Александр АЛЕКСАНДРОВ, «Красная звезда».
Фото Игоря РУДЕНКО.
Вчера на авиабазе Кубинка состоялись праздничные мероприятия, посвящённые 20-летию со дня образования пилотажной группы «Русские витязи». Неотъемлемой частью праздничной программы стали совместные показательные выступления пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи». Наши асы в свой праздник оправдали ожидания зрителей. Помимо традиционной программы, лётчики пилотажных групп показали новые элементы высшего пилотажа. Аплодисменты и восторженные возгласы гостей праздника нередко перекрывали гул авиационных двигателей.
Аэродром Кубинка широко известен не только в России, но и далеко за её пределами. За ним давно закрепилась репутация базы ВВС, где первым лицам иностранных государств и зарубежным делегациям демонстрируются новейшие образцы боевой авиационной техники. Слово «впервые» за более чем 70-летнюю историю авиабазы встречается чаще, чем где-либо во всей истории российских Военно-воздушных сил. Лётчики Кубинки первыми в послевоенные годы осваивали одиночный и групповой высший пилотаж на реактивных истребителях. Ещё 1 мая 1946 г. асы из Кубинки впервые прошли над Москвой в строю парадного расчёта. Личный состав полков на Кубинке, предшествовавших созданию Центра показа авиационной техники (ЦПАТ), в числе первых осваивал различные типы истребителей - от И-16 до МиГ-29. Сегодня ЦПАТ «Кубинка» известен ещё и как выдающаяся школа пилотажного мастерства, как место дислокации уникальных пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи», которым в этом году исполняется 20 лет.
Уникальны они не потому, что выполняют групповой и одиночный высший пилотаж: этим в мире занимается немало авиаторов. Вот только на боевых истребителях не летает больше никто. Это сейчас вести отсюда распространяются со скоростью сверхзвука. А ещё 20 лет назад мало кто знал о существовании единственной в мире авиационной группы высшего пилотажа «Русские витязи» на тяжёлых истребителях. Пилотажная группа была создана в мае 1989-го, когда на вооружение 1-й авиационной эскадрильи Центра показа авиационной техники поступили современные истребители Су-27. Опытные лётчики быстро освоили новую технику и вскоре приступили к тренировочным полётам в составе пары, а затем и четвёрки машин в построении «ромб». Однако маневрирование в группе давалось непросто: размах крыльев почти 15 метров, масса самолёта под 30 тонн и, как ни странно, отличная аэродинамика были основными причинами сложностей совместного пилотирования в небе. И только неистовое упорство русских лётчиков помогло преодолеть все трудности.
Точка отсчёта
Днём рождения пилотажной группы принято считать 5 апреля 1991 года, когда был окончательно сформирован состав группы и утверждено оригинальное наименование «Русские витязи». За рубежом «Русские витязи» впервые заявили о себе в 1991-м, буквально через четыре с половиной месяца после официальной даты создания авиационной группы высшего пилотажа. Группы высшего пилотажа в составе ВВС существовали и ранее. Видеть их можно было лишь во время редких воздушных парадов в стране. Но представить себе советских военных лётчиков на зарубежных показах и авиасалонах могли очень немногие. В августе 1991 года одиночным показательным выступлением на первом польском авиашоу в Познани счёт открыл командир группы «Русских витязей» Владимир Баженов. Осенью того же года «Русские витязи» появились в небе Англии. Шестёрка свежераскрашенных Су-27 прошла строем над резиденцией английской королевы в Шотландии, которая сразу и по достоинству оценила грозный и чёткий строй крылатых «витязей».
Те визиты стали отправной точкой в создании неповторимого стиля воздушных показов «Русских витязей». Той же осенью на авиашоу в Праге после выступления «витязей» Владимира Грызлова и Игоря Ткаченко в спарке Су-27УБ с программой одиночного пилотажа американские пилотажники на F-15 просто-напросто отказались от выступления, опасаясь «потеряться» на фоне русских. Началась вереница выступлений в показах и на авиашоу. Загранкомандировки в Малайзию, США, Францию, Канаду, Китай, Арабские Эмираты и многие другие страны чередовались с показательными выступлениями в российских городах. Мастерство военных лётчиков восхищало зрителей на всех континентах, их уникальная программа становилась украшением всех международных авиасалонов. Высочайший уровень лётного мастерства и уникальные возможности истребителей Су-27 по достоинству оценили в арабском Аль-Айне в начале 2006-го, когда по результатам выполнения внеконкурсной программы жюри приняло решение о награждении «Русских витязей» золотыми медалями Международной авиационной федерации.
На пределе
возможностей
На различных показах «Русским витязям» не раз доводилось выступать вместе с не менее именитыми иностранными пилотажными группами - французской «Патруль де Франс», британскими пилотажниками «Рэд Эрроуз», итальянскими «Фреччи триколори» и американскими «Тандербёрдз». Именно в процессе таких выступлений можно было понять, насколько отличаются школы пилотажного мастерства этих стран от российской. Как отметил в разговоре с корреспондентом «Красной звезды» заместитель командира Центра показа авиационной техники полковник Игорь Шпак, в то время как в большинстве иностранных пилотажных групп особое внимание уделяется так называемой визуализации полёта (цветные дымы, пиротехника. - Авт.), пилотаж «Русских витязей» всегда выделялся на фоне остальных силовым, маневренным характером.
- Совершенство программы полёта в нашем случае достигается за счёт маневренности. Работая в группе, мы можем выполнять программу фигур высшего пилотажа в воздушном секторе длиной два-три километра и шириной до километра. По высоте нижняя точка может доходить до сотни метров от земли, - поясняет особенности полётов на высший пилотаж ведущий шестёрки «Русских витязей» лётчик-снайпер Игорь Шпак.
Как в процессе подготовки, так и непосредственно при выполнении программы полётов на высший пилотаж акцент делается не только на манёвренность самолёта, но и на достаточно высокую физиологическую подготовку самого лётчика. В одиночной программе лётчикам группы приходится выполнять фигуры высшего пилотажа при перегрузках до девяти единиц. А в групповом пилотаже - при нагрузках не менее пяти единиц и скоростях 700-800 км/ч. Можно ли себе представить, что защитный шлем пилота, который в обычных условиях весит не больше 1,5 кг, на максимальных перегрузках давит на голову тяжестью порядка 10 кг? При этом на пиковых значениях нагрузок у лётчика могут происходить такие физиологические изменения, как сужение угла зрения, отток крови от головного мозга. Необходимо также учитывать, что длительность таких перегрузок во время полёта не лучшим образом сказывается на здоровье, а значит, и на лётном долголетии пилота. Но эти последствия никогда не останавливали людей, поистине преданных небу.
Высший пилотаж
В классе предполётных указаний центра один из стендов привлекает внимание своей пестротой и разнообразием изображённых на нём групповых и одиночных фигур высшего пилотажа. Несколько раз сбившись, я всё же сумел подсчитать их число: 22 в группе и 10 одиночных. Хотя, как оказалось, труды мои были напрасны. Как потом рассказал командир группы лётчик 1-го класса Андрей Алексеев, программа «Русских витязей» не ограничивается этим списком - фигур и связок гораздо больше. Причём с каждым годом программа показательных выступлений «Русских витязей» совершенствуется, раскрывая максимальные возможности боевых машин и способности лётчиков пилотажной группы.
Одним из наиболее значимых достижений пилотажных групп на сегодняшний день считается фигура высшего пилотажа «бочка» в составе смешанной группы в построении «бриллиант» из четырёх «стрижей» на МиГ-29 и пяти «витязей» на Су-27. Дух захватывает, когда группа разных по характеристикам истребителей общей массой под 200 тонн в горизонтальной «бочке» вращается вокруг своей оси. Причём интервалы и дистанции между машинами достигают одного и трёх метров соответственно. Не менее сложным является и выполнение программы одиночного пилотажа. Тогда как в групповом пилотаже всё внимание обращено на удержание строя, непрерывное сохранение интервала и дистанции, в одиночном при пиковых значениях перегрузок соло-пилот должен продумывать все свои действия на шаг вперёд, учитывая множество различных показателей и значений.
- Безопасность - превыше всего, но, когда за тобой наблюдают тысячи зрителей, отказаться от зрелищности тоже нельзя. Иначе мы просто не достигнем своей цели, - поясняет командир пилотажной группы «Русские витязи» подполковник Андрей Алексеев. - Поэтому за каждым свободным и гармоничным полётом группы истребителей в воздухе стоит кропотливая и слаженная работа всего лётного и инженерно-технического состава.
Показательные выступления, связанные с повышенным риском, накладывают и особую ответственность за тех, кто находится в небе и на земле. Специально для этого применяются особые меры безопасности при демонстрационных полётах. Прежде всего это безопасность группы и безопасность зрителей. Личной безопасности лётчика, как выяснилось, отведено последнее место. Разъясняя нюансы безаварийности в полёте при выполнении фигур группового высшего пилотажа, начальник службы безопасности полётов 237-го ЦПАТ подполковник Олег Ерофеев раскрыл главный секрет безопасного пилотирования в плотных строях:
- В плотных строях интервал и дистанция между самолётами минимальные, а при таких габаритах и скоростях можно считать, что их вообще нет. Поэтому безопасность пилотирования в таких условиях достигается за счёт принижения на 0,5-1 метр. То есть, помимо интервалов и дистанций, самолёты находятся на разной высоте относительно друг от друга.
Опередивший время
Полёты на предельных значениях и максимальных перегрузках подвергают проверке не только лётчиков, но и возможности авиационной техники. Пилот учится чувствовать и себя, и самолёт в этих режимах, узнаёт, как управлять машиной при тех или иных перегрузках. Высший пилотаж - это ещё и максимальное использование всех диапазонов углов атаки, высот, скоростей - всего, на что способен самолёт. Ведь лётчики в строевых полках, в отличие от пилотов высшего пилотажа, используют самолёт всего на 15-20 процентов от максимальных значений. Многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель-перехватчик Су-27, по оценкам многих экспертов, - одна из лучших разработок отечественного оборонного авиастроения и во многом опередил время. Подтверждением тому служат различные модификации, созданные на базе тяжёлого истребителя. По мнению инженерно-технического состава «Русских витязей», более надёжной машины на планете ещё не придумали.
- Сегодня мы знаем о Су-27 практически всё: его слабые места и сильные стороны. В процессе эксплуатации на максимальных режимах с большими перегрузками проявляются все возможные дефекты, которые мы устраняем совместно с ОКБ Сухого. У нас на контроле весь парк Су-27, который находится на вооружении ВВС России, - рассказывает старший инженер пилотажной группы капитан Сергей Поцелуев.
Несмотря на то, что самая старая машина в пилотажной группе приходится ровесницей «Русским витязям», а самой новой в группе «стукнуло» 15 лет, начальник ИАС уверен, что после неоднократных доработок и модернизаций машины стали только надёжнее. За границей лётчиков часто спрашивают: «У вас самолёты специально доработанные?» «Нет, - отвечают, - серийные». Эксперты всегда присматриваются, на что способен авиационный комплекс - тот, что находится в строю. А учитывая тот факт, что истребитель Су-27 на сегодняшний день стоит на вооружении в странах СНГ, Индии, Китае и ряде других государств, к данному многоцелевому истребителю всегда повышенное внимание. И когда высший пилотаж демонстрирует серийный боевой истребитель, способный выполнять полёты без ограничений, это, безусловно, даёт высокую оценку и самолёту, и его создателям.
Памяти асов
Для «витязей» летать на грани, на предельных режимах - обычное дело. Но даже пилоты высшего класса не застрахованы от рокового стечения обстоятельств. Так произошло 12 декабря 1995 года, когда пилотажная группа в полном составе возвращалась после показательных полётов с авиасалона в Малайзии. При заходе на посадку на вьетнамский аэродром Камрань в условиях нулевой видимости не удалось избежать столкновения с горой трём истребителям «Русских витязей». Группа сразу потеряла половину своих лётчиков: гвардии полковника Бориса Григорьева, гвардии подполковников Николая Гречанова, Николая Кордюкова и Александра Сырового. В память о погибших пилотах на могиле погибших «Русских витязей» был открыт памятник.
После трагедии в Камрани мало кто верил, что «витязи» вновь поднимутся в небо. Одно дело, когда состав меняется плавно - кто-то уходит по здоровью, кто-то выбирает другую работу. И совсем иное, когда надо найти замену половине группы. Но оставшиеся лётчики сделали всё, чтобы «Русские витязи» вернулись в небо, хотя для этого и пришлось собирать лётчиков по всей стране. Через несколько месяцев в обновлённом составе группа приступила к тренировкам. И теперь уже невозможно представить военный парад на Красной площади и многие международные авиасалоны без захватывающего дух пролёта пилотажной группы.
Огромная заслуга в возрождении «Русских витязей» принадлежала командиру Центра показа авиационной техники командиру пилотажной группы полковнику Игорю Ткаченко. Для одного из лучших военных лётчиков Военно-воздушных сил России последним полётом стала обычная тренировка 16 августа 2009 г. Это произошло уже после того, как «Русские витязи» отработали свою программу и должны были вылететь на свой аэродром. Самолёт лётчика-снайпера Ткаченко столкнулся с самолётом ведомого, и оба истребителя рухнули на землю. Двум лётчикам удалось катапультироваться. Командир «витязей» погиб. До последнего момента в Кубинке отказывались верить, что это могло произойти именно с ним. Указом Президента России от 22 августа 2009 года гвардии полковнику Ткаченко Игорю Валентиновичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Готовить будущее
Сложно подняться в небо после такой утраты. Потерять ведущего, командира, друга для всего состава группы было невыносимо больно. В тот момент группу «Русских витязей» поддержал лично главком ВВС. Генерал-полковник Александр Зелин тогда принял решение разрешить участие группы в авиасалоне. В заключительный день пятёрка «витязей» появилась над аэродромом Жуковский и совершила «пролёт памяти» в честь погибшего лётчика-аса. В новый, 2010 год пилотажную группу «Русские витязи» повёл заместитель погибшего командира - гвардии полковник Игорь Шпак.
- Прежде всего мы представляем собой полноценное боевое подразделение в составе Военно-воздушных сил. Поэтому задачи по плану боевой подготовки с нас никто не снимал. Одновременно сейчас готовим молодой лётный состав, который поступил к нам, - охарактеризовал задачи ЦПАТ Кубинка замкомандира центра Игорь Шпак.
В Центр показа авиационной техники в Кубинке прибыли молодые лётчики-истребители - защитники воздушных рубежей нашей Родины. И главная задача центра сегодня - подготовить из них классных пилотов, заложить базу для дальнейшего профессионального роста. Тем более что сейчас полёты в центре проводятся не реже четырёх раз в неделю. И, возможно, кому-то из них в скором времени посчастливится пополнить ряды прославленной пилотажной группы. Ведь подготовить лётчика высочайшего класса - целая наука. Сначала нужно найти достойного кандидата, который сможет работать в такой команде. Затем бесконечные тренировки: одиночный пилотаж, полёты в паре, в группе. И только через два-три года молодой пилот сможет почувствовать себя полноценным звеном авиационной группы высшего пилотажа.
Сегодня же подмосковный Центр показа авиационной техники в Кубинке остаётся постоянным местом базирования уникальных авиационных групп высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи», демонстрирующих высочайший уровень мастерства российских военных лётчиков и непревзойденность отечественных авиационных комплексов. Оставаясь великой авиационной державой, Российская Федерация делает всё, чтобы сохранить в составе военной авиации пилотажные группы на серийных боевых самолётах.