Перехваты времен холодной войны: воспоминания летчика морской пехоты
После получения «крылышек» морского летчика-оператора, Джон Сканлан был направлен на авиабазу морской пехоты в Юме, Аризона, чтобы пройти курс обучения на F-4S Phantom II. В октябре 1985, 1-й лейтенант Сканлан получил квалификацию штурмана-оператора (Radar Intercept Officer – RIO) и немедленно был отправлен в Японию, где его обязанностью стало отслеживание активности советских бомбардировщиков.
1-й лейтенант Джон Сканлан (справа) у своего Phantom'а F-4S.
Osan Air Base, South Korea
Много лет назад я был первым лейтенантом в истребительной эскадрилье 212 корпуса морской пехоты. Летающая на F-4S Phantom II, эскадрилья VMFA-212, в конце концов, стала последней в истории корпуса морской пехоты эскадрильей, эксплуатирующей «летающий цементовоз». Я присоединился к 212 как свежеобученный штурман-оператор в октябре 1985, только два дня спустя после того, как эскадрилья была передислоцирована на авиабазу Ивакуни в Японии.
Когда прибыл в эскадлилью, выглядело так, как будто они не знали что со мной делать из-за моего позднего прибытия. Я был назначен в грузовой отсек одного из ВВС-овских заправщиков KC-10 Extender, который должен был обеспечивать перелеты через Тихий океан двенадцати F-4. Я также получил техническую документацию на F-4S, толщиной примерно 5 см с напутствием изучить ее от корки до корки.
VMFA-212 прибыла на авиабазу корпуса морской пехоты Ивакуни 11 октября 1985 г. В те времена холодная война была в самом разгаре. Как летчики морской пехоты мы знали, что в любой день нам, возможно, придется столкнуться с большой и враждебной русской военной машиной.
Сразу после прибытия эскадрильи на Ивакуни, оперативный офицер начал расписывать полеты, которые мы должны будем выполнять весной 1986 г. над Японским морем – небольшим водоемом, лежащим между Японией и Кореей. Здесь задачей VMFA-212 должно было стать поддержка авианосца Мидуэй, спущенного на воду 10 сентября 1945 г. и спустя 40 лет продолжающего бороздить воды Тихого океана.
Поддержка Мидуэя должна была обеспечиваться перехватами русских «барсуков» и «медведей» и сопровождением их обратно до советского воздушного пространства. «Барсуком», согласно кодовому наименованию НАТО назывался впечатляющий двухдвигательный бомбардировщик Ту-16, выполняющий патрулирование над Японским морем. «Медведь» - было кодовое наименование Ту-95, громадного стратегического бомбардировщика и ракетоносителя с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Ту-95 был первым советским бомбардировщиком, способным выполнять межконтинентальные полеты.
Ракеты AIM-9 Sidewinder под крылом F-4S Phantom II из VMFA-212
Операции над Японским морем должны были начаться в понедельник 17 марта 1986 г. Три ночи подряд, при поддержке заправщика KC-10, VMFA-212 должна была выполнять полеты в полной темноте, и совершать перехваты, полагаясь только на антикварный радар F-4. Стандартная оперативная процедура была такова: установить пересекающийся курс при сопровождении радаром на высоте около 300 метров ниже цели. На дистанции 16 км пересекающийся курс прерывался и выполнялся разворот со скольжением, для того, чтобы создать необходимое пространство для разворота между двумя курсами. Когда требуемая дистанция была достигнута, выполнялся разворот в противоположную сторону, так, чтобы подлететь к цели со стороны 5 или 7 часов. После этого, один F-4S должен был занять позицию для эскорта цели.
В то время приборы ночного видения еще не использовались, так что, находясь на позиции эскорта в непроглядном мраке мы не могли ничего разглядеть, даже будучи вплотную от цели. Так что нам приходилось только верить слову диспетчера о том, кого именно мы сопровождаем, Ту-16 или Ту-95.
Бомбардировщики в свете фонаря
Конечно, затем была поставлена задача идентификации самолетов по типу, эскадрилье и бортовому номеру. Одним из способов опознания стало использование большого охотничьего фонаря, работавшего от батареек, который оператор брал с собой в задней кабине. После прибытия на эскортную позицию, оператор включал свет и пользовался фонарем, чтобы опознать цель и прочитать ее бортовой номер.
Но, слава Богу! 20 марта я был назначен в дневной полет, с постановкой задачи в 8:30 утра и вылетом в 10:30. В то время как наша пара F-4S стояла в начале полосы, ожидая разрешения на взлет, я обратил внимание на безоблачное чистое голубое небо на западе над Японским морем. Я дотронулся до камеры, лежавшей у моего левого бедра, шепнув самому себе – это будет отлично! Затем мы получили команду на взлет и оба летчика включили форсаж. Несколько секунд спустя два F-4 были в воздухе, еще раз подтвердив, что и кирпич может летать, если на него поставить достаточно мощный двигатель.
Советский Ту-16 над Японским морем. Фотография сделана Джоном Сканланом
с борта F-4S Phantom II 20 марта 1986 г.
Уже в полете мы получили от диспетчера курс на перехват и сопровождение «Барсука». Месяцы тренировки не прошли даром и вскоре два F-4 корпуса морской пехоты встали на позицию на 7ми часах от Ту-16. Пока мы эскортировали «Барсука», нахождение на такой близкой позиции означало только одно – время фотографировать! Наши Фантомы по очереди занимали место на 7 часов от Ту-16 , так что мы могли сделать фотографии для своей «доски почета».
F-4S из эскадрильи VMFA-212 на задании по перехвату цели.
Истребитель вооружен ракетами AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow.
Когда настала очередь моего F-4 позировать для фотографирования, то мой летчик, позывной «Рауль», умело подвел наш Фантом на отличную позицию у самого Ту-16. Пока второй F-4 фотографировал нас с 500 м слева, я разглядел хвостового стрелка Ту-16, который был всего в 5 метрах выше и немного правее меня.
Кабина бортового стрелка Ту-16, перехваченного Фантомом
Джона Сканлана. 20 марта 1986 г.
Первое, что я заметил, это его старомодный кожаный шлем, точно такой же, какой Снупи носил в схватке с Красным Бароном (персонажи американского мультфильма – ред.). Затем стрелок передвинул защитные очки на лоб, и я поднял свой взгляд. Мы встретились взглядами.
Неуклюже повернувшись в своей громоздкой кожаной куртке, он отстегнул застежку своей кислородной маски с одной стороны, оставив ее висеть сбоку. Ух ты! Он выглядел как русский! У него было грубое обветренное лицо, кустистые усы и гигантские брови. Затем он широко улыбнулся, и я даже смог разглядеть промежуток между его передних зубов.
Я увидел, как он повернулся налево и пошарил внизу левой рукой, пытаясь достать что-то из-за левой панели. Затем он повернулся обратно и поднял что-то, показывая это Раулю и мне. Это оказался какой-то журнал, с картинкой на развороте, который он держал перед собой. Затем он отодвинул журнал в сторону от лица и сверкнул улыбкой. Он указал на разворот и показал нам большой палец.
Приманка для «Барсука»
После нашей фотосессии мы сопровождали бомбардировщик без каких-либо происшествий до тех пор, пока диспетчер не отозвал нас, дав нам курс на начальную позицию. Оттуда мы перехватили еще 3 «Барсука» в этот день.
Разведчик Ту-95РЦ в сопровождении F-4S из VMFA-212
Но из моей головы не выходил оригинальный хвостовой стрелок Ту-16. Он как-бы придал большой и враждебной русской военной машине привлекательное человеческое лицо. Я догадался, что он хотел нам показать, что он такой же человек, как и я. Готов поспорить, он так же скучает по дому. Скорее всего, он тоже не любит холодную погоду. Он никогда не станет богатым и знаменитым. И наконец, он вылетает на ежедневные задания против потенциального противника без всяких вопросов.
Позднее, я был рад, что операции VMFA-212 над Японским морем никогда не дошли до такой точки напряженности, что нам пришлось бы сбивать один из этих «Барсуков».
John Scanlan
подполковник в отставке
октябрь 2012
Перевод © www.airforce.ru
http://www.airforce.ru/content/holodnaya-voina/486-dzhon-ska...