На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

"Не стреляйте в пианиста!" Несколько слов в защиту F-35

 



- Господа присяжные, подсудимый не признал своей вины и не раскаялся. Но посмотрите ему в лицо! Жирная упитанная морда со следами технологии «стелс»… по-моему, он попросту не понимает, чего мы от него хотим.

Do you understand me, sir? Kan du tale Dansk? Türkçe konuşuyor musun? - Уверяю Вас, господа, F-35 прекрасно говорит и на английском, и на датском, и на турецком. Юный полиглот отлично понимает иврит, итальянский и норвежский, а недавно принялся за изучение японского языка.
Но он не может понять главного – в чем он виноват?

Да, F-35 не святой праведник. Самолет стоимостью более 100 млн. долл. достоин жесткой критики и обязан соответствовать самым строгим ожиданиям заказчика. Он тяжело страдает от «детских болезней» и вот уже седьмой год, с момента своего первого полета, не может достигнуть оперативной готовности. Малыш изначально брал на себя слишком много – в лихой попытке заменить F-16, F/A-18, AV-8 и A-10, он не смог стать ни вертким истребителем, ни грозным бомбардировщиком, ни живучим штурмовиком.

Но зачем же так жестоко втаптывать его в грязь? Зачем ломать жизнь несчастному юноше? Где ваше милосердие и здравый смысл, господа? С кем из вас по молодости не случалось ошибок?

Поймите, господа, у парня тяжелое наследство. Все его мнимые «недостатки» - следствия нашей непростой эпохи. Вы обвиняете F-35 в том, что он не соответствует требованиям «пятого поколения», в то время как вы сами не способны четко сформулировать требования, предъявляемые к «пятому поколению истребителей»…



Вы утверждаете, что F-35 не обладает крейсерской сверхзвуковой скоростью полета. Но кто сказал, что этот параметр играет настолько важную роль в реальной боевой обстановке? Крейсерский сверхзвук – не более чем плод воображения создателей «пятого поколения истребителей». Как и само «пятое поколение»: фактически, уровень современных технологий не позволяет создать принципиально новую конструкцию; единственный параметр, превзошедший «на голову» характеристики машин четвертого поколения - это цена.

Не в силах придать самолету хоть сколь-нибудь полезные навыки, что могли бы быть востребованы в настоящих условиях (беспилотное управление в бою или абсолютную невидимость в электромагнитном спектре), хитрые топ-менеджеры и маркетологи придумали гениальный рекламный ход – самостоятельно задать требования к «новому» поколению истребителей. Так появились «безфорсажный сверхзвук» (функция интересная, но далеко не самая важная), туманное понятие «многофункциональности» (ага, расскажите об этом F-15E), «стеклянная кабина», «малозаметность» и «сверхманевренность»…

Стоп! Два последних параметра – явно взаимоисключающие параграфы. Выполненные с учетом технологии «стелс», фюзеляж и крыло самолета не будут эффективны с точки зрения законов аэродинамики.

По этой причине сравнение «Лайтнинга» с российским истребителем поколения 4++ Су-35 выглядит полнейшим абсурдом. Крупный двухдвигательный Су-35 (масса пустого 19 тонн) и более легкий однодвигательный F-35A (масса пустого 13 тонн) уже изначально находятся в разных «весовых категориях» и имеют различные задачи, функции и предназначение.

Cу-35 можно уверенно классифицировать, как «истребитель пятого поколения», но с одной единственной оговоркой: тяжелый многофункциональный Су-35 – русский взгляд на проблему перспективного истребителя. Являясь прямым наследником платформы Т-10 – непревзойденного шедевра в области аэродинамики, Су-35 пошел по пути дальнейшего развития своих маневренных качеств, «забив» на остальные требования «пятого поколения», в том числе и на малозаметность.



В свою очередь, программа Joint Strike Fighter (JSF) является аналогом нереализованной отечественной программы «легкий фронтовой истребитель» (ЛФИ). Американское решение теоремы о «пятом поколении», в котором приоритет отдан малозаметности + некоторым национальным особенностям американского авиапрома (впечатляющий комплекс бортовой электроники и развитые ударные навыки, т.н. «бомбовоз»).

Результат очевиден:

Су-35. Самолет, что способен шутя выполнять «блин» и «кобру Пугачева». Гениальная русская машина, упразднившая само понятие «радиус виража», она исключительно сильна в ближнем бою, и по параметру «маневренность» на сегодняшний день не имеет аналогов в мире.

F-35A, напротив, демонстрирует объективные преимущества на дальних и средних дистанциях, при этом умеет таскать тонны бомб. Но «собачьи свалки» ему явно противопоказаны.



Чье решение является верным – прояснит лишь реальная схватка в небе. Тем не менее, известно, что в ходе воздушной войны против Югославии, все 12 воздушных побед ВВС НАТО были одержаны в бою на дальних и средних дистанциях с помощью ракет средней дальности AIM-7 и AIM-120 AMRAAM (последняя УР с дальностью полета 100+ км и активной ГСН фактически относится к оружию большой дальности).

В такой ситуации явное преимущество сохраняется за F-35.

«Лайтнинг» имеет меньшую заметность, по сравнению с «Сухим» - сказываются его малые габариты (короче на 7 метров, размах крыла меньше на 4 метра) + полный набор атрибутов технологии «стелс»: безпереплетный фонарь, внутренняя подвеска вооружения, радиопоглощающие покрытия и минимум радиоконтрастных элементов на внешней поверхности фюзеляжа и крыльев. Компьютерное 3D-проектирование на основе пакета CATIA позволило с предельной точность обеспечить взаимное расположение крупногабаритных панелей конструкции истребителя, уменьшить число швов и размеры зазоров, сократить объемы крепежа.

Все это указывает на заметное снижение ЭПР американского F-35 по сравнению с любым из его существующих конкурентов российского, китайского или европейского производства. «Американец» первым обнаружит врага даже в случае, если принять возможности средств обнаружения F-35 и Су-35 равными (что вряд ли – ведь на борту «Лайтнинга», помимо радиолокатора с активной ФАР AN/APG-81, установлена инфракрасная всеракурсная система обнаружения AN/AAQ-37 из шести оптико-электронных датчиков, взаимодействующих с комплексом РЭБ и РТР AN/AAS-37 и прицельными ИК-камерами системы AN/AAQ-40, обеспечивающая пилоту беспрецедентный уровень контроля окружающего пространства: навигация и пилотирование в ночных условиях, выявление местоположения работающих зенитных средств, оповещение о подлетающих ракетах и самолетах противника).

 

Радиолокационный снимок местности, выполненный с помощью РЛС AN/APG-81


С точки зрения возможностей бортовой электроники, «Лайтнинг» полностью соответствует ожиданиям заказчика: прицельно-навигационный комплекс позволят истребителю-бомбардировщику одинаково эффективно наносить удары по воздушным и наземным целям.

РЛС AN/APG-81 способна одновременно работать в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», вести картографирование с высокой разрешающей способностью, выполнять функции радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Не менее впечатляюще выглядят возможности оптико-электронный комплекс AN/AAQ-37 –система способна в автоматическом режиме фиксировать позиции зенитных средств и выявлять пуски баллистических ракет противника на дальности до 1300 км – неслучайно F-35 планируется внедрить в систему противоракетной обороны ВМС США.

Янки надеются, что каждый F-35 станет кластером в едином информационном пространстве Вооруженных сил – уже сейчас каждый истребитель оснащается широкополосной линией передачи данных MADL (Multifunction Advanced Datalink), специально разработанной для стелс-машин F-22, F-35 и B-2. В перспективе планируется оснащение F-35 высокозащищенным ИК-каналом передачи данных IFDL (Infra-Flight Data Link) для связи с самолетами ВВС США на коротких дистанциях.

Откровенно говоря, из «Лайтнинга» мог бы вырасти отличный тактической разведчик с впечатляющим набором средств для радиолокационного картографирования местности, ведения визуальной, ИК и РТР разведки.



Из других положительных качеств F-35 следует отметить наиболее совершенное на сегодняшний день информационное поле кабины. Панорамный многофункциональный дисплей PCD (Panoramic Cockpit Display) размерами 20 х 8 дюймов (50 х 20 см), вместо ИЛС - компьютеризированный нашлемный прицел HMDS (в перспективе самолет может стать «прозрачным» для пилота) и система голосового управления – все это дает свои определенные преимущества пилоту F-35, упрощает оценку воздушной обстановки и положительным образом сказывается на быстроте и правильности принятых решений.

Вообще, во всем, что касается области бортовой электроники, F-35 уверенно опережает даже своего старшего брата - «Рэптора».



Господа, после всего вышесказанного, было бы в высшей степени некорректно насмехаться над F-35, обзывая его никчемным проектом, созданным лишь для «распила» американского бюджета. Стоит ли «шельмовать» «Лайтнинг» за неспособность выполнять «блин» (разворот в воздухе на 360° практически без потери скорости), если американская концепция «легкого истребителя пятого поколения» изначально не предусматривала создания «сверхманевренного» самолета с ОВТ?

Взамен «Лайтнинг» получил ряд специфических преимуществ, связанных с малозаметностью и боевым информационным обеспечением. Кроме того, создававшийся как замена для F-16, «Лайтнинг» пытается стать многофункциональным истребителем-бомбардировщиком. Внутренние отсеки вооружения изначально рассчитаны на подвеску управляемых бомб и крылатых ракет воздушного базирования. А если позволит обстановка – в ход пойдут шесть внешних точек подвески вооружения. Неслучайно заявленная боевая нагрузка F-35A превышает 8 тонн – больше, чем у солидного тактического бомбардировщика Су-24.

В сравнении с перспективными российскими истребителями МиГ-35, Су-35 или ПАК ФА, F-35 Lightning II не является плохим или хорошим самолетом. Он просто другой. Совершенно другая концепция ведения воздушного боя, практически исключающая возможность «ближних схваток» (knife fight), абсолютно другое назначение и функции, в значительной степени связанные с нанесением ударов по наземным объектам, а также работой в качестве управляемой боевой единицы в едином интеллектуальном пространстве Пентагона.

Беззаботное детство

Всю свою юность «Лайтнинг» безудержно бился в припадках детских болезней, регулярно удивляя своих создателей всевозможными фокусами со стороны своей высокотехнологичной «начинки». Похоже, что многих это начало раздражать – настолько, что на Западе уже во всю звучат предложения высокопоставленных лиц о том, что пора бы прекратить весь этот цирк и направить денежные потоки на более разумные проекты.

Кроме всего прочего, «Лайтнинг» жестоко страдает от «раздвоения личности» - по задумке конструкторов, на базе одной конструкции F-35 был построен истребитель для ВВС, палубный самолет для ВМС и «вертикалка» для Корпуса морской пехоты.

Если требования к палубному F-35C оказалось возможным совместить с требованиями к «сухопутному» F-35A, без особого ущерба для конструкций обеих машин, то попытка построить СВВП F-35B в корпусе обычного истребителя обернулась катастрофой. Ввиду необходимости размещения подъемного вентилятора, фюзеляж «Лайтнинга» оказался слишком широк, что еще более ухудшило и без того невысокие ЛТХ у всего семейства истребителей F-35.

Удивительно, как вообще такому «универсалу» удалось подняться в воздух!

Иллюзию краха программы F-35 умело поддерживают падкие на сенсации СМИ, в которых неуклюжий увалень не способен летать на высотах свыше 7000 метров, боится грозы и не может приземлиться на палубу ввиду чрезвычайно короткого посадочного гака. Электроника барахлит, пилоты задыхаются, пушки не стреляют… в общем, конец!

Однако, несмотря на оглушительный свист и оскорбления в адрес программы JSF, стоит заметить, что ни один из 72 построенных F-35 (данные на август 2013 г.) не был потерян в летных происшествиях.

Янки методично исправляют выявленные неполадки и с достойным восхищения упорством продвигают свой убер-самолет на мировом рынке, попутно успевая совершенствовать конструкцию. F-35 еще не принят на вооружение ни одной из строевых эскадрилий и не участвовал ни в одном из военных конфликтов, а разработчики уже задумываются над перспективным составом оборудования и вооружения нового поколения.

Популярные мнения о «глючащей» электронике и непреодолимых трудностях, якобы возникающих при попытке интегрировать все «сложнейшие» системы F-35 в единый бортовой информационный комплекс не имеют под собой серьезных оснований. Машина, разумеется, сложна, но главное при её эксплуатации – качественное программное обеспечение. А с этим, как водится, каких-либо критических проблем не возникает, особенно с учетом тех усилий, которые «Локхид Мартин» тратит на разработку ПО для своей новой техники.

Рассуждения в стиле «роботы погубят мир» достойно лишь студентов младших курсов гуманитарных специальностей. Но любой, кто когда-либо сталкивался с реальным проектированием, знает, что электроника – самый надежный и неприхотливый компонент любой системы. Все остальные: механика, электромеханика, гидравлика доставляют гораздо больше хлопот и проблем - к примеру, главное правило при создании космических аппаратов (там, где надежность имеет ключевое значение): как можно меньше движущихся механических частей. Особенно не в почете поступательное движение, по возможности, его стараются преобразовать во вращательное.

 

АЛ-41Ф1С - один из вариантов "Изделия 117" (двигатель I-го этапа для российских истребителей пятого поколения)


По этой причине, эксплуатация «высокотехнологичного» F-35 в строевых частях вряд ли окажется труднее эксплуатации Су-35 с двигателем АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги. Создание двигателя с УВТ (или хотя бы ОВТ) требует недюжинных усилий, высоких технологий и уникальных конструкционных материалов, длительное время сохраняющих свои физические свойства в бушующем синем пламени реактивной струи.

Ремонт такой машины в «полевых» условиях, без присутствия высококлассых специалистов (сварщиков, слесарей механосборочных работ), в принципе невозможен. Эксплуатация истребителя с УВТ (ОВТ) потребует исключительно высокой «технической культуры» среди пилотов и обслуживающего персонала авиабаз и, как водится, «влетит в копеечку».

Горизонты инноваций

Справедливо признать, что в том виде, в каком он существует, F-35 не особенно нужен Вооруженным силам США. Программа JSF – чистый «развод» в американском стиле: все очень ярко, мощно, красочно, просто захватывает дух. Но по факту: все перспективные технологии, реализованные в конструкции «Лайтнинга» - супер-радары с АФАР, всеракурсные системы ИК-обнаружения, многофункциональные дисплеи PCD, нашлемные прицелы и элементы технологии «стелс» - все это могло быть успешно реализовано (и уже реализовано!) на машинах поколения 4+

В остальном, F-35 является обычным истребителем с довольно посредственными ЛТХ и весьма высокой стоимостью.

В связи с относительно малым количеством F-35, и низкими темпами закупки этих машин, «Лайтнинги» не смогут полностью заменить самолеты предыдущего поколения: особенно хорошо это видно на примере флотских версий F-35C (всего лишь 260 машин – и это на 8-10 авианосцев ВМС США!)
Вывод очевиден: F-35C будут служить бок о бок с проверенными F/A-18, тем более, что компания «Боинг» (главный конкурент «Локхид Мартин») уже анонсировала разработку очередной версии своего F/A-18E/F - новый самолет, получивший неофициальное название «Сайлент Хорнет», обладает большинством из признаков «истребителя пятого поколения», в том числе «стеклянной кабиной» и подвесным стелс-контейнером для вооружения.

Вместе с тем, программа JSF стала мощным генератором инновационных технологий. В наши дни, создание технологических шедевров, подобных F-35 гораздо сложнее, чем вывести спутник на околоземную орбиту.
Понятно, что янки в ближайшие 5-10 лет доведут свой «Лайтнинг» до ума и запустят его в серийное производство. Наша задача – найти достойный ответ.

 
Автор Олег Капцов http://topwar.ru/32398-ne-strelyayte-v-pianista-neskolko-slo...

Картина дня

наверх