Начало ХХ-го века было богато на разные необычные конструкции.
В 1913 году пионер воздухоплавания Марсель Лейя решил заняться созданием автомобилей, рассудив, что опыт самолетостроения можно применить и в этой области.
Первым был построен самолетоподобный 3-колесный экипаж Helicocycle с воздушным винтом, приводимым непосредственно от коленчатого вала двухцилиндрового двигателя.
На его основе в 1914 году была сделана небольшая серия машин Helicon, уже с 4 колесами, которую вскоре реквизировали для нужд армии.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/3.jpeg)
Helicon сохранился и до наших дней.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/4.jpeg)
Последний свой автомобиль Лейя построил в 1927-м. Это была специальная гоночная версия с более низким и длинным кузовом и все тем же мотором в 8 л.с. На испытаниях она показала рекордную по тем временам скорость - 170 км\ч.
Марсель Лейя вернулся к самолетам и, прожив 101 год, умер в 1986 году. Из тридцати его автомобилей до наших дней сохранилось три - один Helica Saloon в полной сохранности, один Helica Sport не на ходу, и еще один - в виде груды запчастей.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/5_1.jpeg)
Тяжелая ударная лодка-катамаран МК-1.
Назначение самолета определялось, как "...Разрушение и уничтожение кораблей противника при стоянке на базах и на походе в море. Разрушение баз флота противника и ею укрепленных районов побережья. Содействие высадке своих десантов и поддержка своей, действующей у побережья, армии."
Метод применения - "...Полет как группой, так и в одиночку, бой - оборонительный, основанный на максимальном использовании огневой мощи своего вооружения."
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/tjazhelajaudarnajaletajushchajalodka_katamaranMK_1.jpg)
Первый полет самолет совершил 16 августа 1934 года. Конструкция - цельнометаллическая, оснащен 6 моторами с двухлопастными винтами постоянного шага. 8 декабря 1936 года на нем был установлен мировой рекорд - груз массой в 10 т был поднят на 1942 метра. Стрелково-пушечное вооружение самолета составляли 6 пулеметов калибра 7,62 и 2 20-мм пушки, бомбардировочное - до 6000 кг бомб или 4 торпеды, массой до 4800 кг.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/tjazhelajaudarnajaletajushchajalodka_katamaranMK_1a.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/tjazhelajaudarnajaletajushchajalodka_katamaranMK_1b_1.jpg)
Самолет был построен в одном экземпляре - как и большинству летающих лодок Туполева, ему не суждено было пойти в крупную серию. Летал до 1937 года, однако военных перестал интересовать по прямому назначению вскоре после испытаний - скоростные характеристики и дальность были явно недостаточными даже для 1935 года, а наземное обслуживание гигантской лодки было делом весьма непростым.
Гигантские самолеты 30-х годов могут служить одним из олицетворений дизельпанка, как явления в жизни человечества. Эти "киты" воздушного океана и сейчас поражают своими размерами, а уж на то время, когда они были самыми большими летательными аппаратами тяжелее воздуха, то и вовсе вводили в оцепенение.
Одним из таких аппаратов можно назвать гигантское детище Юнкерса - G.38. Количество сочетаемых элементов "необычного" поражает - тут вам и основное шасси, снабженное двумя пневматиками большого диаметра в ряд и трехкилевое двухэтажное хвостовое оперение, и двухпалубная конструкция, и иллюминаторы в передней части крыла.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/junkers_g38_3_1.jpg)
Besson H-5, детище Марселя Бессона.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/c9b67de7ffbe.jpg)
Силовой установкой самолёту служили четыре мотора Salmson 9Z (по 260 лошадиных сил каждый), размещенные тандемно в мотогондолах на третьем крыле; два мотора приводили в движение тянущие винты, два - толкающие. Кроме четырехпланной конструкции, изюминку в этой лодке составляло то, что сама "лодочная" составляющая представляла из себя отделяемую конструкцию, прорабатывались варианты использования машины и с колёсного шасси. Пассажирская кабина была рассчитана на 20 человек, в хвостовой части располагалась уборная.
Среди старых необычных самолетов есть и вообще достойны "пантеона ужасов", вот такие, как например проект французской фирмы Potez:
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/potez.jpg)
Подобное расположение двигателей обьяснялось "...наличием возможности для экипажа осмотра и ремонта двигателей во время полета". Честно говоря, если в осмотр ещё верится, то в ремонт - с трудом, учитывая как высоту пилонов, так и условия, в которых придётся производить этот ремонт - ничуть не уступающие показанным в художественном фильме "Экипаж".
Cельскохозяйственный самолёт Kingsford Smith PL-7, 1956 год. Австралия
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/8c815ef18925.jpg)
Идея соединить дирижабль и вертолёт для получения экономичного и грузоподьемного аппарата вертикального взлёта и посадки плотно витала в воздухе на протяжении многих лет. Преимущества подобной схемы были очень притягательными - за счёт "дирижабельной составляющей" аппарат мог выполнять висение с минимальными затратами топлива (только на компенсацию сноса ветром), да и перемещаться с меньшими затратами топлива, нежели вертолёт такой же грузоподьемности, вертолётная же составляющая давала возможность легче противостоять сносу аппарата ветром и быстрее набирать высоту.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/dirizhabl_1.jpg)
Пожалуй, единственным реально построенным аппаратом подобной схемы стал Piasecki PA-97, состоявший из мягкого дирижабля ZPG-2W и четырёх вертолётов H-34J, лишённых хвостовой балки. Получившаяся конструкция стала, пожалуй, наибольшим летательным аппаратом, который использовал тягу моторов для набора высоты.
Сверхлегкий вертолет фирмы Del Mar
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/111.jpg)
SL-2P " Tween Blanik. Планер-лаборатория. СССР.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/345.jpg)
В начале пятидесятых годов югославские авиаконструкторы спроектировали и построили довольно необычный планер, который позже планировалось оснастить двумя двигателями Turbomeca Marbord II. Проект 453 (он же - GVDI-9, 9-й проект Generalne Direkcije Vazduhoplovne Industrije) имел крыло типа "обратная чайка", при этом до гондол шасси оно имело прямую стреловидность, а за ними - обратную.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/333.jpg)
Шасси - трехстоечное, центральная стойка - двухколёсная, убирается в фюзеляж, боковые - одноколёсные. Предположительно, двигатели должны были размещаться в мотогондолах, расположенных на "изломе" крыла.
Самолёт так и не совершил полета с двигателем - в первом же безмоторном полёте он был разбит, после чего не восстанавливался, а проект был закрыт. Модель машины можно увидеть в Национальном авиационном музее в Белграде.
Еще один югославский проект Ikarus 452M (M - не "модифицированный", а Mlazni, т.е. "реактивный") совершил первый полет 24 июля 1953 года (по другим источникам - 1954).
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/222.jpg)
Конструктор машины, Драголюб Беслин внедрил на ней немало оригинальных, как для реактивного истребителя, идей - два турбореактивных двигателя Turboméca Palas (суммарной тягой в 1100 кг) были размещены в хвостовой части один над другим, а хвостовое оперение было трехкилевым, причем два "основных" киля были установлены на балках, выходящих из крыла (кстати, самолёт стал первой югославской машиной со стреловидным крылом). Стойки шасси убирались вперед.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/223.jpg)
Самолёт мог развивать скорость до 750 км/ч, имел посадочную скорость в 190 км/ч и мог находиться в воздухе немногим больше часа. Планировалось вооружение из двух пулеметов калибра 12,7мм, но до их установки, равно как и до серийного производства дело не дошло.
В январе 1943 года проводились испытания V-образного хвостового оперения на самолете Bf-109 G-0 (серийный номер 14003). Самолёт, оснащенный двигателем Daimler-Benz DB-605A (серийный номер 76172) совершил 4 полета.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Bf_109.jpg)
В 1972 были построены два противолодочных самолета ВВА-14 (М-62; "Вертикально взлетающая амфибия"). В 1976 г. один из этих аппаратов из за отсутствия подъемных двигателей был преобразован в экраноплан. Он получил обозначение 14М1П. Через некоторое время после смерти Р.Л.Бартини в 1974 г. работы над этими летательными аппаратами были прекращены под давлением ТАНТК (КБ им.Бериева), работавшего над летающими лодками А-40 и А-42.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/VVA_14.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1268696261/vva14_6.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/VVA_14f.jpg)
Модель XFY-1, построенная в США была первым образцом, который смог успешно взлететь, полетать и приземлиться обратно:
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/vertical.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/vertical1.jpg)
Французский прототип был создан в 1952 году и впервые взлетел в 1959. Назывался он "Coléoptère"
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/1210522229_12.jpg)
X-13 "VertiJet" 1953 года
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/1210522181_19.jpg)
Однако, конструкция таких самолетов, которые взлетали и садились на хвост, не нашла применения в авиации и были разработаны более жизнеспособные машины/
Это не Харриер, и даже не его прототип. Это экспериментальный одноместный истребитель с вертикальным взлетом, разработанный для замены итальянского Fiat G91 в рамках той же концепции, что породила VJ-101 – независимости от уязвимых аэродромов.
Программа началась как совместная германо-итальянская разработка (VFW и Fiat), но в 1968 году Италия вышла из проекта. Тем временем планы НАТО в отношении СВВП изменились и статус программы был изменен до "экспериментальной". Чтобы спасти проект, VFW объединилась с голландской компанией Fokker (в 1972), но, к сожалению, самолет это не спасло и в начале 1973 программа была закрыта. Другой попыткой спасения была совместная с ВМФ США программа морских испытаний. Несмотря на то, что все полеты 191B проходили без летных происшествий, разработку прекратили, сочтя нецелесообразной.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/vak_3.jpg)
Всего было построено три прототипа, первый полет был совершен в 1971 году. VAK-191B имел два подъемных двигателя Rolls-Royce RB 162-81, по одному в носу и хвосте фюзеляжа, и один подъемно-маршевый Rolls-Royce / MTU RB 193-12 с четырьмя поворотными соплами
Bell XV-3
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Vertol_76.jpg)
Х-19
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/X_19.jpg)
Х-22А
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Kh_22.jpg)
Лёгкий самолет с мотором Continental Motors O-200, мощностью в 100 лошадиных сил кроме пилота мог брать на борт 2-3 пассажиров. Необычное шасси было обусловлено желанием эксплуатировать машину с неподготовленных аэродромов. Максимальная скорость составляла 220 км/ч, минимальная - около 50. Предполагалась возможность использования самолёта в качестве санитарного в труднодоступных районах. Был построен один экземпляр, крайняя фотография этой машины датируется 1988 годом.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/444.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/445.jpg)
Еще одна загадка. Что это за кашалотик?
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Liberejtor.jpg)
Вот так он выглядел до переделки в самолет Черчиля.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Liberejtor1.jpg)
Да, это B-24 Liberator. Однокилевое оперение, удлинённый фюзеляж и неостеклённый нос самолёт получил в августе 1943 года.
Но на этом история изменения привычного облика "Освободителя" не закончилась. На родине самолета в США к B-24 приделали нос от B-17 и вот что получилось.
XB-24J
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/XB_24J.jpg)
Но немного спустя поставили и киль от B-17.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/B_24.jpg)
Судьба этой машины была неординарной даже для первых, полных необычностями, лет реактивной эры - в 1956 году на ней был установлен рекорд высоты (19406 метров), она была первой и на сегодняшний день остаётся единственной британской шестидвигательной реактивной машиной, а в 1960 году ей пришлось играть самолёт "Atlas Aviation Phoenix" для кинофильма Cone of Silence - экранизации истории De Haviland Comet.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/WB492.jpg)
Кроме "Олимпусов", на ней устанавливались и двигатели Bristol Siddeley Orpheus, предназначавшиеся для Folland Gnat, а позже - ставшие основой для проектирования двигателя "Харриера".
В 1952 году Анри Потез, после 15-летнего перерыва в проектировании самолётов, принимает решение вернуться в авиастроение, в связи с чем, компания Société des Moteurs Potez получает новое имя - Société des Avions et Moteurs Henry Potez. Первым их самолётом становится Potez 75, самолёт-штурмовик, основной задачей которого являлась борьба с танками.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Potez1.jpeg)
Он отличался лёгкостью в управлении, способностью взлетать и садиться с неподготовленных площадок длиной около 100 метров, был сравнительно дешёвым в производстве. Но, как и ряд других проектов лёгких штурмовиков, "Потез" перестал интересовать армию и ВВС Франции в конце пятидесятых годов, заказ на 15 предсерийных и 100 серийных машин был отменён. Не в последнюю очередь это произошло из-за того, что лёгкому штурмовику армейское командование предпочло вертолёты.
Первенцем Хьюза на вертолётном поприще стал XH-17, который планировалось предложить военным, как летающий кран - для перевозки танков и прочих негабаритных грузов. По сути, сам вертолёт представлял собой летающий стенд, собранный из множества других аппаратов - с кабиной от планера Waco CG-15, шасси от B-25 и C-54, а также топливным баком, который ранее подвешивался в бомбовый отсек B-29. "Пламенным мотором" для аппарата служили два двигателя General Electric J35, которые служили, по факту, нагнетателями воздуха в камеры сгорания на законцовках лопастей.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Khjuz.jpeg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Khjuz1.jpeg)
К сожалению, аппарат до наших дней не дожил, равно как и его "потомок" - XH-28 (на одной из фотографий виден его макет на заднем плане), работы по которому были свёрнуты после окончания войны в Корее.
Як-24.
Единственный вертолет построенный в СССР по продольной схеме.
Проект самого большого пассажирского вертолёта Сиервы (24 пассажира + 4-5 членов экипажа) имел особенную эстетику, которую в вертолётах удавалось реализовать не часто. Особенной чертой проекта был отход от привычного числа несущих винтов - один, два - сейчас это уже привычно. А вот трёхвинтовых проектов в мировой истории авиации особо много и не было.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/3vertol_1.jpg)
Удивительно другое - этот проект таки был воплощён в металле!
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/3vertola.jpg)
Начавшиеся в 1945 году работы по постройке прототипов, завершились к 1948 году и 7 декабря 1948 года вертолёт поднялся в небо. Кроме пассажирского варианта, ему надлежало стать ещё и сельскохозяйственным вертолётом - но 13 июня 1950 года, ещё до полёта второго прототипа, первый потерпел катастрофу и работы по проекту были свёрнуты.
Этот аппарат называется JC-124C и использовался в качестве летающего стенда с двигателем Pratt & Whitney XT57 (мощностью в 15 000 л.с.)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/122.jpg)
Среди всех самолётов, которыми обладают ВВС КНР, наиболее "мучимым" в интересах обороны страны, является старый добрый Y-8, он же Ан-12, который регулярно становится объектом нападок ретивых испытателей. Он уже побыл испытательной платформой для множества систем, и вот пришла пора помогать испытаниям новой китайской машины Су-27 J-11. В этих целях на самолёт был водружён обтекатель, под которым размещался радарный комплекс, планируемый к установке на истребитель. Получилось, в общем-то феерично:
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Y_8.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Y_8a.jpg)
Ил-40П. Или летающая двустволка.
История появления этой машины связана с тем, что на испытаниях Ил-40,
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/il40_i.jpg)
двухместного реактивного штурмовика, оборудованного мощным пушечным вооружением, было обнаружено весьма неприятное явление - при залпе двигатели часто теряли обороты.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/Il_40f.jpg)
Выход был найдет остроумен - Вынос воздухозаборников вперед носа самолета.
Martin B-48. Данный самолет был разработан в рамках конкурса на реактивный бомбардировщик. В конкурсе победил B-47 Стратоджет.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/XB_48.jpeg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/XB_48a.jpeg)
Airspeed AS.39
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/255.jpg)
Нет, это не последствия неудачной посадки - все гораздо серьезнее. Перед вами - четырехмоторный самолет авианосного базирования со складывающимся крылом. Что еще более замечательно - в такой схеме он не одинок.
General Aviation G.A.L.38
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270406642/11.jpg)
Як-11 переделанный для авиагонок.
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Yak_11a.jpg)
![](https://omega.gorod.tomsk.ru/uploads/34046/1270388192/Yak_11.jpg)
подробнее о этом Як-11 здесь: (http://aafo.com/racing/news/rheat.htm)