На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

«Три «Тополя» на Плющихе...» Интервью с ректором Военмеха, профессором, Ю.П. Савельевым.

Ректор Военмеха, профессор Ю.П. Савельев

http://voenmeh.spb.ru/news.htm#%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%82

 

— Юрий Петрович, ваши публикации об американских планах «звездных войн» («Сатана» на страже мира» 1.06.2000г и «Щит и меч звездных войн» 27.07.2000г) вызвали большой резонанс в обществе. Теперь, после заявления Буша есть возможность оценить точность ваших прогнозов.

— К сожалению, если и есть какие-то расхождения, то только в худшую сторону. Не сложно просчитать шаги американской администрации, она действует со здоровым инстинктом хищника, почуявшего легкую добычу, помноженным на достижения их ученых. Но, увы, совершенно не поддается пониманию ответная реакция российского руководства.
Я не раз предупреждал, что Америка в любом случае выйдет из договора по противоракетной обороне (ПРО-72) и называл срок — 2003 год.
Однако заявление Буша прозвучало на 2 года раньше. Американский президент, по существу, объявил миру о том, что Соединенные Штаты начали четвертую мировую войну. Поверьте, это не художественное преувеличение и не литературная метафора, а горькая реальность нового тысячелетия. Потому что третью мировую войну (чаще ее называют «Холодной»), которая продолжалась с 1947 года (речь Черчилля в Фултоне) по 1991 год, мы тоже проиграли не в последнюю очередь за счет недомыслия, трусости, а то и предательства нашего руководства. Это стоило нам гибели Советского Союза. А конечной целью объявленной Бушем четвертой мировой [войны] является уничтожение уже России как самостоятельного государства. Одновременно это война и против всех независимых государств, чье существование противоречит долгосрочным интересам Соединенных Штатов. В первую очередь речь идет о Китае, Иране, Ираке и Северной Корее.
— Однако похоже, что всякий раз начало войны застает Россию врасплох. Вот и министр И.Иванов в тот день выглядел донельзя растерянным, да и ответ нашего президента не произвел сильного впечатления.
— Ничего неожиданного в глобальной ПРО нет. Американцы шли к этому шагу давно. Начало этому положила хотя бы декларация Буша-папы «О защите Соединенных Штатов от несанкционированных запусков баллистических ракет», где он заявил: «Совершенствование ядерного оружия будет продолжаться. И главная задача стратегических сил США — уберечь свои шахтные пусковые установки и базы тяжелых бомбардировщиков для нанесения ответного удара по примерно двум тысячам крупных целей в России... Ядерная война будет сочетать наступательные ядерные силы с планируемым противоракетным щитом».
А недавнее заявление Буша-сына о создании глобальной ПРО — лишь логическое развитие этой «семейной политики».
И в том, и в другом заявлении есть одно ключевое выражение — «несанкционированный запуск». И многие адвокаты американской администрации у нас в стране как раз и упирают на эти слова — мол, было бы из-за чего шум поднимать! Всего-то у американцев монтируется система аварийной защиты.
На самом деле все далеко не так безобидно. Согласно американской логике, «несанкционированный запуск» означает «бунт» одного ракетного полка либо выход из подчинения одной подводной лодки в «странах-изгоях» (Ирак, Иран, Корея) или в странах с неустойчивой политической обстановкой (Россия). Так сказать, наш «Тайфун» в роли броненосца «Потемкин». А наш полк, напомню, включает [в себя] 10 баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, а подлодка — 20 таких ракет.
Таким образом, в случае «несанкционированного запуска» максимальное число ядерных боеголовок, которые могут быть направлены против территории Соединенных Штатов, не превышает 200 единиц.
Обращаю внимание на эту цифру, это исключительно важно. Дело в том, что вся программа американской НПРО построена в расчете на гарантированную защиту всего от нескольких сотен вражеских боеголовок. Это предопределяется просто самой технической возможностью глобальной ПРО.
Введение в строй ее первой очереди (стоимость 50 млрд. долл.) даст возможность перехватить до 200 боеголовок, а полномасштабная четырехрубежная ПРО (стоимостью 1,3 триллиона долларов) способна защитить территорию США не более чем от 500 летящих на нее вражеских боеголовок. И — все! Это предел возможностей глобальной ПРО.
Но коварство состоит в том, что, с одной стороны, всем ходом экономических «реформ» и так называемой военной реформой, а с другой стороны, логикой международных переговоров ядерные силы России низводятся именно до этой величины — от 200 до 500 моноблочных ракет, которые смогут стартовать в ответном ударе. То есть, по существу, в перспективе вся ядерная мощь России должна быть сведена до размеров «одного несанкционированного запуска».
— Однако сейчас высказывается и другая точка зрения — что вся затея нынешней американской администрации с глобальной ПРО не более чем крупномасштабный блеф. Якобы технически все это неосуществимо, и потребовалось ей лишь в пропагандистских целях, во-первых, чтобы после скандальных выборов показать, что в Белом доме все-таки сидит «настоящий мужчина», а попутно еще и выбить из Конгресса колоссальные ассигнования для американского ВПК. Чтобы расплатиться за поддержку на выборах.
— В том, что касается ВПК, это может быть и верно. Можно еще добавить: администрация США таким образом дает мощный финансовый импульс своим высоким технологиям, да и просто стремится этой программой отсрочить кризис реального сектора своей экономики. Все это может быть и верно.
Но это ни в коем случае не отменяет того факта, что планы создать глобальную ПРО и тем самым наглухо закрыть свою территорию от атаки баллистических ракет — эти планы вполне осуществимы! И думать иначе — опасное заблуждение, особенно для государственного деятеля накануне встречи на высшем уровне.
Но вот в чем парадокс: воплотиться в жизнь планы американской глобальной ПРО могут при одном и только одном непременном условии — если российское руководство будет им подыгрывать, если пойдет навстречу стремлениям Соединенных Штатов к мировой гегемонии. Обратите внимание: едва прозвучало заявление Буша о создании НПРО, как в ответ последовал жалкий лепет донельзя перепуганных российских руководителей, что это, дескать, все не страшно и в ответ Россия предлагает еще более сократить стратегические наступательные вооружения. Боюсь, что этот подход может возобладать и на встрече в Любляне, что преподнесут нам как большую победу российской дипломатии. Но это то же самое, как если бы злоумышленник попытался поджечь ваш дом, а вы разгорающийся пожар пытались бы заливать полными ведрами бензина.
И здесь возможен очень простой расчет. Американцы создают так называемую четырехрубежную ПРО. Что это означает? В самом общем виде первый рубеж обороны создают американские спутники, которые сбивают российские ракеты на взлете, второй рубеж — те же американские спутники, которые сбивают наши ракеты уже вышедшие на околоземную орбиту, третий рубеж — это американские спутники и противоракеты, которые сбивают наши ракеты над территорией Соединенных Штатов, но еще в космосе. И, наконец, четвертый рубеж — это поражение прорвавшихся ракет в атмосфере, уже непосредственно над объектами США.
Так вот, американские ракетчики подсчитали, что каждый из четырех рубежей их глобальной ПРО сможет преодолеть только 20 процентов выпущенных ракет.
А теперь давайте считать. Допустим, с территории России в ответном ударе стартовало 500 моноблочных ракет типа «Тополь-М», которые в соответствии с договором СНВ-2 должны стать основой наших ракетноядерных сил. Американцы включают в действие свою систему ПРО, и что происходит? Едва только оторвавшись от своих пусковых установок, рушатся на землю обломки 400 наших «Тополей». И лишь 20 процентов, то есть 100 ракет, прорываются в космос. Там эту сотню ракет вновь атакуют американские спутники, и 80 из них падают в Атлантический океан и лишь 20 наших ракет достигают космического участка над территорией США. Там следует новая атака, и лишь 4 «Тополя» прорываются в воздушное пространство Соединенных Штатов. Там их встречает вся мощь четвертого рубежа американской ПРО и почти со 100-процентной вероятностью уничтожает их всех до единого.
Но подчеркиваю, такой благополучный для Соединенных Штатов расчет возможен только в том случае, если у нас способны стартовать лишь от 200 до 500 «Тополей». Однако чем больше наш ракетно-ядерный потенциал превышает это роковое число, тем больше вероятность, что отдельные боеголовки все же достигнут территории Соединенных Штатов, и, значит, обещание американского президента о полной безопасности своей территории разлетится в ядерную пыль вместе с первыми же взрывами наших ядерных боеголовок.
Еще американский министр обороны Роберт Макнамара подсчитал, что для полного уничтожения Соединенных Штатов требуется всего 400 боеголовок мощностью в 1 мегатонну каждая. А «неприемлемый ущерб» для Соединенных Штатов по оценкам нынешнего министра обороны состоит в разрушении 20 городов, каждый с населением в полмиллиона человек.
Конечно, как я уже говорил в предыдущих публикациях, со 100-процентной гарантией с такой задачей могли бы справиться только наши тяжелые ракеты СС-18 «Сатана». Но по договору СНВ-2 наша страна должна их уничтожить все до одной. Моноблочные же ракеты «Тополь-М» тоже могут поколебать уверенность американцев в их полной безопасности в случае начала ядерной войны. Но тут решающее значение имеет количество этих ракет — чем их больше, тем выше вероятность прорыва хотя бы нескольких. Но уже просочились очень тревожные сведения, что на встрече в Любляне российская сторона готова пойти на значительное сокращение уже и наших «Тополей». Если дела пойдут так и дальше, то нашу ракетно-ядерную мощь скоро можно будет выразить одной формулой: «Три «Тополя »на Плющихе».

 

«Блестящий камешек» в наш огород

— Таким образом, судьба американской ПРО, а по существу и безопасность Америки до сих пор находятся в руках нашего президента?
— Точно в такой же степени, как и безопасность России. Здесь очень шаткое динамическое равновесие: как только у России количество ракет сокращается до безопасной величины, а США полностью космическим зонтиком закрывают свою территорию — в ту же секунду Америка становится смертельно опасной для всех стран и в первую очередь для России. При этом я ничего плохого не хочу сказать об американцах — доведись России получить такие же 100-процентные гарантии своей безопасности, так, может быть, наш «ограниченный контингент» давно уже выполнял бы свой «интернациональный долг» где-нибудь на Аляске.
Но реальность наших дней такова, что сегодня только равновесие страха, только сознание своей уязвимости отрезвляет правителей иных государств. Совсем как в классичесом американском вестерне — пьяный Джордж куражится в салуне во всю ширь своей ковбойской души, но только до тех пор, пока кто-нибудь правым прямым в челюсть не возвращает его опять в человеческое состояние. И только после этой процедуры с Джорджем можно о чем-то договариваться. Крепкий кулак и кольт у бедра — вот вечные альфа и омега американского представления о мировой гармонии. А сегодня мировое равновесие может быть нарушено. Вот что говорят сами американцы о своих планах. Сенатор Эдвард Кеннеди: «Чтобы осталась какая-либо надежда на результативность программы СОИ [Strategic Defense Initiative], нужны значительные сокращения советских ядерных сил».
Министр обороны [бывший] Каспар Уайнбергер: «Если мы получим эффективную систему ПРО, то сделаем бесполезными вооружения Советского Союза и сможем вернуться к ситуации после 1945 года, когда мы были единственной страной, располагавшей ядерным оружием». Збигнев Бжезинский: «Новый мировой порядок создается против России, за счет России и на обломках России».
Но российские СМИ, конечно, обходят молчанием такие откровения своих заокеанских спонсоров.
А вот чем намерено отвечать российское руководство? Сразу после заявления Буша президент Путин заговорил о готовности подписать новый договор СНВ-3, где количество наших ядерных носителей будет сокращено до 1,5 тысяч.
Как известно, подчиненный, стремясь предвосхитить намерения начальника, нередко хватает через край. И вот еще недавно занимавший пост начальника Генерального штаба Анатолий Квашнин предлагает провести реформу армии с таким расчетом, чтобы у нас осталось всего-навсего 150 баллистических ракет. Как видите, даже не 500, а всего-то 150 ракет, каждая с одним зарядом — как раз под американскую концепцию «несанкционированного запуска».
Ныне модно хихикать над Брежневым и его временем. Но я утверждаю, что договор ПРО-72 — это вершина государственной мудрости и основан на таком незыблемом фундаменте вечного мира, как четкое понимание, что «победителя в ядерной войне не будет». Это правильно, но только для того времени — начала 70-х годов и для того руководителя. Увы, все кардинально изменилось теперь, когда мы бездумно сокращаем свои ядерные арсеналы. И по мере того как мы выкидываем на помойку содержимое своего ядерного погреба, у американцев зреет уверенность, что «победитель в ядерной войне будет!» И что будет им именно Америка.

Картина дня

наверх