17 июля считается днем основания морской авиации ВМФ России. Именно в этот день в далеком 1916 году над Балтийским морем русские летчики одержали свою первую боевую победу. В бою приняли участие 4 гидросамолета М-9, взлетевшие с авианосного судна «Орлица» Балтийского флота. В небе им противостояли 4 немецких самолета.
Победа в этом воздушном бою Первой мировой войны положила начало истории отечественной морской авиации.
В России морская авиация начала развиваться с 1911 года с гидросамолетов, при этом первые машины приобретались за границей. Однако скоро отечественные конструкторы создали несколько типов летающих лодок, которые приняли участие в Первой мировой войне. Российские гидросамолеты использовались для обстрела и бомбардировки с воздуха портов и военно-морских баз, кораблей в море, а также для уничтожения самолетов противника в воздухе.
В июле 1917 года в России было создано Управление морской авиации и воздухоплавания, а в составе флота впервые появились две отдельные воздушные дивизии — одна на Черном море, другая на Балтике. После 1917 года на Балтийском флоте начала формирование отдельная воздушная бригада особого назначения. Позднее отдельные отряды гидросамолетов появились и в составе Каспийской, Волжской и других флотилий. Всего же на всех фронтах гражданской войны использовалось 19 авиационных морских отрядов.
В 1930-е годы, когда вся страна «болела» Арктикой и следила за судьбой челюскинцев, именно морские летчики приняли активное участие в спасении полярной экспедиции. За спасение полярников Золотая звезда Героя Советского Союза была вручена Анатолию Васильевичу Ляпидевскому, который являлся воспитанником именно морской авиации.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов авиация советского флота стала первой, кому удалось нанести удар по Берлину. Она стала главной угрозой для немецко-фашистских захватчиков в войне на море. В годы Великой Отечественной войны морские летчики выполнили более 35 тысяч боевых вылетов на различные задания. В воздушных боях с противником и на аэродромах они уничтожили более 5,5 тысячи самолетов врага. От ударов летчиков морской авиации Германия и ее союзники потеряли на море 407 боевых кораблей, а также 371 транспорт с войсками и грузами. Это составляет 2/3 общих потерь противника от воздействия советского Военно-морского флота. С тех пор роль морской авиации ВМФ России только увеличивалась.
Уже в послевоенные годы морская авиация продолжила совершенствоваться, оттачивая свое боевое мастерство и осваивая новую поступающую на вооружение технику. Именно летчик-североморец в 1961 году первым проложил путь человечества к звездам. В это же время в стране появились новые рода морской авиации — морская противолодочная и ракетоносная, шло совершенствование морской разведывательной авиации. Принципиально новым направлением для флота стало появление в его составе самолетов корабельного базирования вертикального взлета и посадки, а также постройка первых авианесущих крейсеров «Минск», «Киев» и «Новороссийск». В дальнейшем появление палубной истребительной авиации, главным предназначением которой является прикрытие группировок флота в море, стало эпохальным событием в развитии отечественной морской авиации.
В настоящее время ВМФ России располагает в своем составе боеспособными пилотами истребительной авиации, а также экипажами вертолетов корабельного базирования. Традиции прославленных морских летчиков-ветеранов бережно хранит и преумножает сегодняшнее поколение морских авиаторов, которые продолжают нести службу и самоотверженно трудиться над укреплением боеготовности отечественного морского флота.
Сегодня на вооружении морской авиации России находятся современные реактивные самолеты и различные вертолеты. Собственной авиацией располагают все 4 флота нашей страны: Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский. При этом морская авиация продолжает оставаться одним из наиболее маневренных родов войск в составе российского военно-морского флота, который может действовать как во взаимодействии с другими родами войск, так и полностью самостоятельно.
Морская авиация — это отдельный род сил ВМФ России. Она предназначена для поиска и последующего уничтожения десантных отрядов противника, его боевых сил флота, морских конвоев и одиночных судов как в море, так и в морских базах. Помимо этого, морская авиация обеспечивает прикрытие объектов флота и группировок кораблей от вражеских воздушных ударов, занимается уничтожением воздушных целей: самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника. Также морская авиация осуществляет ведение воздушной разведки, наведения на корабли противника собственных ударных сил и выдачу им необходимых целеуказаний. Морская авиация может быть привлечена для постановки минных заграждений, осуществления противоминных действий, воздушной перевозки и десантирования войск и грузов, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), осуществления поисково-спасательных работ на море. Основу ее сегодня составляют самолеты и вертолеты различного назначения.
Функционально морская авиация России подразделяется на рода авиации: истребительную, морскую ракетоносную, противолодочную, разведывательного и вспомогательного назначения (РЭБ, дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, обеспечения управления и связи, противоминную, транспортную, поисково-спасательную, санитарную, заправки летательных аппаратов топливом в воздухе). Морская авиация может базироваться на авианесущих кораблях и аэродромах. По месту базирования ее подразделяют на авиацию берегового базирования и палубную авиацию.
Подавляющая часть российской морской авиации имеет береговое базирование. В настоящее время в состав российского флота входит лишь один авианосец — тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По состоянию на 2014 год российская корабельная авиация представлена четырьмя типами самолетов: истребителями Су-33 и МиГ-29К, а также учебно-тренировочными машинами Су-25УТГ и учебно-боевыми самолетами МиГ-29КУБ. Все они во время походов могут базироваться на палубе российского авианосца вместе с вертолетами Ка-27 и Ка-29.
В настоящее время российская морская авиация пополняется новинками, к которым можно отнести и самолеты МиГ-29К, которые должны полностью сменить самолеты Су-33 на борту «Кузнецова». Помимо этого, 15 июля 2014 года ВМФ России был передан первый серийный самолет Ил-38Н, который является модернизацией патрульного и противолодочного самолета еще советского производства. Модернизированный Ил-38Н был оснащен новым прицельно-навигационным комплексом «Новелла-П-38». Ил-38Н был построен в рамках первого контракта, который был заключен между Минобороны РФ и ОАК. Всего по контракту российские военные должны получить 5 таких самолетов. Первый серийный самолет данного типа был передан центру боевой подготовки и переучивания летного состава морской авиации, расположенному в Ейске. В настоящее время здесь уже идет подготовка бортовых операторов и летчиков для Ил-38Н.
В отличие от оригинальной машины, обновленный Ил-38Н оснащен современной цифровой аппаратурой, которая существенно расширяет возможности данного самолета. Машина может использоваться для слежения за надводными и подводными кораблями противника, патрулирования российской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций на море. Аппаратура модернизированного самолета обладает открытой архитектурой, что позволяет в любое время дополнить ее разного рода оборудованием в зависимости от стоящих перед самолетом задач. Во время модернизации Ил-38Н прошел также капремонт, что позволило продлить срок службы самолета еще на 20-25 лет. В общей сложности на вооружении ВМФ России сегодня находится около 40 самолетов данного типа, 28 из них планируется модернизировать до 2020 года.
По материалам открытых источников.