На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

ЛЁТЧИКИ НЕ ПОГИБАЮТ.ОНИ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ ПОЛЁТА...

13 февраля 1985 года при выполнении плановых полётов над Южно-Китайским морем самолёт Ту-95мрц с экипажем гвардии майора С.Кривенко упал в воду. Проследить точное падение ведущего экипажа ведомым из-за облачной погоды не удалось.

Экипаж гвардии майора С. Кривенко имел богатый опыт эксплуатации данного типа самолёта. Летал регулярно. Освоил ряд дальневосточных аэродромов. До полётов в Камрани проходил военную службу в 304 отдельном гвардейском Краснознамённом авиационном разведывательном полку гарнизона Хороль, а затем был включён в состав 169 гвардейского смешанного авиационного полка на аэродроме Камрань.

…Кавалер ордена Красной звезды, подполковник запаса Александр Волков с Сергеем Кривенко служил долго. Сначала в Кневичах. Позже осваивали аэродром Пущино на Камчатке.

«Взлетели с местного аэродрома с трудом , – вспоминает эти дни Александр Фролович, – а садиться уже не было возможности. Нас посадили на аэродром Елизово. Заправили. Дальнейшие полёты стали осуществлять уже из этого аэродрома. И вот однажды, при ночных полётах, произошёл первый «звонок» от Серёги Кривенко.

В тот раз я взлетал последним. И вдруг слышу его позывной, а затем: «Я такой-то. Двигатели остановились. Падаю».

Мы все замолчали. Прошла минута. Нам казалось – вечность. В это время в эфире прозвучал очередной доклад: «Я такой-то. Двигатель правый запустил. Перешёл в горизонт». Спустя некоторое время прозвучало сообщение о запуске левого двигателя. Полк полетел по плану».

Летать во Вьетнаме наши «дальнобойщики» начали, когда в восьмидесятых годах прошлого столетия началась война между Вьетнамом и Китаем. Было выделено шесть экипажей, которые парами летали до Вьетнама и обратно без посадки. Сутки отдыха, и снова в полёт. Первым во Вьетнам ушли экипажи Сергея Кривенко, за ним Анатолия Скороходова на Ту-142, следующим был экипаж Сергея Рогова.

Идти пришлось через «горло» – Корейский пролив. Было трудно. Со всех сторон японские, корейские и американские истребители. Коридор пролёта небольшой – всего лишь 10 километров. Противник здорово провоцировал наши экипажи. Но они выдержали. Долетели.

Потом стали летать на две недели с посадкой в Дананге во Вьетнаме. После перебазирования на Камрань стали летать уже на два месяца. Выполнять приходилось не только поставленные командованием задачи, но и выручать вьетнамских товарищей.

Вспоминает гвардии прапорщик запаса Анатолий Лопатто, летавший одно время в экипаже С.Кривенко: «В одной из таких командировок вьетнамская сторона обратилась к нам за помощью. Во время шторма при переходе морем на самоходной барже отказал двигатель, и её стало уносить в открытое море. Корабли вьетнамских ВМС, посланные на помощь, обнаружить её не смогли, поэтому надежда была только на нас, точнее – на самолет Ту-95мрц. И хотя циклон переместился севернее, погода явно была нелётная. Сильный ветер, низкая облачность, и порывами шёл такой ливень, что ничего не было видно. Единственный запасной аэродром Дананг пока был под вопросом.

Запросили Владивосток: что делать? Там не стали брать ответственность на себя и посоветовали действовать на своё усмотрение. Собрались два экипажа и стали решать, что делать. С одной стороны, нелётная погода и нет запасного аэродрома – лететь нельзя. С другой стороны, только мы сможем найти баржу и спасти людей. Значит, лететь надо.

Взвесив все «за» и «против», решили лететь не парой, а одним экипажем. Второй останется на земле для страховки.

Полет прошёл успешно. Нашли баржу, передали координаты и навели корабли. Убедившись, что нас правильно поняли и корабли идут к барже, вернулись обратно. Пока выполняли задание, на аэродроме из-за ливня вышел из строя ближний привод. Тогда второй экипаж запустил двигатели и, прорулив до конца взлётной полосы, стал работать как привод. После посадки оба самолёта вернулись на стоянку.

Позже нам сообщили, что корабли подошли к барже и, взяв её на буксир, благополучно возвратились на базу.

Вьетнамская сторона отметила это событие банкетом. А по возвращении в Хороль нас наградили грамотами «за отличное выполнение правительственного задания интернационального характера».

Второй «звоночек» для экипажа С.Кривенко прозвучал за год до гибели. При выполнении очередного полётного задания во вьетнамском небе, 27 февраля 1984 года, через 5 часов 35 минут полёта на самолёте Кривенко происходит отрыв лопасти переднего винта второй силовой установки (88,5 см). Так и садились они на аэродром с заглушенным двигателем. Тогда им снова повезло.

И всё же стечение непредвиденных обстоятельств прервало полёт и жизнь мужественных людей-авиаторов.

13 февраля 1985 года. Через 6 часов 30 минут после взлёта при выполнении плановых полётов над Южно-Китайским морем на самолёте Ту-95мрц ведомый экипаж пары гвардии майора В.Спиридонова, следуя на удалении 15 км, с превышением 300 метров от ведущего экипажа гвардии майора С.Кривенко, визуально заметил по светомигающему маяку самолёт ведущего с энергичным снижением и разворотом вправо. Вскоре получил по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит?! Па…». Проследить точное падение коллег ведомый экипаж из-за облачной погоды не смог.

Наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ одного из двигателей (а, может быть, и двух) на правой плоскости самолёта и невыхода его (их) винтов в режим флюгирования. Море поглотило экипаж и истинную причину гибели российских авиаторов, крылатых моряков Тихоокеанского флота.

Вспоминает подполковник запаса А.Волков: «13 февраля я тоже был в воздухе, на маршруте. Проводили тренировку по приёму-передаче топлива. Необходимо было держать себя в форме, и подобным дозаправкам мы уделяли особое внимание. Слышу позывной Кривенко, а затем уже однажды услышанное: « Падаем! Кто меня слышит?! Па… ». И эфир замолчал. Ситуация не из приятных.

Слышу Спиридонов, который шёл с ним в паре, докладывает, что ведущего не наблюдает.

Тут руководитель полёта запросил остаток топлива у меня. Увы, к сожалению, топлива было мало, и я не смог пройти над районом предполагаемого падения самолёта…».

… Накануне очередной годовщины гибели морских лётчиков по восточному побережью Приморья прошёлся небольшими, по здешним меркам, снежными осадками циклон, и в посёлке Хороль, откуда когда-то улетели в вечность гвардейцы экипажа гвардии майора С.Кривенко, стало белым-бело. Яркое февральское солнце, отражаясь от белого покрывала земли, слепило глаза, вызывая слёзы на лицах тех, кто собрался возле поселкового очага культуры, в парке у которого находится памятник четырём экипажам, в разные годы погибшим при выполнении полётных заданий. Среди них – фамилии гвардии экипажа С.Кривенко.

Траурный митинг открыл председатель совета ветеранов гарнизона подполковник запаса Василий Чернобай. Затем эстафету воспоминаний об экипаже подхватили председатель совета ветеранов Морской авиации Тихоокеанского флота полковник в отставке Владимир Ермолкин, руководитель военно-патриотической секции Общества российско-вьетнамской дружбы Приморского края капитан 1 ранга в отставке Александр Чмырь, бывший штурман экипажа С.Кривенко, а затем штурман эскадрильи – гвардии майор запаса Александр Яковлев. Вспомнили и тех боевых товарищей, кто не дожил до сегодняшнего дня: Чуднецов, Барков, Спиридонов – всем им царствие небесное. Нет и их уже в живых…

Под звуки траурной мелодии ветераны гарнизона и военнослужащие возложили венки и цветы к памятнику лётчикам-тихоокеанцам и почтили память погибших минутой молчания.

Знаменитый лётчик Франции Сент Экзюпери однажды сказал, что лётчики не погибают, они улетают из жизни. Вот так улетел и наш Тихоокеанский экипаж, улетел навечно. Оставив на земле свои семьи, жён, детей. Кстати, оба сына Сергея Кривенко – Дмитрий и Евгений – продолжают славный путь отца. Оба стали лётчиками.

Николай ЛИТКОВЕЦ.

  На снимках: 01 - тот самый, не вернувшийся из полёта, Ту-95мрц готовится к вылету; 02 - экипаж гвардии майора Кривенко, в числе первых прибывший в Камрань (слева направо): командир корабля – Кривенко; помощник командира корабля – Комаров; штурман корабля – Яковлев; инженер корабля – Блохин; оператор РТР – Белободский; оператор СБД – Юшкевич; ВСР гвардии капитан Соколов; оператор РР «Вишня» - Лопатто; КОУ - Ларионов; 03 - так выглядел памятник в Камрани, построенный в память о гибели экипажа С.Кривенко, а затем и группы «Витязей»; 04 - так выглядит памятник всем погибшим в Камрани, за годы существования базы. Открыт в декабре 2009 года; 05 – гвардии майор запаса Александр Яковлев; 06 – построение на траурный митинг; 07 – возложение венков к памятнику; 08 – памятник погибшему экипажу в посёлке Хороль.

Фото Николая ЛИТКОВЦА, Александра ЧМЫРЯ и из архивов ветеранов полка.

 
 
http://energyvostok.narod.ru/statiy/horol/horol_01.htm

Картина дня

наверх