В глухой «оборонке»

 

1 апреля 2014 года 08:53 | Сергей Ищенко

В глухой «оборонке»

Чтобы насолить Москве, в Киеве решили угробить свою военную промышленность

В Киеве обнаружили очередную измену. Пока страна с изумлением наблюдала, как абсолютно бескровно и безропотно от нее на глазах отплывает Крым, отдельные чиновники, оказывается, способствовали укреплению военной мощи «агрессора». То есть – России. Попросту продолжали поставлять ей продукцию военного назначения по давно заключенным контрактам.

Так, 13 марта, за считанные дни до губительного для «майданной революции» референдума в Крыму, в РФ с украинского завода«Фотоприбор» в Черкассах поступила партия прицелов, радиолокационных приборов и приборов наведения для авиационной техники.

Естественно, в Киеве заявили, что не намерены впредь терпеть подобного. И объявили о полном прекращении военно-технического сотрудничества с Москвой «до деэскалации политического кризиса». То есть, скорее всего – на годы. Кому от этого станет хуже?

Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что как раз для Москвы этот шаг неожиданностью не стал. Меры по исключению зависимости нашего ОПК от политически ветреной соседки принимались и принимаются давно. Первым за это дело в конце 90-х взялся еще маршал Игорь Сергеев, назначенный министром обороны РФ.

Ему ли, недавнему командующему Ракетными войсками стратегического назначения, было не знать, что лучшие наши межконтинентальные баллистические ракеты делались в Днепропетровске на знаменитом«Южмаше»? Но и тогда по властным коридорам Киева носились толпы взбалмошных политиков, призывавших поскорее нырнуть в объятия НАТО. Случись такое – ядерный щит России был бы поставлен в опасную зависимость от тех, на кого нацелен. Допустить этого было нельзя.

И с подачи Сергеева финансовые крохи, которые страна все же выделяла на модернизацию своих Вооруженных сил, шли всего по одному адресу. Морякам, летчикам, пехоте, спецназу, танкистам – шиш. Однако так родился до последней заклепки российский «Тополь-М». И наши РВСН почти забыли о «Южмаше». Почти – потому, что обслуживание и продление ресурса еще оставшихся в строю ракет советского производства все же осталось за днепропетровцами. Но это уже не так критично.

Хотя, нужно признать, Москве до сей поры так и не удалось полностью порвать эту еще советскую пуповину. По оценке главного редактора журнала «Экспорт вооружений» Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, «если смотреть по военно-техническому сотрудничеству, то формально доля России составляет порядка 10% в украинском ОПК. Но, например, основным импортером для таких компаний как «Мотор Сич» и «Зоря-Машпроект» является именно Россия. Они поставляют в РФ значительную долю своей продукции».

А что такое николаевская фирма «Зоря-Машпроект»? Ее детища – газотурбинные двигатели для надводных боевых кораблей, заказами на которые под завязку забиты все российские верфи (в частности, на этих верфях строятся корветы проекта 22350, фрегаты проекта 11356, проектируемые перспективные эсминцы проекта 21956). Свое производство таких турбин нам еще лишь предстоит организовать.

Или что такое крупнейшая в мире запорожская фирма «Мотор-Сич»? Двигатели для военных и гражданских самолетов и вертолетов. Например, для всех модификаций Ми-8, Ми-171, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-29, Ка-32, Ка-50, Ка-52… Объем рынка тут таков. По программе вооружений до 2020 года Россия намерена только ударных боевых вертолетов построить 1000 штук. Это значит, что в ближайшие годы нам необходимы 2000 двигателей ВК-2500 – по два на каждую машину. И еще 1000 таких же, только запасных. Итого – минимум 3000 тысячи агрегатов.

Если «Мотор-Сич» отныне для нас отрезанный ломоть – что делать? Останавливать российских вертолетостроителей? Надо сказать, что над этим вопросом в Москве задумались не сегодня. И заранее на страх украинцам занялись импортозамещением в этой чувствительной сфере. В Ленинградской области компания «Климов» с нуля полтора года назад построила завод «Петербургские моторы». 18 декабря 2012 года на нем целиком из российских комплектующих собрали первый ВК-2500 для Ка-52 и Ми-28.

Проектная мощность «Петербургских моторов» - 600 вертолетных двигателей в год. Правда, выйти на нее «климовцы» рассчитывают лишь в 2015 году. В любом случае на всю страну это мало – ведь вертолеты строить придется не только боевые и не только для армии. К тому же освоение сложнейшей продукции, как можно понять из разрозненных сообщений, идет трудно. Но хоть что-то свое в этой области у нас есть. Хотя, конечно, без запорожцев придется солоно.

Вообще, крепко чесать в затылке предстоит всей российской ракетно-космической отрасли. Потому что «Южмаш» по-прежнему производит ракеты-носители «Зенит». С Украины до сих мы получали элементы систем управления ракетами-носителями «Протон» и «Союз», а также «Международной космической станцией». С КБ и заводом «Антонова»строим транспортные самолеты Ан-140 и Ан-148. С ними же собираемся модернизировать Ан-124 «Руслан».

Даже для почти абсолютно российского новейшего военно-транспортного самолета Ил-476 из соседней страны, по сведениям генерального директора - генерального конструктора ОАО «Авиационный комплекс имени Ильюшина» Виктора Ливанова, мы получаем по 35 готовых деталей, приборов и агрегатов на каждый борт.

Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Олег Бочкарев в происходящем видит большие сложности, но не трагедию для России:

- У нас по импортозамещению есть программы, они идут. Надо просто немного быстрее их реализовывать. Ничего из рук вон выходящего нет. Затруднения нам можно создать, но критичного ничего не будет. Просто будем осваивать сами.

При этом не забудем: дубина любых санкций обязательно имеет два конца. Если одним концом достанется нам, то другой сокрушительно врежет по самой Украине. «Им конец просто», - так коротко, но емко спрогнозировал будущее «оборонки» соседней страны вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.

Рогозин прав, конечно. Если Россия перестанет работать с той же запорожской фирмой «Мотор-Сич», на улице разом окажутся примерно 27,5 тыс. сотрудников четырех заводов, входящих в эту компанию. Сочтут ли они собственное неизбежное в этом случае нищенство достойным ответа Киева «на Крым»?

Незамысловатые ребята в нынешнем украинском правительстве, возможно, надеются, что «Запад поможет». Напрасно. Их предшественники уже пробовали сотрудничать с НАТО по линии оборонно-промышленных комплексов. Поощрительных слов из США и Европы всегда звучало много. Эффект - нулевой. На рынке производства вооружений конкурентов никто не ждет.

Скажем, совместно с американской инвестиционной компанией Sigma Blazer Киев собирался продвигать украинский грузопассажирский самолет Ан-140 на западные рынки. Дело кончилось пшиком. Никому кроме России Ан-140 неинтересен до сих пор.

Потом украинцы договорились совместно с Германией работать в сфере гидроакустики. Киевский НИИ гидроприборов создал вполне приличный активный направленный радиогидроакустических буй. Однако тут же выяснилось, что разработкой такой же продукции занимаются американские кампании Ultra Electronics и Sparton. Более того – они монополисты в этой области и конкурентов туда пускать не собираются. Украино-германский проект был закрыт под политическим давлением Вашингтона.

Позже выяснилось, что нуждаются в модернизации бывшие советские вертолеты марок Ми, доставшиеся НАТО вместе с армиями стран Восточной Европы. Киев, как хулиган Федя из «Операции «Ы» и других приключения Шурика», с готовностью шагнул из строя претендентов: «Я готов, только дайте!» Представил даже толковые технические разработки. Однако денежный заказ достался Чехии, у которой подобных разработок и не было.

Киевский военный эксперт Тымчук по этому поводу сделал печальное заключение: «За всю историю военно-технического сотрудничества Украины со странами НАТО можно насчитать немало проектов. Но если начинать их анализировать, поневоле приходишь к неизбежному выводу: среди них фактически нет таких проектов, которые были бы успешными и приносили выгоду украинскому ОПК. А потому о реальной пользе для ОПК Украины от такого сотрудничества говорить не приходится».

Так что, дорогие работники украинского ОПК, выбор у вас незавидный: или работать с Россией или .. Или вам «конец просто». Читайте Рогозина.

  

Фото: ИТАР-ТАСС/ Марина Лысцева

http://svpressa.ru/war21/article/84742/?from=sm24

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх