперации Ирана, тесное взаимодействие со специалистами Северной Кореи и Китая, стремление иранского руководства реализовать ядерные программы вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества.
Мидыхат Петрович ВИЛЬДАНОВ – генерал-майор, профессор Академии военных наук, кандидат военных наук, Заслуженный военный специалист РФ Александр Иванович АНУФРИЕВ – полковник, научный сотрудник НИИ МО РФ http://www.oborona.ru/1782/1785/index.shtml?id=5923 |