На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Всё - выше, и выше, и выше...(История аэрофлота в плакатах)


Посетив с 258 байтБлагочестивой Мартой на поза-позапрошлой неделе музей Революции Истории современной России мы не выполнили главную цель, а именно - не попали на выставку плакатов Аэрофлота, поскольку пришли туда слишком рано.


Сама по себе авставка небольшая - занимает всего три зала - но забавная. Хотя заплаченных за неё ста рублей она явно не стоила, поскольку билеты и в музей, и на выставку - одни и те же, а по музею второй раз бродить мы не пошли.
Кое что из экспонатов выставки выкладываю я здесь, дабы порадовать своих друзей, френдов и комрадов, а также - миллионы остальных читателей "Вестернбургских ведомостей", среди которых тоже немало комрадов, френдов и друзей. :)

Как вы уже догадались из заголовка, речь пойдёт о плакатах.

Появившись в незапамятные времена, авиация благополучно пережила несколько ледниковых периодов, строительство египетских пирамид, падение Римской империи, монголо-татарское нашествие, отречение Галилея и гражданскую войну в США, став известной людям только в начале XX столетия.
Вот один из первых авиационных плакатов, выпущенный ещё при государе-императоре, в 1910 году:


Первая Мировая война и Революция в России наглядно показала преимущество человека, летящего на аэроплане перед человеком, на аэроплане не летящим, и новая власть уделила огромное внимание развитию этой перспективной области промышленности и производства. В частности, один из первых декретов Ленина, написанный аккурат между "Декретом о мире" и "Декретом о земле", был "Декрет об аэропланах", впоследствии изъятый чекистами из собрания сочинений Ильича и засекреченный в силу его исключительной важности.

Уже в двадцатые годы, не только в России, но и во всём мире кривая популярности авиации круто поползла вверх.
В те далёкие годы, как это часто бывает в эволюции, помимо самолётов и вертолётов, существовало множество удивительных направлений и невероятных конструкций, о которых никто, кроме специалистов, уже и не помнит в наши дни.
Были, например, добролёты - замечательные машины, летающие исключительно за счёт сотворённого людьми добра. Только самые хорошие и добрые люди могли управлять этими прекрасными машинами.


Впоследствии, когда квартирный и другие вопросы окончательно испортили человечество, и люди стали более злыми и завистливыми, добролёты исчезли, но и сейчас наше подсознание хранит память о тех временах, и человек в форме лётчика безотказно вызывает у современных людей доверие и симпатию (Пожалуй, даже побольше, чем милиционер).

Надо отдать должное организаторам выставки - параллельно с плакатами там представлены фотографии, газетные и журнальные статьи и иные документы, позволяющие не только любоваться плакатами, но и следить за исторической хроникой и событиями в мире, происходящими во времена издания того или иного плаката.


В те же годы в уже начавшей разлагаться Америке авиацию стали применять для рекламы: пилот летая над городом Нью-Йорка, оставлял в небе дымно-масляный след, делая рекламные надписи и рисуя логотипы известных фирм:

 

А каждая уважающая себя домохозяйка обильно употребляла кетчуп.



Одним из детищ Льва Троцкого стало созданное в 1924 году Общество друзей химической обороны - "Доброхим". На учредительном собрании общества 19 мая 1924 года он провозгласил: «Мы хотим создать газовую ограду, в которой будет строиться новое общество!» В «Роковых Яйцах» М. А. Булгакова именно силами Доброхима безуспешно травили гигантских гадов.
Напечатанный в 1924 году плакат Доброхима, наглядно демострирующий разницу людей непросвещённых в химической обороне и друзей химической обороны в случае нападения империалистических хищников:


А это - очень зловещий плакат, раскрывающий правду о бесконечности Ленина, 1924 год:
Но ещё более зловещий плакат, это выпущенный в 1936 - "Экономьте время":
На нём мы можем видеть всё того же В.В.Путина, ничуть не изменившегося за последние 72 года. Этот плакат наглядно доказывает, что Путин - бессмертный. Пользуясь постом президента, он разъезжает по всему свету с мечом в чемоданчике. В дневное время он занимается политикой, а по ночам с мечом в руках охотится за другими бессмертными, также занимающими высокие посты и отсекает им головы. И с каждой новой победой сила побеждённых перетекает к нему, а на следующий день мы узнаём из новостей об отстранении с должности того или иного чиновника или смерти или отставке какого-нибудь президента или даже короля. Недавно он, вроде бы, ездил на Кубу...
Но мы отвлеклись.

Помимо отравлений классовых врагов и агентов Антанты, Доброхим, а впоследствии - Авиохим успешно боролся с вредителями и грызунами.

Много отвратительных гадов расплодилось на запущенных полях Родины в суровые годы гражданской войны и послевоенной разрухи. С самолётов их травили боевыми газами, а пытавшихся улететь (а то - и атаковать аэроплан) расстреливали из спаренных пулемётов. Именно тогда была навеки уничтожена чудовищная железная саранча и полностью истреблены мезозойские комары с четырёхметровыми крыльями.

Но едва справились с отечественным вредителем, как на нашу измученную страну навалилась другая напасть: иностранные дирижабли и цеппелины, то и дело прилетающие к нам с северным ветром через полюс из Америки.
К сожалению, они привозили не только нужный и полезный для здоровья кетчуп, но и журналы, пропагандирующие праздный образ жизни, лживые книги и омерзительные фильмы, разлагающие нравственный облик советского человека. Но главное - сам дирижабль в образе гигантского парящего в голубом небосводе яйца являлся символом загнивающего запада и молодая советская власть противопоставить им ничего не могла, кроме, разве что, тачанки. Но тачанки часто застревали в снегах заполярья и не могли поспеть за всеми прилетающими цеппелинами. Срочно требовалось создать ответный символ.
Так появилось решение построить гигантский дирижбандель "Клим Ворошилов".
Народ требовал создать целую флотилию (эскадрилью) дирижбанделей, собирая на неё деньги целыми заводами и колхозами. Планировалось, что вслед за "КВ", будут построены дирижбандели, носящие имена Ленина, Сталина, Коммунизма и других великих советских вождей, но, по здравому размышлению, от этой идеи пришлось отказаться. Дело в том, что надувные агрегаты часто взрывались, и катастрофа одного из них на глазах у сотен трудящихся была бы совсем нежелательна. (Всем известна история катастрофы в 1937 году немецкого дирижабля "Гинденбург", который тоже изначально хотели назвать "Адольф Гитлер", но по той же причине Гитлер от этой идеи отказался).

А это - сам Ворошилов и Сталин на Мавзолее Ленина приветствуют первомайскую демонстрацию в 1936 году:



Но уже в начале тридцатых годов было ясно, что главенствующую роль среди воздушных машин прочно заняли именно самолёты. Их выпускали в огромных количествах по всей советской стране. Мы можем видеть один из плакатов того времени, изображающий один из таких заводов:
На плакате изображён "горячий" цех, ударными темпами выпускающий крылатые машины для нужд Родины. Напротив каждого из самолётов стоит огромная швейная машинка, предназначенная для изготовления брезентового чехла для стальной птицы. В те героические и романтические времена авиапромышленность была не столь совершенна, как в наши дни, самолёты, как правило, получались разного размера и разных форм, и чехлы к ним приходилось шить индивидуально - прямо на месте изготовления. Поэтому швейные машинки также выпускались в огромных количествах, что тоже было очень хорошо. В правом углу плаката виден большой паровой молот, штампующий сувенирные жетоны и памятные значки для ударников производства, в левом углу - конвейерная лента, где работают надувальщики колёс, которые тут же, в цехе, навинчивают на авиационные шасси. В центральной части плаката виден пролетающий самолёт. Этот самолёт - туристический. Популяризация воздушного транспорта дошла до того, что население при любой возможности старалось пользоваться исключительно самолётами, оставив традиционные виды транспорта. Стало хорошим тоном завалиться весёлой компанией в самолёт и сделать... ну, например, несколько кругов вокруг Кремля, любуясь с высоты птичьего полёта стенами древней столицы:

Да что там - туристы? Самолётами стали пользоваться все: почтальоны, милиция, врачи скорой помощи, колхозники, пастухи, доставщики пиццы, расклейщики рекламы и мойщики окон...


Как никогда, огромным уважением стали пользоваться так называемые "тройки", экипажи, состоящие из члена и двух его помощников - правого и левого. Вот одна из памятных фотографий такого экипажа, напечатанная в 1934 году:

К сожалению, недемократические правила публикации картинок не позволяют здесь изобразить портреты членов "тройки". Но зато теперь сюда можно вставить портреты любых ваших знакомых или друзей, а потом - отправить им. Им будет очень приятно получить такую картинку.

Самолётами пользовались грибники, рыболовы и, конечно, охотники. Ведь это так удобно - пролететь за полчаса расстояние, на которое потребуется целый час утомительной езды на автомобиле. Приземлился на какой-нибудь лесной лужайке, насобирал грибов, набил, сколько надо, дичи и - домой! Грибы в довоенные годы намного крупнее нынешних, а дичи в лесах водилось видимо-невидимо. Особой популярностью одно время пользовалась охота на кротов - хитрого коварного зверя, совершающего коварные нападения из под земли и тут же вновь скрывающегося в недрах земного шара. Зато из кротовьих шкурок шились очень красивые и тёплые шубы. Вот - сохранившаяся таблица расценок на шкуры этого животного:

Ещё один очень интересный документ - таблица розыгрыша 10-й лотереи ОСОАВИАХИМА, 1936 год:

Очень интересны разыгрываемые призы и цены на них в довоенных рублях. Мотоциклы стоили примерно столько же, сколько автомобили. Марка и тех, и других в газете не указана - очевидно, разнообразие моделей было невелико. Разыгрывались также... планеры. Безусловно, рабочему приятно иметь собственный планер. Летать на нём на работу и с работы...
Но вот - мы подошли к особо интересной строчке, которая просто не может не вызвать что-то, отдалённо похожее на зависть. Это - пункт 11 - "малокалиберные винтовки". Поясняю, речь идёт не о пневматике, а о мелкокалиберных винтовках ТОЗ калибра 5,6 мм, из которых, возможно, кто-то в школьные годы стрелял в огневом тире. Да, дорогие мои, до пятидесятых годов огнестрельные мелкокалиберные винтовки не считались оружием; на них не требовалось ни охотничьего билета, ни разрешения из милиции, ни железного шкафа для хранения дома (как, впрочем, и на гладкоствольные охотничьи ружья, которые тоже есть в списке розыгрышей). С ними мог гулять по улицам и постреливать крыс любой пионер.
Умиляют также разыгрываемые в этой же лотерее 300.000 противогазов, которые могут оказаться очень полезны в домашнем хозяйстве или в случае вражеской газовой атаки с воздуха.

Разумеется, первой на самолёты шла молодёжь:


А это - водительские права на управление планером С.П.Королёва, будущего Главного Конструктора:
Тем временем за границей все более набирала тёмную силу немецко-фашистская гидра:

Великая Отечественная война на выставке плакатами была представлена довольно скупо. То ли плакатов было мало, то ли музей Советской Российской армии идеями выставки не прочувствовался и не пожелал выделить что-нибудь из запасников.


Плакат 1948 года на тему "Пятилетку - в 4 года":

В этом, безусловно, просматривается какое-то безумие, точнее - некая истерия.
Ведь если вдуматься - составлен план действий на очередные пять лет, просчитаны дни работ, нормы выработки продукции, объёмы строительства и производства, а также - вложенные во всё это силы и деньги. На каждый день. И тут же (возможно теми же людьми) выдвигается лозунг "Пятилетку в четыре года!". Будем исходить из того, что пятилетний план составляли умные, знающие люди, хорошо разбирающиеся в своей отрасли (в противном случае - и говорить не о чем).
Если план работ составлен так, что его без ущерба для работы можно выполнить на год быстрее установленной даты - значит план этот годится разве что на то, чтобы класть на него воблу, а тех, кто его составил, следует снять с должности и отправить пилить лес или копать какой-нибудь канал.
Но, скорее всего, план был просчитан и составлен верно. В этом случае выполнить установленный пятилетний план за четыре года можно только одним способом - выполнить всю работу на 80% или с 80% качеством. На практике это означает, что в машину, механизм, мачту линии электропередач и всё остальное будет недокручен каждый пятый болт, в деревянную постройку будет вбито гвоздей и вкручено шурупов на 20% процентов меньше, а при постройке дома будет сэкономлено на цементе и хороших кирпичах. И будут потом на степных дорогах водилы вставших грузовиков самостоятельно устранять заводские неисправности и довинчивать непривинченные болты, поминая матом заводских сборщиков, но мата их никто не услышит, кроме саксаулов и аксакалов, зато на пятом году пятилетки те, кому положено, с гордостью отчитаются о досрочно выполненных планах и перевыполненных нормах.

В пятидесятые годы человек уже начал смотреть всё дальше в космос.

Плакат Аэрофлота 1958 года:
В разгаре была Холодная Война, поэтому вопрос об авиаперелётах между СССР и США решался довольно долго - около 10 лет, и первый такой полёт самолёта Ил-62 из Москвы в Нью-Йорк состоялся только в 1968 году.
Очевидцы вспоминают, что когда совершался первый рейс из Москвы в Нью-Йорк, на нем летели приглашенные американские корреспонденты. Одного из них очень возбудила красота стюардесс. Он, естественно, расслабился и спрашивает одну из них: «Какая у вас красивая форма, разрезы на юбках. Просто замечательно. Куда ведет этот разрез?» А стюардесса ему отвечает: «Как куда? В космос». Корреспондент не унимается и задает вопрос: «А нельзя ли запустить спутник?» А наша бортпроводница ему в ответ: «Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю, как они у вас сгорают в атмосфере». Американского корреспондента очень поразило, до чего находчивы, культурны и красивы русские девушки.
Кстати, стюардессы Аэрофлота были особой кастой женской половины населения страны. Устроиться на эту работу обычной девушке было практически невозможно. Отбор был очень строгий. Все стюардессы были выпускницами языковых ВУЗов, обладавшими первокласным знанием языков, отменной культурой и хорошими знаниями в самых разных областях.

Плакаты 1961 года:

Вообще, на мой взгляд, чем ближе к современности, тем скучнее становятся плакаты. Не то мне - так кажется, не то - художники после войны расслабились и рисовать разучились, не то - Аэрофлот по мере роста своего величия перестал нуждаться в красивых плакатах. Ведь, в конце концов, до последних времён в СССР это была единственная авиакомпания (как КПСС - единственная партия) и конкурентов у неё не существовало физически. А значит - не требовалась борьба ни за клиента, ни за качество обслуживания.

Плакаты 1965 года:


А олени - лучше!

1977 год был важной вехой для советского народа.
В октябре принимается новая советская конституция, 35-ая статья которой уравнивает женщин в правах с мужчинами:
"Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности"

Плакаты-календари, выпущенные в 1977 году компанией "Аэрофлот", показывающие в рисунках быт и досуг советских женщин:



Стюардесса, 1977 год:

Довольно весёлый плакат 1978 года:

В 1980 году в Москве состоялись XXII олимпийские игры, к которым готовились несколько лет. В связи с повышенным наплывом иностранных гостей, в аэропортах были ужесточены правила досмотра пассажиров и введены новые правила проверки багажа и ручной клади. Босиком, как сейчас, тогда ещё ходить не заставляли, но впервые обратили достаточно серьёзное внимание на безопасность полётов.
Официальным перевозчиком олимпийских игр была компания Аэрофлот.
Два аэрофлотовских плаката того периода:

На одном из плакатов изображены флаги стран, впоследствии бойкотировавших московскую Олимпиаду-80. Причиной этому был ввод советских войск в Афганистан.


В том же 1980-м году в СССР был снят культовый фильм-катастрофа "Экипаж", прославляющий советских лётчиков и одновременно являющийся достойным ответом Голливуду на фильм-катастрофу "Аэропорт".

"...Значит так. Лететь — невозможно. Оставаться — погибнем. Отсюда вывод: будем взлетать!" (С)

1983 год был спокоен и застоен. Аэрофлот отметил своё 60-летие, по-прежнему выпуская всякие календари.


В том же 1983 году произошло ещё одно событие, которое многие помнят. 1 сентября советскими силами ПВО был сбит южнокорейский "боинг-747" с 269 пассажирами, отклонившийся на 600 километров от курса из Аляски в Сеул и залетевший на территорию СССР. Эта безобразная провокация со стороны Сеула вызвала справедливое негодование в душах советских людей.
Две недели спустя, по распоряжению Рейгана, Аэрофлоту вновь было запрещено летать в США.

В ответ в 1984 году советское руководство наложило денежную компенсацию за пролет над территорией СССР на всех транзитников. До этого ее платили лишь авиаперевозчики, самолетам которых требовалась дозаправка в Москве.
Теперь плата бралась со всех авиакомпаний вне зависимости от того, совершают ли они промежуточную посадку или нет. Правовым обоснованием для нововведения было положение чикагской Конвенции о гражданской авиации, по которому каждая страна имеет право на принудительную таможенную посадку самолета, пролетающего над ее территорией. Плата сделалась своего рода индульгенцией от этих принудительных посадок.

Но вот грянул 1985 год, пришла Перестройка, а вместе с ней - Гласность, Ускорение, Плюрализм и Новое Мышление, а новый генсек Горбачёв сделался не только реформатором Нового Курса, но и большим другом Рональда Рейгана и всего американского народа. Вновь были восстановлены авиаперелёты между СССР и США, завершена "Холодная Война", хотя сборы за транзитные полёты через СССР были оставлены. Экономически они обосновывались потерями, которыми обернулась для Аэрофлота утрата монополии на пользование Транссибирской магистралью.

Одна из наиболее запомнившихся нам визиток Перестройки, это так называемый "Сухой Закон" - вышедший в мае 1985 года Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении
самогоноварения». В южных регионах безжалостно вырубали многовековые виноградники, из фильмов вырезались застольные сцены. Редактировались тексты известных песен. Под запрет попали любые банкеты, а из магазинов бесследно исчезла вся алкогольная продукция. По стране прокатилась волна показательных комсомольских "безалкогольных свадеб". Народ ходил в унынии и депрессии.

Единтсвенным исключением стала территория Аэрофлота. Через три года в Шереметьево открылся первый в стране магазин беспошлинной торговли. Просто и гениально.
Как было написано в изданном Аэрофлотом положении по приобретению и употреблению алкоголя в аэропортах: "...ассортимент спиртных напитков на борту — это часть продукта, призванного обеспечить комфортность пассажиров в ходе полета." Таким образом Аэрофлоту удалось резко увеличить число пассажиров, неожиданно решивших, что пользоваться самолётом - намного комфортнее и приятней, чем ехать поездом.

(1987)
Появилась даже новая мода - пьяные путешествия, когда весёлая компания друзей садится на самолёт, летит в другую республику, где их никто не знает, напивается там вдоволь, а потом возвращается обратно.

Один из новых рекламных плакатов Аэрофлота, 2006 год:

http://www.liveinternet.ru/users/rgrey/post69338767/

Картина дня

наверх