На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Начало пути. Первые баллистические ракеты

 

... и наши тем награждены усилья, что, поборов бесправие и тьму, мы отковали пламенные крылья

своей стране

и веку своему!


Н.Грибачев

 


Организационное становление


Первое десятилетие послевоенных лет (1946-1956 гг.) вошло в историю ракетно-космической техники как начало интенсивных работ по созданию первых баллистических ракет дальнего действия и как начальный этап проникновения в космос.

Энергичному развертыванию работ по созданию баллистических ракет дальнего действия в Советском Союзе несомненно способствовали неопровержимые данные о применении фашистской Германией нового перспективного вида реактивного оружия ведения боевых действий Фау-2, а также международная обстановка тех лет. Исходным пунктом послевоенных работ по созданию реактивного вооружения явилось Постановление Совета Министров СССР от 13 мая 1946 года.

 











 

 

 

13 мая 1946 года для координации основных работ по реактивной технике на государственном уровне, в масштабах всей страны, выходит вышеприведенное Постановление Совета Министров СССР, по которому был образован Спецкомитет по реактивной технике. До этого был создан Спецкомитет по атомной технике, впоследствии Первое главное управление (ПГУ) при Совете Министров СССР по атомной технике. Приказом министра вооружения Д.Ф. Устинова от 16 мая 1946 года на базе артиллерийского завода 88 создается Государственный союзный головной научно-исследовательский институт 88 (НИИ-88), который стал основной научно-исследовательской, проектно-конструкторской и опытно-испытательной базой по реактивному вооружению. В июне — июле 1946 года большую группу работников НИИ-88 командировали в Германию. К этому времени в советской оккупационной зоне была организована работа по планомерному изучению трофейной материальной части и технической документации ракеты А-4.
В числе работников СКБ, направленных в Германию, были Д.И. Козлов, З.В. Козлова, А.С. Кашо, В.М. Арсентьев, И.Ф. Гусев, П.А. Ершов, Б.У. Кастальский, Г.А. Брыков, В.И. Тихонов, Н.П. Самохин, Л.И. Плуч, А.И. Таланов, Л.В. Шутько и другие будущие работники отдела 3 СКБ НИИ-88.
В институте "Нордхаузен" их, как правило, лично принимал С.П. Королев, обстоятельно с ними знакомился, а затем распределял по предприятиям и организациям, входящим в институт. В октябре 1946 года в институте "Нордхаузен" работало уже 733 советских специалиста. Институт должен был максимально освоить новую область техники, восстановить полный комплект технической документации на ракету А-4, обеспечить сборку из трофейной материальной части максимально возможного количества ракет, а также наземного испытательно-пускового оборудования.
Выполнить эти задачи было весьма трудно, так как американцы, покидая территорию, передаваемую в советскую оккупационную зону, постарались все вывезти, а то, что оставалось, уничтожили. Нашим специалистам достались разрозненные чертежи, остатки ракет, отдельные узлы и агрегаты. В результате сложнейшей работы из деталей и агрегатов, найденных на складах различных фирм в Германии, Чехословакии и Польше, собрали 29 ракет А-4, полностью восстановили конструкторскую документацию и инструкции, а также скомплектовали детали и агрегаты для сборки в Советском Союзе еще 10 ракет. Активное участие в организации работ по восстановлению немецкой ракетной техники принимали представители Министерства обороны генералы А.И. Соколов, Л.М. Гайдуков, Н.Н. Кузнецов, полковник А.Г. Мрыкин.
9 августа 1946 года приказом министра вооружения главным конструктором изделия № 1 — баллистической ракеты дальнего действия — был назначен Сергей Павлович Королев, 16 августа 1946 года директором НИИ-88 назначается Л.Р. Гонор, 26 августа 1946 года приказом министра вооружения Д.Ф. Устинова была определена структура НИИ-88, в которой юридически утверждено образование отдела 3 в составе СКБ.
26 августа 1946 года стал днем рождения нашего предприятия.
Л.Р. Гонор 30 августа 1946 года назначил главного конструктора С.П. Королева начальником отдела 3 СКБ НИИ-88.

К концу 1946 года все задачи, стоявшие перед группой советских специалистов в Восточной Германии, были выполнены. Началась отправка наших специалистов на Родину. Вместе с ними в Советский Союз отправили некоторых немецких специалистов с семьями. Институт "Нордхаузен" прекратил существование в марте 1947 года.
Возвратившиеся из Германии наши специалисты, прошедшие большую школу изучения и освоения ракеты А-4, влились в отдел 3. В личном архиве С.П. Королева сохранилась короткая записка, в которой он как бы подводил итог командировки в Германию: "Главное не то, что мы узнали по технике, а то, что мы сплотили коллектив". А между тем отдел 3 до осени 1946 года являлся как бы частью артиллерийского КБ завода, так как руководство отдела находилось в Германии. По возвращении из Германии С.П. Королева и В.П. Мишина была сформирована структура отдела, обеспечивающая замкнутый цикл создания ракеты — от проектирования до испытаний. Вначале в состав отдела (его формированием занимался В.П. Мишин, приехавший из Германии в начале августа 1946 года) входили 60 инженеров, 55 техников, 23 практика. Располагался отдел на территории площадью всего 580 м2, С него начиналась ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева.
В конце 1947 года в отделе 3 было уже 310 специалистов, специальный поезд со своим сложным хозяйством и вновь организованное экспериментальное производство. Все проектные подразделения в отделе 3 подчинялись непосредственно заместителю начальника отдела В.П. Мишину. Проектным бюро, в которое входило пять секторов, руководил К.Д. Бушуев, расчетно-теоретическим сектором — И.Н. Моишеев, которого вскоре сменил С.С. Лавров (начальниками групп были Р.Ф. Аппазов и Г.С. Ветров), сектором прочности с 1948 года — С.О. Охапкин (начальниками групп были В.Ф. Гладкий и С.И. Малюгин, лабораторией двигательных установок — П.Ф. Шульгин, лабораторией газовых рулей — С.Ф. Фонарев, а затем — И.О. Прудников.
Конструкторским бюро руководил В.С. Будник, сектором общих видов — Д.И. Козлов, сектором баков и арматуры — А.Н. Вольцифер, другими секторами — Н.С. Матьянов, П.Р. Степанов, Н.Ф. Каныкин, П.В. Иванов.
Непосредственно С.П. Королеву подчинялись конструкторское бюро, экспериментальный цех 102, руководимый Г.Я. Семеновым, испытатели и спецпоезд-2. Сергей Павлович Королев принимал все меры, чтобы цех 102 мог изготавливать первые образцы конструкций ракет. Цех 102, расположенный в освободившемся ангаре на бывшем аэродроме, имел механический, медницкий, агрегатно-сборочный, испытательный участки и участок аэродинамических моделей. Начальниками двух из них стали опытные производственники И.И. Исавнин и М.И. Воскобойников. При цехе был создан конструкторско-технологический сектор по разработке технологических процессов и оснастки. Опыт работы по артиллерийским системам позволил быстро освоить производство механически обрабатываемых деталей и узлов, однако изготовление деталей из алюминиевых сплавов, медницкие, клепальные и сварочные работы вызывали определенные трудности.
Для авторского сопровождения в цехе 102 находилась часть конструкторов отдела 3 (бюро под руководством И.М. Кринецкого), в состав которого входила лаборатория 20 (руководитель П.И. Мелешин, затем Е.В. Шабаров).
В экспериментальном цехе работало 120 рабочих и инженерно-технических работников. Опыт работы экспериментального цеха по мере освоения технологических процессов передавался в цех 39, где были организованы главная сборка и контрольно-испытательная станция.
Тематика отдела расширялась, многие вопросы решались и в других подразделениях института, что осложняло руководство работами. Из всех подразделений НИИ-88 следует остановиться на его филиале, деятельность которого тесно увязана с деятельностью отдела 3.
Филиал располагался на острове Городомля (озеро Селигер), его директором был В.Д. Курганов, а затем П.И. Малолетов, главным инженером О.Ю. Коцюбинский. В филиале работали немецкие специалисты во главе с доктором X. Греттрупом. Перед ними поставили задачу разработать на базе ракеты А-4 новую, более совершенную ракету (Г-1),
В течение 1947-1948 гг. эскизный проект этой ракеты был разработан и дважды обсуждался на научно-техническом совете НИИ-88, однако до уровня технического проекта не был доведен, хотя содержал ряд интересных идей.
После успешных испытаний экспериментальной ракеты Р-2Э, разработанной отделом 3, работы по ракете Г-1 прекратились, а немецкие специалисты возвратились в Германию (1951-1953 гг.).

 

 

Совет главных конструкторов в составе
М.С. Рязанского, Н.А. Пилюгина, С.П. Королева
В.П. Глушко, В.П. Бармина, В.И. Кузнецова

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html

 

Картина дня

наверх