Китайская пословица/
Тревожные новости поступают из КНР, где в январе прошлого года совершил первый полет истребитель пятого поколения Chengdu J-20, разработанный Chengdu Aircraft Industry Corporation. По состоянию на февраль 2012 года имеются два летающих прототипа с одинаковыми бортовыми номерами (для секретности).
Характерно, что полет истребителя нового поколения пришелся на второй день визита американского министра обороны Роберта Гейтса в Китай. 9 января 2011 года глава Пентагона в беседе с журналистами на борту самолета по пути в Пекин заявил, что американская разведка недооценила темпы развития китайского оборонного комплекса.
Специалисты из Поднебесной могут скопировать образец даже по фотографии и скупому техническому описанию, что говорит о высоком уровне инженерной школы, а там, где ее не хватает, Китай без долгих раздумий привлекает иностранных специалистов и вновь усердно учится, впитывая в себя максимальное количество знаний…как в старой китайской пословице «Увидеть лучше, чем услышать, сделать лучше, чем познать».
Я не узнаю вас в гриме
Что технически представляет собой китайский истребитель пятого поколения? Как вы уже могли догадаться, это «свалка» технологий со всего мира. В силуэте носовой части, вместе с фонарем кабины, легко угадывается F-22. Форма и расположение воздухозаборников двигателей выдает родство с F-35. Аэродинамическая схема во многом срисована с экспериментального МиГ 1.44 – «китаец», как и российский проект из 90-х, выполнен по схеме «утка» с треугольным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах.
Что касается малозаметности самолета, то помимо стандартных «стелс»-решений, таких как «пилообразные» элементы конструкции и внутренние отсеки вооружений, у Chengdu J-20 конструкция хвостового вертикального оперения, выполнена в виде полностью поворотных килей. Помимо ощутимых преимуществ в маневре, это резко снижает ЭПР самолета (частично такое решение применялось при создании Ту-160). А вот использование подфюзеляжных гребней, наоборот, лишь обрадует радиолокационные станции противника, очень сомнительное решение для малозаметного самолета.
Как и американский F-22 «Raptor», Chengdu J-20 оснащен беспереплетным фонарем кабины, что положительным образом влияет на снижение ЭПР истребителя. Китайцы впервые продемонстрировали, что способны производить подобные изделия, однако еще нет уверенности, что фонарь J-20 выдержит режим длительного сверхзвукового полета .
Что касается китайских радиопоглощающих покрытий (я тоже здесь улыбнулся), то вообще неизвестно, соответствуют ли они своему предназначению.
Многие эксперты указывают на достаточно крупные размеры отсеков для вооружения J-20, дает основание предположить, что китайский истребитель 5-го поколения будет во многом ударной машиной. Под стать и планируемое вооружение будущего самолета: комплексы высокоточного оружия PL-21 LRAAM, PL-12D MRAAM, PL-10 SRAAM, управляемые бомбы LS-6…
Но, несмотря на очевидные успехи, перед китайскими разработчиками стоит целый ряд сложных проблем. Наипервейшая из них связана с силовой установкой J-20. В Поднебесной, как в свое время в СССР, продвижение в области двигателестроения сильно отстает от темпов развития авиационной отрасли в целом. Китайцы упёрлись в целый ряд трудноразрешимых вопросов, в первую очередь – в отсутствие технологий создания жаропрочных материалов и сплавов. Для снабжения китайской авиационной промышленности современными материалами, обеспечивающими необходимый ресурс работы деталей и высокую точность сборки, требуется наличие принципиально новых производств в области металлургии и металлообработки. Даже несмотря на наличие прямого доступа к современным двигателям семейства АЛ-31Ф (установленных на Су-27), Китай вынужден закупать лопатки турбин в России.
По тем же причинам, китайцы потерпели неудачу и при копировании другого семейства российских двигателей. Легкий истребитель FC-1, более известный под экспортным наименованием JF-17 Thunder, оснащен нашим РД-93 – аналогом двигателя РД-33, устанавливающихся на МиГ-29, т.к. над собственным двигателем такого класса WS-13 Китай безуспешно работает с начала 2000-х годов.
Отсюда легко объясним интерес Пекина к закупкам российского «изделия 117С» - двигателя 1 поколения для ПАК ФА (аналогичные силовые агрегаты устанавливается на Су-35). Россия принципиально не против такого военно-технического сотрудничества, что было подтверждено словами министра обороны РФ Анатолия Сердюкова в ходе визита в КНР в ноябре 2010 года.
Как и российский истребитель пятого поколения, Chengdu J-20 в перспективе планируется оснастить двигателями II поколения WS-15 с тягой до 18 тонн. В настоящее время создание WS-15, как и нашего «изделия 129», еще не вышло за пределы конструкторских кульманов, поэтому сказать что-то определенное по этому поводу не представляется возможным.
Сложно определить, какие двигатели сейчас стоят в настоящий момент на китайских истребителях 5 поколения. Китайцы никаких комментариев не дают, но, согласно выводам некоторых экспертов, пристально изучающих фотографии самолета, несомненно одно: Chengdu J-20, как и российский ПАК ФА, пока летают на двигателях 4 поколения. А это очень важный момент – пока не будет создан мощный и надежный двигатель, обеспечивающий сверхзвуковую бесфорсажную скорость полета, любые работы по истребителю нового поколения есть забавы дизайнеров.
Следующая системная проблема китайского авиапрома – бортовое радиоэлектронное оборудование. Требования к машинам пятого поколения в этой области очень высоки и есть подозрения, Китай не способен в настоящий момент обеспечить cвои Chengdu J-20 мощными информационно-управляющими комплексами. Самая современная китайская РЛС - тип «1473», копия российского радара «Жемчуг», обладает весьма скромными характеристиками. А собственных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой (ФАР), находящихся в стадии, близкой к принятию на вооружение, в ближайшей перспективе у Китая не просматривается.
Несмотря на ведущие позиции в мире по производству вычислительной техники и бытовой электроники, Китай значительно уступает России и США в разработке БРЭО. С другой стороны, людьми, сведущими в авиации, неоднократно отмечалось, что Поднебесная в последнее время сделала потрясающие успехи в области авионики, разработав для своих истребителей четвертого поколения целую линейку бортовых радиоэлектронных комплексов на основе российских РЛС семейства Н001, которыми были оснащены экспортные Су-27СК и Су-30МКК.
«Крадущий чужие мысли, да задумается»
Вообще не совсем корректно клеймить позором китайцев за плагиат. С копирования чужих идей начинались многие известные промышленные гиганты. В 60-е годы объектом насмешек был японский автопром, беззастенчиво копировавший американские «Форды» и «Шевроле». Но уже к 80-м японская автомобильная промышленность заняла половину европейского и американского рынка, вытеснив былых фаворитов.
В годы Холодной войны целые отряды КГБ и ЦРУ занимались техническим шпионажем. Масштабы воровства идей достигали таких масштабов, что точная копия американского Б-29 – стратегический бомбардировщик Ту-4 - имел отверстие в панели управления под банку с кока-колой и пепельницу (хотя советским летчикам было запрещено курить в полете). Легендарная история.
Возвращаясь к китайскому истребителю 5 поколения, отмечу, что творческая оригинальность Chengdu J-20 состоит в гармонии всех заимствованных решений. Поиск «золотой середины» - это так близко для национального самосознания китайцев. Такой подход, вероятно позволит получить высокую эффективность авиационной системы, но судить об этом пока преждевременно. Вполне вероятно, что из этого сырого прототипа получится удачная машина, однако её конструкция уже cейчас вызывает больше вопросов и сомнений, чем ответов.
Что значит для России появление китайского истребителя 5 поколения? - Новость, безусловно, плохая. В недалеком будущем китайский конкурент, благодаря меньшей стоимости, может потеснить ПАК ФА на мировом рынке вооружений. Про F-35 я даже не говорю – J-20 на его фоне выглядит куда более привлекательно.
Что касается сегодняшней ситуации, то говоря о ПАК ФА и Chengdu J-20, речь идёт скорее об экспериментальных прототипах, чем о боевых машинах предсерийного исполнения с полным набором требуемых тактико-технических характеристик. Многое зависит от коллективов, работающих над этими машинами.
В активе у российских конструкторов – бесценные технологии создания современных реактивных двигателей (Россия – одна из немногих стран, способная самостоятельно производить такие изделия), целый запас наработок по бортовым радиоэлектронным системам, в ом числе полностью готовые авиационные радары с ФАР типа «Жук» и «Ирбис».
Специалисты авиастроительной корпорации Chengdu имеют свои преимущества. Великолепный кадровый потенциал. Инженеры, технологи и рабочие Поднебесной ни дня не сидят без работы, постоянно «набивая руку» на копировании или модернизации иностранных образцов техники. КНР обладает высокоэффективными производствами. Кроме того, Китай имеет легкий доступ к российским технологиям. Здесь китайцы в точности следуют своей знаменитой пословице:«Чтобы победить противника, не стремись стать сильнее его, а сделай его слабее себя».