На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

У истоков высшего пилотажа

 

 

Люди старшего поколения нередко задаются вопросом: почему молодежь в большинстве своем стремится к комфорту, удовольствиям и развлечениям, созидая мир, в котором нет места самоотверженному труду и жертвенности ради блага Отечества и ближних? Думается, не последнюю роль в этом печальном обстоятельстве играет окружающая действительность, формирующая идеалы, чуждые героизма. И хотя современная жизнь являет немало его примеров (начиная с участников Чеченских кампаний и кончая ополченцами Новороссии), о них не принято говорить с высоких трибун, выдающиеся подвиги – как нынешние, так и исторические – не воспевают деятели искусства и средства массовой информации. Редакция «Православного Креста», по мере возможности, старается исправить такое положение. Сегодня мы предлагаем к прочтению статью нашего постоянного автора отца Павла Боянкова, приуроченную к столетию со дня кончины одного из героев Царской России.

 

В энциклопедическом справочнике «Минск» на соответствующей странице можно прочесть:«Нестеров Петр Николаевич (1887–1914), русский военный летчик, основатель высшего пилотажа. В 1913 году впервые в мире выполнил на самолете замкнутую кривую в вертикальной плоскости – „мертвую петлю“, названную „петлей Нестерова“. Погиб, совершив первый в истории авиации воздушный таран. В Минске в 1964 году его именем названы улица и два переулка».

В коротком промежутке между датами рождения и смерти уместились яркие эпизоды жизни: «впервые в мире», «первый в истории»… Первый в истории летчик, на деле исполнивший евангельскую заповедь: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Современники Петра Николаевича Нестерова называли его гением русской авиации, талантливым пионером в деле развития техники русского воздухоплавания, а его подвиг стал ориентиром для сотен наших летчиков времен Великой Отечественной войны.

Герой родился 27-го февраля 1887 года в Нижнем Новгороде, в семье армейского офицера из небогатых дворян. Очень рано (в четыре года) выучился читать. Начальное образование получил в Нижегородском кадетском корпусе, который закончил по 1-му разряду в 1904 году. Тогда же был принят в Петербургское Михайловское артиллерийское училище. В конце 1906-го Петр Нестеров получил назначение во Владивосток с чином подпоручика. Там, во Владивостокской крепостной воздухоплавательной роте, состоялось его знакомство с аэростатами.

Корректирование артиллерийских стрельб с аэростата, встреча с одним из первых русских летчиков-испытателей Уточкиным, полет на планере собственной конструкции в 1911 году определяют его дальнейшую судьбу. Авиация становится его стихией и призванием. Зачисленный в офицерский состав Петербургской Воздухоплавательной школы, Нестеров уделяет большое внимание улучшению техники пилотирования, вопросам безопасности полетов, что имело тогда особую актуальность, работает над проектами собственного самолета.

После окончания обучения в 1913 году он уезжает в Киев и поступает в авиационный отряд, где продолжает дальнейшее совершенствование навыков летного мастерства. 9-го сентября 1913 года на самолете «Ньюпор» Петр Николаевич впервые в мире выполнил «мертвую петлю». Отвечая в тот день на поздравления и тосты товарищей в Офицерском собрании, он сказал:«Теперь уже никто не сможет отрицать, что в воздухе везде опора. К новым достижениям славной русской авиации!» Такими достижениями в дальнейшем стали его легендарный перелет по маршруту Киев – Одесса – Николаев – Севастополь и рекордный однодневный полет из Киева в Гатчину.

За успехами пришло признание. Появились средства и возможности для конструкторской деятельности и осуществления своих проектов. Однако начавшаяся 1-го августа 1914 года Первая мировая война распорядилась иначе: Нестеров со своим авиаотрядом выступил на фронт против Австро-Венгрии; разведывательные полеты были неоценимой помощью русским войскам.

8-го сентября 1914 года при совершении первого в мире воздушного тарана герой погиб. Для увековечения его подвига военное командование издало «Приказ по войскам 3-й армии юго-западного фронта № 33, августа 26, 1914 года»: 

«Сегодня, около полудня, над г. Жолкиев летал австрийский аэроплан, намереваясь, по-видимому, сбросить бомбы. Штабс-капитан Нестеров полетел за австрийским летчиком, скоро настиг его и ударил его аппарат сверху своим аэропланом. Оба аэроплана упали и разбились, убит и австрийский летчик, но, к глубокому общему сожалению, падение оказалось роковым и для штабс-капитана Нестерова, также погибшего. Конечно, немного было вероятия уцелеть при столкновении аэропланов в воздухе, и лучше всех это знал штабс-капитан Нестеров, как опытный и талантливый летчик. Тем не менее это его не остановило перед очевидной жертвой, лишь бы принести пользу армии и содействовать ее успеху. Слава ему, геройски исполнившему свой долг перед Родиной! Да будет его подвиг всем примером, и да найдет в себе силу каждый поступить, как поступил штабс-капитан Нестеров, если обстоятельства этого потребуют! Мир праху героя! И да не забудется его подвиг вовеки! Командующий армией генерал от инфантерии Рузский, начальник штаба армии генерал-лейтенант Драгомиров».

Похороны Нестерова состоялись в Киеве и были воистину всенародными. Отпевание в Военно-Николаевском соборе прошло при стечении множества людей. Во время провозглашения вечной памяти все, находившиеся в соборе и за оградой перед ним, преклонили колени. В январе 1916 года Государем Николаем II был подписан приказ о посмертном награждении П.Н. Нестерова офицерским Георгиевским крестом 4-й степени.

Во время Великой Отечественной войны наши летчики, следуя традициям Нестерова, свыше 400 раз применяли таран в воздухе. Они усовершенствовали этот смертельный прием: обрубали винтом оперение или конец крыла у вражеского самолета. Благодаря высокому летному мастерству, многим из них удалось остаться в живых (например, Героям Советского Союза В. Талалихину, А. Хлобыстову и Б. Ковзану), более того – летчик Алексей Хлобыстов применял прием тарана трижды, а Борис Ковзан – четыре раза.

Имя Петра Николаевича Нестерова вошло в историю мировой авиации. Международная авиационная Федерация учредила в 1962 году переходящий приз для победителя первенства мира по высокому мастерству пилотирования – Кубок выдающегося русского летчика, основоположника высшего пилотажа.

В нынешнем году исполнилось 100 лет со дня славной кончины героя. Самым скромным знаком признания его заслуг могла бы стать установленная в его честь мемориальная доска на улице Нестерова в столице Белой Руси.

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв. 
кн. Александра Невского, г. Минск

http://www.pkrest.ru/116/116-5.html

Картина дня

наверх