Год 1923-й. Первые шаги Советского Союза на геополитической платформе планеты. Безопасность на первом месте. Именно поэтому по приказу командования Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота на Воронежской земле создаётся одна из первых в стране лётных военных школ для специалистов, которые за короткое время должны овладеть навыками управления имеющимися на тот момент воздушными судами.
В это же время в школе появляется курсант, именем которого она и будет названа через некоторое время. Это, если позволите, настоящий Колумб русской авиации Валерий Павлович Чкалов – человек-легенда, профессионал до мозга костей.
Год 2013-й. Воронежская область. Провинциальный 65-тысячный городок – Борисоглебск. Город, который не имеет званий ни города воинской славы, ни чего бы то ни было подобного. Однако это и есть тот город, в котором ровно 90 лет назад начали коваться основы советского военно-воздушного флота. Это именно Борисоглебскую лётную школу на самых истоках своей профессиональной карьеры и окончил легендарный Чкалов, значение имени которого для отечественной авиации сравнимо со значением имени Юрия Гагарина для космонавтики.
90 лет назад школа начинала свой эпохальный путь под руководством Василия Ремезюка. За годы своего существования школа (а затем и высшее военное авиационное училище лётчиков) выпустилf целую плеяду покорителей небес, среди которых легендарные лётчики-испытатели, лётчики-космонавты, Герои и дважды Герои Советского Союза, лётчики, участвующие в воздушных боях над просторами не только России, но и ряда зарубежных стран. Выпускники Борисоглебской лётной школы (военного училища) выполняли свой долг во времена Великой Отечественной войны, осуществляли беспосадочные перелёты между материками, сражались в небе Афганистана, выполняли свой долг на Кавказе. В.П.Чкалов, В.Г.Рязанов, И.М.Сухомлин, Н.В.Челноков, А.В.Алелюхин, Н.П.Каманин, С.В.Залётин, А.Н.Прохоров. Этот список можно продолжать долго.
29 июня 2013 года Борисоглебская авиашкола (БВВАУЛ), которая после распада СССР пережила годы тотального недофинансирования и откровенной разрухи, отмечает своё 90-летие. Сегодня это не авиашкола и не БВВАУЛ, а Борисоглебская учебно-авиационная база Военно-воздушной академии.
Это большая дата не только для самого Борисоглебска, но и для всей российской военной авиации, которая в исторической ретроспективе связана в легендарными именами первых военных лётчиков Советского Союза, покорявших и покоривших небо.
На празднование юбилея Борисоглебской авиашколы прибыл главком ВВС России генерал-лейтенант Бондарев, выразивший надежду, что военное училище лётчиков в Борисоглебске будет воссоздано. Виктор Бондарев (кстати, уроженец Воронежской области) вручил действующим офицерам и ветеранам ВВС РФ государственные награды.
Помимо главкома ВВС на торжества по случаю 90-летнего юбилея Борисоглебской авиашколы прибыл Геннадий Зибров, который в настоящее время является главой Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина. Буквально на днях Геннадий Васильевич (кстати, тоже уроженец земли Воронежской) на основании Указа президента страны получил звание генерал-лейтенанта. Он вручил почётные грамоты, знамёна ВВС и памятные подарки тем, кто сегодня покоряет небо стран и тем, что отдал весь свой труд на благо советской и российской военной авиации.
Трогательным моментом церемонии стало вручение иконы представителю Воронежской и Борисоглебской епархии отцу Василию, который продолжительное время занимается, если так можно выразиться, курированием Борисоглебской авиационной базы со всем её личным составом, возглавляемым полковником А.А.Грунь.
После окончания официальной части гостей праздника ожидало по-настоящему феерическое действо – авиационно-парашютное шоу, которое открывала пилотажная группа «Соколы России». «Соколы» прибыли на аэродром «Борисоглебск» из Липецкого авиацентра, история которого также тесно связана с военным училищем, названным именем Чкалова. Начальник пилотажной группы – генерал-майор Харчевский.
Те элементы воздушного спектакля, которые продемонстрировали «Соколы России» сначала на шестёрке, а затем и на четвёрке Су-27 повергли зрителей в настоящий восторг. Каскады фигур высшего пилотажа, среди которых помимо «бочек» и «ножей» были «петли Нестерова», «колокола» и вызывающие особые эмоции «распускающие тюльпаны» с отстрелом салютных залпов – то, что вызывало настоящую гордость за профессионализм отечественных мастеров управления боевой авиацией.
Если где-то и нужно прививать молодому поколению чувство патриотизма, то именно на таких мероприятиях. Причём ничего искусственного – это чувство проникает в душу само, без какого-либо давления, без ненужных слов о поиске национальной идеи. Просто – посмотри в небо, посмотри на то, как работают люди, по-настоящему влюблённые в свою профессию, в профессию, которая для каждого из них стала жизнью.
Имитация воздушного боя двух пар «сушек» в ясном небе Борисоглебска – это особое зрелище, которое, как и все остальные элементы авиашоу, заставили забыть тысячи зрителей об испепеляющей жаре.
Помимо «Соколов России» своё мастерство показывали представители сборной ВВС РФ по парашютному спорту. Женская тройка продемонстрировала мастерство приземления на так называемый «абсолютный ноль» - крохотный 3-сантиметровый пятачок, на который каждая из спускавшихся парашютисток должна была во время посадки наступить ногой. Ювелирная точность.
Мужская группа парашютистов появилась в небе после прыжка с Ми-8МТВ и распустила в небе флаги (флаг России, флаг ВВС РФ и флаг города Борисоглебска), украсив своё полёт ещё и дымными шлейфами в цветах российского триколора. Гвоздём парашютной программы стал групповой прыжок с предельно низкой высоты – до 200 м с борта вертолёта Ми-8МТВ.
Праздничная программа продолжилась выступлением духового оркестра, вокальных и танцевальных коллективов. Особо здесь нужно выделить выступление в городе хора Александрова.
«Военное обозрение» желает Борисоглебской авиашколе (каким бы названием её ни было) восстановиться, почувствовать поддержку и начать дарить России новых покорителей небес, которые будут верны подвигам Чкалова и Каманина, Алелюхина и Челнокова. С 90-летием, БВВАУЛ! Спасибо тем, кто продолжает стоять на позициях, связанных с объективной для России необходимостью восстановления прославленного лётного училища. Стимул есть – впереди 100-летие!
Фото P.S.