Оружие никогда не создаётся «просто так». И чем серьёзнее вид вооружения, тем более серьёзные геополитические предпосылки необходимы для его создания. Не являются исключением и зенитные ракетные системы, разработанные «Алмазом», долгие годы успешно демонстрирующие превосходные характеристики как на испытаниях, так и в реальных боевых действиях. Но, обо всём – по порядку…
1947 год – прошло всего чуть более двух лет со дня окончания Второй Мировой войны, самой кровопролитной и жестокой в истории человечества. Многие государства объединили свои усилия для победы над общим врагом, но бывшие союзники в этой войне, США и Англия, так и не стали нашими друзьями. В марте 1947 года бывший премьер-министр Англии У. Черчилль выступил в г. Фултон, США. Обеспокоенный ростом военной мощи и политического влияния Советского Союза после победы в войне с Германией, а также возникновением стран народной демократии, Черчилль призвал к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР. Присутствовал там и президент США Г. Трумэн. Выступление Черчилля вызвало резкое обострение международной обстановки. С этого момента бывшие союзники по борьбе с гитлеровской Германией оказались по разные стороны баррикад. Начался период холодной войны. Отныне каждая сторона наращивала свою боевую мощь, совершенствуя имеющееся оружие и создавая новые виды вооружения для борьбы с потенциальным противником.
С чего всё начиналось
ОАО «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина» ведет свою историю с 8 сентября 1947 года, когда постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС было создано Специальное бюро Министерства вооружения № 1 – СБ-1 МВ. По этому решению за подписью И.В. Сталина на территории НИИ-20 и завода № 465, расположенных в Москве на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе, было сформировано предприятие, которое в дальнейшем станет ведущим разработчиком систем ПВО. На освобождаемых НИИ-20 площадях размещались сотрудники СБ-1МВ, число которых быстро росло и в течение нескольких месяцев достигло 200 человек, но набор кадров продолжался и в дальнейшем.
Темой работ СБ-1 стала практическая реализация дипломного проекта инженер-капитана С.Л. Берии. В проекте поднимался вопрос создания принципиально новой системы оружия, в которую входил наводимый на крупную морскую цель самолет-снаряд, запускаемый с самолета-носителя.
На испытаниях самолеты-снаряды без боевого снаряжения пробивали броню крейсера, а некоторые пробивали оба борта корабля, просто за счёт массы и скорости полёта. 21 ноября 1952 года был сделан пуск самолета-снаряда с боевым зарядом (1015 кг) с самолета-носителя Ту-4. Прямым попаданием крейсер «Красный Кавказ» был потоплен. Разработка системы «Комета» была завершена за четыре года. Дату 21 ноября 1952 года можно считать днем рождения управляемого реактивного оружия. Система была принята на вооружение в конце 1952 г.
Непреодолимые «кольца» вокруг Москвы
В 1950 года разразилась война в Корее, в которой американские авианосцы активно поддерживали наземные боевые операции. На одном из заседаний Совета обороны И.В. Сталин задал вопрос руководителям СБ-1 о возможности поражения «Кометой» американских авианосцев, которых у берегов Кореи было восемь. Разработчики доложили, что это возможно, но Л.П. Берия и министр обороны маршал A.M. Василевский категорически заявили, что делать это нельзя ни в коем случае: американцы могут ответить ядерным ударом по Москве, которая практически не защищена от прорыва одиночных самолетов при массированном налете авиации. А по руинам Хиросимы и Нагасаки всем было очевидно, что способна натворить одна-единственная атомная бомба… Результатом совещания стала постановка задачи о создании непреодолимой системы ПВО Москвы и Московского промышленного района. Решение этой абсолютно новой и очень сложной задачи было возможно лишь на основе объединения достижений в области управляемого ракетного оружия, радиолокации, автоматики, электроники, машиностроения и других отраслей науки и производства.
Создание непроницаемой московской системы ПВО, наряду с атомным оружием и средствами его доставки – баллистическими ракетами, стало одной из важнейших государственных оборонных задач.
Основой гигантского проекта стал еще не существовавший вид оружия – система управляемого зенитного ракетного оружия (ЗУРО). Необходимо было решить вопрос о том, какая организация способна возглавить разработку и реализацию колоссального проекта. После всесторонней оценки приняли решение о расширении СБ-1, а фактически – создании на его основе нового, значительно более крупного предприятия, способного выполнить поставленную задачу.
Согласно постановлению Правительства СССР от 9 августа 1950 года разработку первой в СССР системы зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО) под условным названием «Беркут» поручили вновь сформированному Конструкторскому Бюро №1 – КБ-1, созданному на основе СБ-1. Тут же началось строительство огромного комплекса лабораторий, производственных и технических корпусов для КБ-1, ставшего головным в создании московской системы противовоздушной обороны, а затем и всех последующих систем зенитного управляемого ракетного оружия для Войск ПВО страны. Именно тогда легли первые камни в фундамент величественного здания, которое старожилы до сих пор называют «бериевский институт». В КБ-1 отбирали высококлассных специалистов по всей стране, перевод осуществлялся молниеносно и в приказном порядке. Коллектив в очень короткие сроки расширился от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Главными конструкторами системы были назначены П.Н. Куксенко и С.Л. Берия. Именно в это время приходит в КБ-1 А.А. Расплетин, на должность заместителя главного конструктора «Беркута».
Основным средством непроницаемости задуманной системы ПВО Москвы должны были стать два кольца зенитных ракетных комплексов (ЗРК), расположенные на расстоянии 50 и 90 км от центра города и связанные двумя кольцами дорог – знаменитыми «бетонками», о которых все знали, но которых не существовало на гражданских картах.
Облик задуманной системы о бороны определялся тем, какими будут обеспечивающие работу ЗРК радиолокационные средства. Расплетин предложил принципиально новое решение построения радиолокаторов, которое по тому времени казалось фантастическим – специальные широкоугольные секторные радиолокаторы должны были обозревать свои зоны ответственности двумя лопатообразными лучами – одним в наклонной плоскости («по азимуту»), другим в вертикальной («по углу места»). Каждый радиолокатор обеспечивал одновременное наблюдение за всеми находящимися в секторе целями, непрерывное автосопровождение до 20 целей и до 20 наводимых на них ракет, выработку и передачу на ракеты команд управления для точного наведения ракеты в точку встречи с целью.
Тогда ни у нас в стране, и ни в какой другой ничего подобного не было.
26 апреля 1953 года первый самолет-мишень был сбит пуском трех ракет на полигоне Капустин Яр. Этот день по праву считается днем рождения нового вида оружия, способного эффективно вести борьбу с самолетами и другими аэродинамическими средствами воздушного нападения в любых погодных условиях днем и ночью.
7 мая 1955 года постановлением правительства первая отечественная система ЗУРО – система ПВО Москвы С-25 «Беркут» – принята на вооружение Советской Армии. Система обеспечивала поражение целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 5 до 20 км и на максимальной наклонной дальности 35 км. От рождения идей, положенных в основу системы ЗУРО и ПВО Москвы, до ее ввода в строй прошло менее пяти лет, срок, который сегодня представляется невероятным. Это был подвиг, подвиг «Алмаза», его коллектива и всей страны – СССР. При создании системы С-25 разработчики заложили в проект практически неограниченные возможности её дальнейшего совершенствования. Многие технические решения опережали своё время. Прорыв, совершённый в ходе работ над С-25 в науке, технике, технологии, созданные коллективы квалифицированных разработчиков, эффективная кооперация промышленности, прекрасно оснащённый полигон, специальные зенитные ракетные войска стали фундаментом дальнейшего развития нашего зенитного управляемого ракетного оружия.
Проверено в боях
Следующей задачей, которую предстояло решить, стала защита всей территории страны, всех городов, заводов, воинских частей. Стационарные системы считались для этого ограниченно годными – крупный город защитить можно, но вокруг каждого гарнизона – нерационально, не тот масштаб. Потребовалась система мобильная, которую возможно быстро перебазировать и установить для несения боевого дежурства без строительства дорогостоящих стационарных сооружений, в любой точке страны.
Так что следующим шагом в разработках ЗРС ПВО стала передвижная система С-75, предназначенная для поражения целей на средних и больших высотах, первые шаги в создании которой были сделаны в 1953 году, сразу же после успешных испытательных стрельб опытного образца С-25 по самолётам-мишеням Ту-4. Комплекс строился самодостаточным от минимального уровня – один антенный пост и шесть стартовых установок с одной ракетой на каждой. Естественно, необходимое количество комплексов могло быть собрано в систему любого размера в зависимости от тактической или стратегической необходимости.
Система С-75 принята на вооружение 12 декабря 1957 года и прослужила много десятилетий, неоднократно модернизировалась, поставлялась в страны Варшавского договора, Китай, Вьетнам, на Ближний Восток и во многие другие страны. Именно эта система сбила 1 мая 1960 года самолёт-разведчик «Lockheed» U-2 американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса в небе над Свердловском. От комплексов С-75 американская авиация понесла громадные потери во Вьетнаме, благодаря чему вьетнамский народ победил в той войне. По официальным данным американские потери составили около 2500 самолётов. Во время Карибского кризиса комплексы С-75, размещённые на Кубе, не просто исключили возможность воздушного нападения американской авиации на Остров свободы, но, по сути дела, предотвратили начало ядерной войны между СССР и США. Силуэт ракеты С-75 и поныне служит одним из символов войск ПВО России.
21 июня 1961 года принята на вооружение новая ЗРС для борьбы с низколетящими целями - С-125 «Нева». Надобность в этой системе стала понятной, когда самолёты потенциального противника, видя невозможность полётов в небе, контролируемом комплексами С-75, стали буквально «прижиматься к земле», уходя под нижнюю границу зоны поражения, «прячась» в складках местности и отражениях радиосигналов локаторов от местных предметов. Кроме этого, в развитии средств воздушного нападения наметился крен в сторону низколетящих крылатых ракет и «беспилотников». Предвидя это, А.А. Расплетин уже осенью 1955 года поставил задачу создать перевозимый ЗРК с расширенными возможностями поражения целей, летящих на малых высотах и предложил необходимые для этого технические решения. «Боевое крещение» С-125 получила в 1970 году, когда в небе Египта 30 июня был сбит первый F-4 «Phantom» ВВС Израиля. А почти 30 лет спустя, 27 марта 1999 года, во время последней войны на Балканах, именно комплексом С-125 (даже не модернизированным!) был сбит широко разрекламированный самолёт-невидимка F-117A «Стелс». После этого «невидимку», которого прекрасно видели электронные «глаза и уши» нашего комплекса, американцы сняли с производства… Эта система, получив вторую жизнь, благодаря нескольким этапам модернизации остаётся на вооружении во многих странах и по сей день. Для того чтобы эта система сохраняла свой боевой потенциал не только сегодня, но и завтра, учёные и инженеры ГСКБ «Алмаз-Антей» разработали комплекс технических решений по модернизации системы до уровня С-125 «Печора» 2А. Всего в локальных войнах по всему миру этими комплексами сбито несколько тысяч воздушных целей, от лёгких вертолётов до огромных «стратосферных крепостей» В-52. Ракеты, мчащиеся со скоростью 2300 км/ч, оставляли очень мало шансов на выживание атакованной цели. 11 февраля 1974 году на вооружение принята новая ЗРС большой дальности С-200 «Ангара» - «длинная рука» войск ПВО, способная сбивать цели на удалении до 240 км. Ракеты для этой системы были оснащены головками самонаведения. Постановка на вооружение этого ЗРК позволяла малым количеством подразделений надёжно строить оборону огромных территорий. Многие страны оценили преимущества дальнобойных зенитных комплексов. Например, закупленные Сирией в СССР комплексы С-200 позволили предотвратить очередную войну с Израилем.
Оценивая те сроки, в которые были созданы эти комплексы и системы, не удивляться невозможно! Всего четыре года потребовалось для создания С-75, еще через четыре года появляется С-125, а через шесть лет «Алмаз» демонстрирует С-200. Такие сжатые сроки от начала разработки сложной системы ПВО до её боевого применения до сих пор удивляют развитые мировые военные державы. И во многом это заслуга основоположника систем зенитного управляемого ракетного оружия страны – генерального конструктора, академика А.А. Расплетина, гениального человека, имя которого по праву и с большим почтением носит с 2001 года НПО «Алмаз» – ныне ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина».
Лазерные комплексы: от фантастики к реальности
С 1965 года по инициативе академика А.А. Расплетина на предприятии начались работы по лазерной проблематике. Впоследствии, совместно с ТАНТК имени Г.М. Бериева, рядом НИИ и КБ был создан авиационный лазерный комплекс на самолете А-60. В ходе испытаний разработаны методология их проведения, оригинальные измерительные устройства, сформулированы методы совершенствования характеристик основных устройств лазерных комплексов. И самое главное – созданы научно-технические школы и коллективы на предприятиях кооперации. Успехи в области разработки лазерных комплексов определялись в значительной мере тем вниманием, которое уделяло этим работам руководство страны, ведущие учёные и руководители отрасли и предприятий кооперации. Это позволяло привлекать опытных специалистов и использовать уже отработанные технологии, которыми располагали предприятия кооперации. В настоящее время усилия ГСКБ «Алмаз-Антей» с кооперацией направлены на разработку и испытания опытного образца лазерного комплекса авиационного базирования для противодействия разведывательным средствам на земле, на море, в воздухе и в космосе.
Знаменитая «трёхсотка»
1979 год – принята на вооружение принципиально новая зенитно-ракетная система С-300П. Система обладала уникальными боевыми характеристиками, позволяющими бороться со всеми видами воздушных целей, летящими как на малых, так и на больших высотах, с высокими или низкими скоростями. Конструктивные решения позволили сделать эту систему настолько универсальной, что она и сегодня составляет основу ПВО России и многих других стран. Мобильность С-300ПМУ просто потрясающая – при получении команды на отражение нападения время боевого развертывания подразделения «с колёс» составляет всего 5 минут! Система С-300ПМУ прошла ряд этапов модернизации и поставляется сейчас во многие страны мира под весьма значимым именем «Фаворит». Устойчивый спрос на эту технику на мировом оружейном рынке служит лучшим показателем качества «алмазных» изделий. Характерный факт: система С-300 провела всего одни (!) показательные стрельбы за рубежом – в Абу-Даби (ОАЭ) в 1993 году. С тех пор спрос на эту систему не снижается многие годы, а страны, поставившие на вооружение «трёхсотку», ни разу не подвергались попыткам воздушной агрессии.
Вперёд с «Триумфом»!
6 августа 2007 года на боевое дежурство заступила самая последняя разработка «Алмаза» - система С-400 «Триумф». Система превосходит свою предшественницу – С-300 – по большинству параметров: широте спектра поражаемых целей, скорости атакуемых целей и по помехозащищённости радиолокационных средств боевого управления. По техническим оценкам эта система имеет ресурс, который позволяет «Триумфу» прослужить в войсках 25 – 30 лет. Система создавалась с учётом реалий завтрашнего дня: для борьбы как с существующими, так и с перспективными воздушно-космическими средствами нападения. Ракеты этой системы способны поражать крылатые ракеты, самолёты и боеголовки баллистических ракет, в том числе и выполненных по технологии «Стелс». В настоящее время аналогов С-400 «Триумф» по уровню боевой эффективности в мире нет.
От ПВО-ПРО к ВКО
Сегодня уже полным ходом идут работы над новым, пятым поколением систем. Объединяя в себе всё, что разработано ГСКБ «Алмаз-Антей» и предприятиями кооперации, стоит задача построения системы уже даже не противовоздушной, а воздушно-космической обороны – единой системы ПВО-ПРО. Даже этот далеко не полный перечень успехов предприятия, ныне носящего название ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина, показывает, как много было сделано для обеспечения обороноспособности нашей страны. Системообразующее значение «Алмаза» как головного разработчика ЗРС ПВО страны подчёркивается тем фактом, что из его состава в разные периоды времени были выделены такие известные сейчас предприятия, как МКБ «Факел», ЦНИИ «Комета», МАК «Вымпел», «НИИРП», ОАО «Радиофизика» и ряд других.
Как гласит библейское изречение: «Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни». И теперь, на новом этапе развития, ГСКБ «Алмаз-Антей» по решению Правительства РФ стало головным предприятием по реализации программы создания Единой системы ПВО-ПРО пятого поколения путем объединения ведущих разработчиков ПВО-ПРО: ОАО МНИИРЭ «Альтаир», ОАО «НИЭМИ», ОАО «НИИРП», ОАО «МНИИПА», которые в настоящее время являются структурными подразделениями – Центрами ГСКБ. Сегодня ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» – динамично развивающееся предприятие. Осуществляется разработанная масштабная программа внутренней реструктуризации, решается комплекс вопросов по развитию производственной базы, оснащению отделов и лабораторий современной вычислительной техникой, моделирующими стендами и комплексами, системами автоматизации проектирования. Активно внедряются современные информационные технологии, совершенствуется инфраструктура. Предприятие ведёт активный маркетинг, постоянно изучая мировой рынок оружия, проводит рекламные кампании, систематически участвует в крупнейших международных выставках. По одной из космогенных теорий, наша Вселенная возникла и развивается, расширяясь из одной точки, в которую и должна на очередном этапе развития свернуться. Можно сказать, что земная её составляющая в части управляемого ракетного оружия возникла на «Алмазе». Сегодня эпоха ПВО заканчивается, и следующее историческое расширение – эпоха ВКО – также берёт начало на «Алмазе», которому поручено создание единой системы ПВО-ПРО пятого поколения. Военные действия способны захватывать уже ближний космос и вызов состоит в том, что нашей стране необходимы системы, способные дать надёжную защиту от любых агрессивных попыток диктовать враждебную волю. Как отметил Президент России Д.А. Медведев в своём послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года: «Особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны, объединить существующие системы противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля воздушного пространства». А в поручениях главы государства, подписанных им по итогам оглашения послания, отдаётся распоряжение: «Обеспечить объединение существующих систем противовоздушной и противоракетной обороны, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства под единым управлением стратегического командования».
«Осиное гнездо советских ракетчиков» – так называли на Западе «Алмаз». ГСКБ «Алмаз-Антей» – не «осиное гнездо». Это – «алмазное» гнездо, в котором вырастают российские соколы, призванные защищать мирное небо нашей отчизны и обеспечивать не только противовоздушную, противоракетную и воздушно-космическую оборону страны, геополитическую стабильность мира, в каких бы исторических границах и ситуациях не оказалась Россия!