Космические грузовики, 10 тяжелейших ракет-носителей.
История создания ракет для доставки полезного груза в космическое пространство является наглядным подтверждением того, что в 20 веке главным двигателем технического прогресса были разработки в военной сфере. «Предок» практически всего современного ракетного «зоопарка» и детище немецкого/ американского конструктора Вернера Фон Брауна, баллистическая ракета Фау 2 начала летать еще в 1944 году, став после поражения Германии основой в разработке подобной техники в США и СССР.
«Ракетная гонка» двух сверхдержав привела к появлению баллистических ракет для доставки атомного заряда через континенты, которые вскоре послужили основой в создании первых космических ракет-носителей, призванных пробить человечеству дорогу в космос ( попутно демонстрируя техническое превосходство своих создателей перед соперниками).
С тех пор как первaя в истории космическиая ракета-носитель Р-7 вывела 4 октября 1957 года на орбиту Земли первый искусственный спутник, было создано огромное многообразие космических ракетных комплексов различающихся как по компоновке, так и по массе выводимого на орбиту полезного груза. Многие проекты были откровенно провальными, но нередко были и те что становились гордостью своих создателей и входили в историю обогатив наше представление об окружающем мире. Несмотря на чудовищную прожорливость подобных систем выведения, даже полвека спустя после начала космической эры, они остаются единственным мостом для нашей цивилизации в космическое пространство. О самых «прожорливых», тяжелых и успешных ракетах-носителях космической эры и пойдет речь в данном обзоре.
Ракеты-носители расположены в порядке возрастания выводимого полезного груза на орбиту высотой в 200км, максимальным наклоном орбиты к плоскости Экватора до 63°, в скобках обозначена модификация носителя выводящего на орбиту соответствующий вес полезного груза. Данные приведены с учетом основных стартовых столов, чем ближе точка запуска находится от экватора планеты, тем более эффективны данные РН. Большая часть РН используется преимущественно для запуска спутников на геосинхронную орбиту, в список добавлены только летавшие модификации носителей.Технические данные максимально упрощены для понятия материала большому кругу читателей.
Небольшая справка:
ЖРД — Жидкостный ракетный двигатель, работающий на жидком ракетном топливе (чаще всего Керосин или водород, в качестве окислителя используется жидкий кислород)
ТРУ — Твердотопливные ракетные ускорители, работают на основе твердого топлива (Алюминиевый порошок/ перхлорат алюминия (окислитель)), в отличии от ЖРД двигателем по сути является весь блок ТРУ
Геосинхронная орбита — орбита Земли на которой тела (спутники) совершают полный оборот вокруг планеты ровно за сутки, благодаря чему спутник постоянно находится над одной и той же стороной планеты. Спутник на такой орбите за сутки описывает восьмерку на небе. Если плоскость орбиты геосинхронного спутника совпадает с плоскостью экватора Земли то спутник практически неподвижен для наблюдателя с Земли, в таком случае тело находится на геостационарной орбите (равной 35 786км)
10. Зенит (3SL) [СССР/ Россия/ Украина]
Полезный груз: 13 700 кг;
Стартовая масса: 471 т.
Доля полезного груза: 2,9%
Длина (макс): 59м.
Топливо: Керосин/ жидкий кислород (окислитель)
Стартовый двигатель: ЖРД (Жидкосный Ракетный Двигатель): РД 171 — тяга у земли 740т.
Эффективность: 93,1% (27/29);
Цена одного пуска на 2009 год: 70 млн $ (упала со 100млн в связи с недавней катастрофой)
Разработчик (1ая ступень): КБ «Южное», СССР .
РН «Зенит» разрабатывался как составная часть программы «Энергия-Буран», и на практике первый блок ракеты в количестве 4ех боковых единиц играл роль первой ступени РН «Энергия». В перспективе планировалось использование этих блоков в количестве от 2 (РН «Энергия-М») до 8 (РН «Вулкан») для достижения нужной мощности универсальной ракетно-космической системы.
В настоящее время трехступенчатый вариант РН «Зенит» (3SL) (Первый старт в 1999г.) используется как основной носитель в международной коммерческой программе «Морской Старт».
Стартовые площадки: Морская стартовая платформа «Odyssey» (Тихий океан), космодром «Байконур» (Зенит-3SLB ), космодром Плесецк (Зенит 2)
9. Saturn 1(B) [США]
Полезный груз: 17 000 кг
Стартовая масса: 589,7 т.
Доля полезного груза: 2,8%
Длина (макс): 68м
Топливо: Керосин/ Кислород (окислитель)
Стартовый двигатель: х8 ЖРД «H1 » по 80 т. тяги каждый — 640 т суммарнно при старте.
Эффективность: 100% (9/9)
Цена одного пуска на 2009 год: 350 млн $
Разработчик: NASA/ Космический Центр Маршалла в Хантсвиле (CMH)
Двухступенчатый Сатурн 1Б был создан в качестве недорогого и практичного носителя
способного доставлять на орбиту более тяжелые грузы чем Сатурн 1, в ожидании завершения разработки ракеты Сатурн 5.
Базовая схема 1Б использует два существующих этажа Сатурна 1 и 5, с первым переделаным этажом (ступенью) С1Б и третьим этажем С4Б от Сатурна 5. Первый запуск Сатурн 1Б произведен в 1966 и последний в 1975. На данный момент Ракета-носитель не эксплутируется.
Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида);
Знаменитые «пассажиры»: Три пилотируемых экспедиции Аполлонов на Скайлеб (американская орбитальная станция); Аполлон 18 (историческая встреча на орбите с советским Союз 19 в 1975г.)
8. Атлас 5 (551) [США/ Россия]
Полезный груз:20 000 кг (до 26 000кг в будущем)
Стартовая масса: 554 т.
Доля полезного груза: 2,9%
Длина (макс): 62,4 м.
Топливо: 1ая ступень: Алюминиевый порошок/ перхлорат алюминия (окислитель);
Центральный блок : Керосин/ жидкий кислород (окислитель)
Стартовый двигатель: х5 боковых ТРУ (Твердотопливных Ракетных Ускорителей) — 694т. тяги в сумме; ЖРД: РД-180 — тяга у земли 390 т
Эффективность: 92,86% ( 13/14)
Цена одного пуска на 2009 год: 170 млн $
Разработчик: Lockheed Martin/ НПО Энергомаш (первый старт произведен в 2002г.)
Атлас 5, новая ракета фирмы « Lockheed Martin», представлена как развитие носителей серии Атлас. Номер 5 означает что ракета перенимает эстафету у РН «Титан 4». Однако в плане архитектуры Атлас 5 не имеет ничего общего ни с серией РН «Титан» ни с первыми «Атласами». Хотя концепция и сохранила идею использования третьей ступени «Центавр» последних «Атласов», цетральный блок является результатом сотрудничества с Россией, так как он оснащен двигателем РД — 180 от НПО Энергомаш.
Новичок серии Атлас является коммерческим носителем, на данный момент он распологает правительственными контрактами на годы вперед, так что жизнь носителя вероятно будет долгой. Эта удачно разработанная ракета представлена в трех версиях, которые могут быть адаптированны под нужную задачу благодаря добавлению необходимого количества блоков ТРУ или ЖРД (по аналогии с универсальной системой «Энергия/ Зенит», или разрабатывающейся российской РН «Ангара»).
Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида), База ВВС США «Vandenberg»;
Знаменитые «пассажиры»: МRО (Орбитальный Марсианский Разведчик), PNH (Плутон, Новые Горизонты).
7. Arian 5 (ЕCA) [Европейское Космическое Агенство]
Полезный груз: 21 000 кг
Стартовая масса: 778 т.
Доля полезного груза: 2,5%
Длина (макс): 57,7м
Топливо: 1ая ступень: 68% перхлората алюминия (окислитель), 18% алюминиевого порошка и 14% полибутадиенового связующего,
Центральный блок : Жидкий водород/ жидкий кислород (окислитель)
Стартовый двигатель: х2 боковых ТРУ — 1032т. тяги в сумме (сред); ЖРД: Н 170/ 173 «Вулкан 2» — тяга у земли 120т.
Эффективность: 92.7% (37/41)
Цена одного пуска на 2009 год: 180 млн $
Разработчик: «Aerospatiale»/ «Europropulsion»
Ариан 5 полностью прерывает конструкторскую общность с семейством РН «Ариан». Это практический новый носитель, а не модификация французской «Ариан 4». Для улучшения технических характеристик носителя были внедрены новые инженерные решения. Уже после завершения основной стадии разработки Ариана 5, конструкторы провели работы по увеличению тяги ТРУ первой ступени, ЖРД центрального блока второй ступени (Мотор Вулкан 2) и добавлению третьей ступени EPS/ ESC для доразгона полезного груза.
Программа использования новой третьей ступени ESC-В (с мотором Винчи) была приостановлена, но так как продолжительность эксплутации расчитана на 30 лет, носитель будут совершенствовать и в дальнейшем. На данный момент принято решение об эксплутации новой модификации — Ариан 5ML (Middle Life), в которой предпологается использование мотора Винчи для третьей ступени доразгона. В настоящее время РН вместе со своим прямым конкурентом, российской РН «Протон», доминируют на рынке коммерческих услуг по запуску орбитальных аппаратов.
Стартовые площадки: Космодром «Куру» (Французская Гвиана)
6. Titan 4 (Б/ Центавр) [США]
Полезный груз: 21 700 кг
Стартовая масса: 943т
Доля полезного груза: 2,3%
Длина (макс): 44м.
Топливо:1ая ступень: перхлорат алюминия (окислитель), алюминиевый порошок и полибутадиеновое связующее ;
Центральный блок : Жидкий водород/ жидкий кислород (окислитель)
Стартовый двигатель: х2 ТРУ «Геркулес» по 711т тяги каждая, 2 ЖРД ЛР 87 тягой в 250т
Эффективность: 88% (15/17)
Цена одного пуска на 2009 год: 310 млн $
Разработчик: Martin Marietta/ General Dynamics/ Boeing
Создание носителя "Титан IV" было вызвано потребностью США во вспомогательном тяжелом носителе, после того как в 70ых годах стало ясно что система "Спейс Шаттл" не сможет в полной мере обеспечивать потребности ВВС США в запуске орбитальных аппаратов, наряду с научными и гражданскими заказами. Титан 4 практически идентичен более ранней версии Титана, в результате чего многие инженеры и историки космической эры воспринимают Титан 4 как небольшую модификацию Титана 3. Несмотря на довольно удачную карьеру и 3 полных десятилетия службы, РН была списана в начале нашего века из за чрезмерно возросшей стимости запуска (она почти сравнилась с запуском системы Спейс Шаттл).
Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида), База ВВС США «Vandenberg»;
Знаменитые «пассажиры»: Титан 3(Б)/4(Б): Викинг 1 и 2 (экспедиция на Марс, вторая посадка на Марс искусственного КА, первые подробные снимки поверхности), Вояджер 1 и 2 (исследование планет-гигантов, первые КА покинувшие пределы солнечной системы), Кассини-Гюйгенс (экспедиция в систему Сатурна, посадка на поверхность Титана).
5. Протон (М) [СССР/ Россия]
Полезный груз: 22 000 кг
Стартовая масса: 700 т
Доля полезного груза: 3,1%
Длина (макс): 58,1м
Топливо: Несимметричный диметилгидразин/ Тетраоксид азота
Стартовый двигатель: Ступени: I (х6 РД-253) — 900т тяги при старте, II (х3 РД-0210 и х1 РД-0211), III (х1 РД-0213 и РД-0214), IV (х1 14Д30, х4 11Д458 и х12 17Д58E) – разгонный блок.
Эффективность: 97 % ( 323/333 )
Цена одного пуска на 2009 год: 75 млн $
Разработчик: КБ имени Челомея/ ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.
РН «Протон» разработана в 60ые годы в связи с потребностями советской космической отрасли в носителях тяжелого класса. Как и в случае с большинством ракет — носителей космической эры, основой для нового носителя послужила межконтинентальная баллистическая ракета УР 500, наиболее часто используемой версией ракеты на данный момент является Протон-К.
7 апреля 2001 состоялся первый пуск модернизированной ракеты 8К82КМ Протон-М с цифровой системой управления и новым разгонным блоком 14С43 Бриз-М и КА «Экран-М». Это позволило заметно увеличить полезную нагрузку при выведении на геостационарные орбиты (ГСО).
Существуют трёх- и четырёхступенчатый варианты носителя, ступени собраны по тандемной схеме. Самовоспламеняющаяся топливная смесь позволила упростить двигательную установку и увеличить её надёжность. В то же время компоненты топлива являются токсичными и требуют осторожности в обращении.
Совместная российско-американская фирма International Launch Services (ILS) занимается коммерческим сбытом пусковых услуг с применением ракеты в более современной версии «Протон-М».
Стартовые площадки: Запуски осуществляются только с космодрома Байконур (Казахстан).
Знаменитые «пассажиры»: Луна 16, 20 и 24 (доставка лунного грунта на Землю), Луна 17 и 21 (Луноход 1 и 2), все КА программы «Марс» (первая посадка на Марс), экспедиции на Венеру начиная с Венеры 9 (первые посадки на Венеру и снимки поверхности), программа Вега 1 и 2 (исследование Венеры с аэростатов, первое в истории сближение и снимки кометного ядра), все орбитальные станции серии «Салют» (первые долговременные орбитальные станции), все блоки КС «Мир», 6 из 11 блоков МКС «Альфа» включая базовый блок «Заря».
4. Delta4 (Heavy) [США]
Полезный груз: 25 800
Стартовая масса: 825 т
Доля полезного груза: ~2,8%
Длина (макс): 70,7
Топливо: Жидкий водород/ жидкий кислород
Стартовый двигатель: х3 ЖРД RS 68 — 890 т тяги в сумме
Эффективность: 100% (8/8)
Цена одного пуска на 2009 год: 260 млн $
Разработчик: Boeing
Дельта 4 является последним семейством двухступенчатых носителей разработанных фирмой Боинг в партнерстве с ВВС США. Она создана в целях обеспечения США более широким доступом в космическое пространство.
Ракеты-носители серии Дельта 4, способны выводить один или несколько грузов в течении одного и единственного запуска на низкую орбиту, полярную, переходную, геосинхронную или гелиосинхронную.
Первая ступень всех носителей снабжена двигателем RS-68, работающих на жидком водороде и кислороде, так же первая ступень может быть усилена n — количеством боковых блоков для достижения необходимой тяги при старте. Вторая ступень снабжена двигателем Pratt & Whitney RL10B-2. Грузовая часть распологает двумя наборами обтекателей подбираемых под габариты выводимого груза.
Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида), База ВВС США «Vandenberg»;
3. Space Shuttle [США]
Полезный груз: 29 500 кг (без учета Орбитера в 80т)
Стартовая масса: 2 030 т
Доля полезного груза: 1,4% ( ~5% при учете Орбитера)
Длина (макс): 56,1м
Топливо: Ступень: I (перхлорат алюминия (окислитель), алюминиевый порошок и полибутадиеновое связующее), II (Жидкий водород/ жидкий кислород)
Стартовый двигатель: Ступень: I (х2 ТРУ) — 2400т. тяги в сумме, II (х3 ЖРД Орбитера) — 260т. тяги при старте(до отделения первой ступени активны 2 двигателя из 3).
Эффективность: 98,4% (123/125)
Цена одного пуска на 2009 год: 350 млн $ (упала из за катастрофы «Колумбии»)
Разработчик: NASA (программа «Space Transportation System »)
Программа создания орбитального КА многоразового использования способного доставлять крупногабаритные грузы на орбиту и возвращать их обратно впервые была начата в США в начале 70ых годов. В начале планировалось создать полностью многоразовую систему, но из за чрезмерной дороговизны многоразовыми остались х2 ТРУ и Орбитер, внешний топливный бак Орбитера стал одноразовым. Наряду с полезным грузом Шаттл способен доставить на орбиту до 7 членов экипажа.
Первый действующий многоразовый орбитальный шаттл «Колумбия» был запущен 12 апреля 1981 года. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. В НАСА «Колумбия» имеет обозначение OV-102 (Orbiter Vehicle — 102). Шаттл «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года (полёт STS-107) при входе в атмосферу Земли перед посадкой. Это было его 28-е космическое путешествие.
Второй космический челнок — «Челленджер» был передан НАСА в июле 1982 года. В НАСА «Челленджер» имеет обозначение — OV-099. «Челленджер» погиб при своём десятом запуске 28 января 1986 года.
Третий шаттл — «Дискавери» был передан НАСА в ноябре 1982 года. В НАСА «Дискавери» имеет обозначение OV-103.
Четвёртый шаттл — «Атлантис» (Atlantis) вступил в строй в апреле 1985 года.
Пятый шаттл — «Индевор» (Endeavour) был построен взамен погибшего «Челленджера» и принят в эксплуатацию в мае 1991 года. В НАСА «Индевор» имеет обозначение OV-105.
Программа Спейс Шаттл предположительно будет действовать до 2015 года, после чего на его базе с минимальными затратами начнется сборка сверхтяжелой РН «Арес 5» для лунной программы НАСА.
Стартовые площадки: Мыс Канаверал (Флорида);
Знаменитые «пассажиры»: КА «Магеллан» (подробное картографирование Венеры), орбитальный космический телеском «Хаббла», КА «Одиссей» (исследование Солнца), КА «Галилео» (экспедиция в систему Юпитера, первый спуск в атмосферу газового гиганта), первая в истории стыковка многоразового орбитального корабля с орбитальной станцией (стыковка шаттла «Атлантис» с российской станцией «Мир» в 1995г.), 5 из 11 блоков орбитальной МКС «Альфа», плюс опорные элементы энергетических установок.
2. Энергия [СССР]
Полезный груз: 98 000 кг (ресурс модификации до 110 000кг)
Стартовая масса: 2 400т
Доля полезного груза: 4%
Длина (макс): 58,1м
Топливо: Ступень: I (Керосин/ жидкий кислород), II (Жидкий водород/ жидкий кислород)
Стартовый двигатель: Ступень: I ( х4 четырехкамерных ЖРД РД-170) — 2960т. тяги в сумме, II (х4 ЖРД РД — 0120) — 592т. тяги в сумме.
Эффективность: 100% (2/2)
Цена одного запуска на 2009 год: ~340 млн $
Разработчик: НПО "Энергия"
В начале 70ых годов прошлого столетия, в ответ на разработку в США системы Спейс Шаттл, в СССР постановлением правительства начались работы по созданию советского аналога корабля многоразового использования. В начальных проектах советская система мало чем напоминала американскую (проект «Спираль»), но по мере разработки было решено создать схему максимально приближенную к американской, в результате чего она практически точь-в-точь повторяла схему Спейс Шаттла, но затем было решено разделить единый проект между НПО «Энергия» (создание независимой сверхтяжелой ракеты-носителя) и ОКБ «Молния» ( многоразовый орбитальный челнок).
Результатом работы двух конструкторских бюро явилось создание универсальной многоразовой ракетно-космической системы Энергия-Буран. В отличии от С.Ш., первая ступень РН состояла из 4ех модернизированных базовых ступений РН «Зенит» с ЖРД (их предпологалось снабдить спасательной системой для многократного использования), а челнок (аналог американского Орбитера) в конечном варианте лишился маршевых двигателей второй ступени которые были перемещены на внешний топливный бак, что и позволило получить независимую РН «Энергия» (аналогичным образом НАСА создают РН «Арес5» на базе системы С.Ш.). В результате этих работ при использовании системы Энергия-Буран двигатели второй ступени «РД — 0120» становились одноразовыми, хотя имели ресурс трехкратного использования. В дальнейшем предпологалось использование доразгонных блоков «Смерч» и «Везувий» в качестве третьей ступени что увеличивало грузоподьемность «Энергии» до 110т.
В конструкторском плане из за несимитричного расположения полезной нагрузки и расположения обеих ступений по схеме «пакет» РН «Энергия» (как и Спайс Шаттл) при полете испытывает большее сопротивление воздуха чем РН аналогичной мощности с поперечным расположением ступений (Сатурн 5). Хотя «Энергия» обладает рекордными стартовыми данными (3550т или 170млн. л.с.), что больше чем у американского Сатурн 5, возможности первого чуть уступают американскому «собрату».
Первый старт ракеты состоялся в 1987 году, когда с космодрома Байконур был запущен экспериментальный, крупногабаритный спутник «Полюс», который не смог выйти на орбиту из за неисправности своей системы ориентации ( ракета-носитель с ее стороны проработала безупречно, и выполнила свою часть программы). Создание «Энергии» наконец таки устраняло «Ахилесову пяту» отечественной космонавтики — отсутствие сверхтяжелой РН (из за чего СССР проиграл лунную гонку), что открывало широкие перспективы перед нашей страной.
Производство РН прекратилось с распадом СССР, на данный момент программа закрыта, а производственные мощности расформированны.
Стартовые площадки: Все пуски осуществленны с космодрома «Байконур» (Казахская ССР);
Знаменитые «пассажиры»: ноябрь 1988го, вывод на орбиту первого советского корабля многоразового использования — «Буран» (первая в истории посадка многоразового космического корабля в автоматическом режиме)
1. Sаturn 5 [США]
Полезный груз: 118 000 кг
Стартовая масса: 2 980т
Доля полезного груза: 4%
Длина (макс): 110,6 м
Топливо: Ступень: I (Керосин/ жидкий кислород), II (Жидкий водород/ жидкий кислород), III (Жидкий водород/ жидкий кислород);
Стартовый двигатель: Ступень: I ( х5 ЖРД F-1) — 3500т. тяги в сумме;
Эффективность: 100% (13/13)
Цена одного запуска на 2007 год: ~2,5млрд $
Разработчик: NASA (Космический центр Маршалла)/ Boeing/ North American Aviation/ Douglas Aircraft Company
Сверхтяжелая ракета-носитель «Сатурн 5» использовалась американским аэрокосмическим агентством (НАСА) для программ «Аполлон» и «Скайлеб» между 1967 и 1972 годом, в эпоху пика космической гонки между США и СССР.
РН была разработана в космическом центре Маршалла (Хантсвилль, штат Алабама) под руководством бывшего немецкого инженера ракетной техники Вернера фон Брауна, в качестве субподрядчиков в разработке участвовали такие промышленные гиганты, как Боинг, North American Aviation и Douglas Aircraft Company (на данный момент все они закупленны Боингом).
Конструктивно «Сатурн 5» состоял из трех трех ступеней расположенных по поперечной схеме (тандем), все ступени заправлялись жидким топливом, в качестве третьей ступени (блок доразгона до Луны) использовалась вторая ступень РН «Сатурн 1». Первая ступень распологала пятью ЖРД двигателями F-1, работавших на керосине и жидком кислороде, данные двигатели являются мощнейшими однокамерными ЖРД в мире (самым мощным ЖРД является советский четырехкамерный двигатель РД 170 разработанный для программ «Зенит» и «Энергия»).
По сегодняшний день РН «Сатур 5» остается мощнейшей работавшей ракетой в истории, как в плане размеров, так и в плане стартовой массы или выводимой на околоземную орбиту полезной нагрузки. Только летавшая два раза советская РН «Энергия» превзошла ее по стартовой тяге.
Разработанная для американской лунной программы «Аполлон», ракета позволила нашей цивилизации впервые высадить человека на поверхность Луны.
До закрытия программы осуществленно 13 безупречных пусков РН «Сатурн 5», 12 по программе «Аполлон» (3 тестовых, 9 полетов к Луне, 6 из которых увенчались посадкой на поверхность) и 1 по программе «Скайлеб». В начале 70ых годов из за бюджетного диффицита отменены все последующие лунные экспедиции, производство РН остановленно, все произведенные ракеты законсервированны, а производственные мощности переформированны в пользу универсальной программы «Спейс Шаттл».
Стартовые площадки: Все пуски производились с Мыса Канаверал (Флорида);
Знаменитые «пассажиры»: Аполлон 8 (первый облет Луны человеком), Аполлон 11 (первая высадка человека на Луну), Аполлон 13 (знаменитая «успешная неудача»), первая американская КС «Скайлеб» (РН «Сатурн INT-21»).
http://nnm.ru/blogs/praporweg/kosmicheskie_gruzoviki_10_tyaz...