ЛЁТЧИКИ НЕ ПОГИБАЮТ.ОНИ НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ ИЗ ПОЛЁТА...

13 февраля 1985 года при выполнении плановых полётов над Южно-Китайским морем самолёт Ту-95мрц с экипажем гвардии майора С.Кривенко упал в воду. Проследить точное падение ведущего экипажа ведомым из-за облачной погоды не удалось.

Экипаж гвардии майора С. Кривенко имел богатый опыт эксплуатации данного типа самолёта. Летал регулярно. Освоил ряд дальневосточных аэродромов. До полётов в Камрани проходил военную службу в 304 отдельном гвардейском Краснознамённом авиационном разведывательном полку гарнизона Хороль, а затем был включён в состав 169 гвардейского смешанного авиационного полка на аэродроме Камрань.

…Кавалер ордена Красной звезды, подполковник запаса Александр Волков с Сергеем Кривенко служил долго. Сначала в Кневичах. Позже осваивали аэродром Пущино на Камчатке.

«Взлетели с местного аэродрома с трудом , – вспоминает эти дни Александр Фролович, – а садиться уже не было возможности. Нас посадили на аэродром Елизово. Заправили. Дальнейшие полёты стали осуществлять уже из этого аэродрома. И вот однажды, при ночных полётах, произошёл первый «звонок» от Серёги Кривенко.

В тот раз я взлетал последним. И вдруг слышу его позывной, а затем: «Я такой-то. Двигатели остановились. Падаю».

Мы все замолчали. Прошла минута. Нам казалось – вечность. В это время в эфире прозвучал очередной доклад: «Я такой-то. Двигатель правый запустил. Перешёл в горизонт». Спустя некоторое время прозвучало сообщение о запуске левого двигателя. Полк полетел по плану».

Летать во Вьетнаме наши «дальнобойщики» начали, когда в восьмидесятых годах прошлого столетия началась война между Вьетнамом и Китаем. Было выделено шесть экипажей, которые парами летали до Вьетнама и обратно без посадки. Сутки отдыха, и снова в полёт. Первым во Вьетнам ушли экипажи Сергея Кривенко, за ним Анатолия Скороходова на Ту-142, следующим был экипаж Сергея Рогова.

Идти пришлось через «горло» – Корейский пролив. Было трудно. Со всех сторон японские, корейские и американские истребители. Коридор пролёта небольшой – всего лишь 10 километров. Противник здорово провоцировал наши экипажи. Но они выдержали. Долетели.

Потом стали летать на две недели с посадкой в Дананге во Вьетнаме. После перебазирования на Камрань стали летать уже на два месяца. Выполнять приходилось не только поставленные командованием задачи, но и выручать вьетнамских товарищей.

Вспоминает гвардии прапорщик запаса Анатолий Лопатто, летавший одно время в экипаже С.Кривенко: «В одной из таких командировок вьетнамская сторона обратилась к нам за помощью. Во время шторма при переходе морем на самоходной барже отказал двигатель, и её стало уносить в открытое море. Корабли вьетнамских ВМС, посланные на помощь, обнаружить её не смогли, поэтому надежда была только на нас, точнее – на самолет Ту-95мрц. И хотя циклон переместился севернее, погода явно была нелётная. Сильный ветер, низкая облачность, и порывами шёл такой ливень, что ничего не было видно. Единственный запасной аэродром Дананг пока был под вопросом.

Запросили Владивосток: что делать? Там не стали брать ответственность на себя и посоветовали действовать на своё усмотрение. Собрались два экипажа и стали решать, что делать. С одной стороны, нелётная погода и нет запасного аэродрома – лететь нельзя. С другой стороны, только мы сможем найти баржу и спасти людей. Значит, лететь надо.

Взвесив все «за» и «против», решили лететь не парой, а одним экипажем. Второй останется на земле для страховки.

Полет прошёл успешно. Нашли баржу, передали координаты и навели корабли. Убедившись, что нас правильно поняли и корабли идут к барже, вернулись обратно. Пока выполняли задание, на аэродроме из-за ливня вышел из строя ближний привод. Тогда второй экипаж запустил двигатели и, прорулив до конца взлётной полосы, стал работать как привод. После посадки оба самолёта вернулись на стоянку.

Позже нам сообщили, что корабли подошли к барже и, взяв её на буксир, благополучно возвратились на базу.

Вьетнамская сторона отметила это событие банкетом. А по возвращении в Хороль нас наградили грамотами «за отличное выполнение правительственного задания интернационального характера».

Второй «звоночек» для экипажа С.Кривенко прозвучал за год до гибели. При выполнении очередного полётного задания во вьетнамском небе, 27 февраля 1984 года, через 5 часов 35 минут полёта на самолёте Кривенко происходит отрыв лопасти переднего винта второй силовой установки (88,5 см). Так и садились они на аэродром с заглушенным двигателем. Тогда им снова повезло.

И всё же стечение непредвиденных обстоятельств прервало полёт и жизнь мужественных людей-авиаторов.

13 февраля 1985 года. Через 6 часов 30 минут после взлёта при выполнении плановых полётов над Южно-Китайским морем на самолёте Ту-95мрц ведомый экипаж пары гвардии майора В.Спиридонова, следуя на удалении 15 км, с превышением 300 метров от ведущего экипажа гвардии майора С.Кривенко, визуально заметил по светомигающему маяку самолёт ведущего с энергичным снижением и разворотом вправо. Вскоре получил по радио сообщение: «Падаем! Падаем! Кто меня слышит?! Па…». Проследить точное падение коллег ведомый экипаж из-за облачной погоды не смог.

Наиболее вероятной причиной катастрофы явился отказ одного из двигателей (а, может быть, и двух) на правой плоскости самолёта и невыхода его (их) винтов в режим флюгирования. Море поглотило экипаж и истинную причину гибели российских авиаторов, крылатых моряков Тихоокеанского флота.

Вспоминает подполковник запаса А.Волков: «13 февраля я тоже был в воздухе, на маршруте. Проводили тренировку по приёму-передаче топлива. Необходимо было держать себя в форме, и подобным дозаправкам мы уделяли особое внимание. Слышу позывной Кривенко, а затем уже однажды услышанное: « Падаем! Кто меня слышит?! Па… ». И эфир замолчал. Ситуация не из приятных.

Слышу Спиридонов, который шёл с ним в паре, докладывает, что ведущего не наблюдает.

Тут руководитель полёта запросил остаток топлива у меня. Увы, к сожалению, топлива было мало, и я не смог пройти над районом предполагаемого падения самолёта…».

… Накануне очередной годовщины гибели морских лётчиков по восточному побережью Приморья прошёлся небольшими, по здешним меркам, снежными осадками циклон, и в посёлке Хороль, откуда когда-то улетели в вечность гвардейцы экипажа гвардии майора С.Кривенко, стало белым-бело. Яркое февральское солнце, отражаясь от белого покрывала земли, слепило глаза, вызывая слёзы на лицах тех, кто собрался возле поселкового очага культуры, в парке у которого находится памятник четырём экипажам, в разные годы погибшим при выполнении полётных заданий. Среди них – фамилии гвардии экипажа С.Кривенко.

Траурный митинг открыл председатель совета ветеранов гарнизона подполковник запаса Василий Чернобай. Затем эстафету воспоминаний об экипаже подхватили председатель совета ветеранов Морской авиации Тихоокеанского флота полковник в отставке Владимир Ермолкин, руководитель военно-патриотической секции Общества российско-вьетнамской дружбы Приморского края капитан 1 ранга в отставке Александр Чмырь, бывший штурман экипажа С.Кривенко, а затем штурман эскадрильи – гвардии майор запаса Александр Яковлев. Вспомнили и тех боевых товарищей, кто не дожил до сегодняшнего дня: Чуднецов, Барков, Спиридонов – всем им царствие небесное. Нет и их уже в живых…

Под звуки траурной мелодии ветераны гарнизона и военнослужащие возложили венки и цветы к памятнику лётчикам-тихоокеанцам и почтили память погибших минутой молчания.

Знаменитый лётчик Франции Сент Экзюпери однажды сказал, что лётчики не погибают, они улетают из жизни. Вот так улетел и наш Тихоокеанский экипаж, улетел навечно. Оставив на земле свои семьи, жён, детей. Кстати, оба сына Сергея Кривенко – Дмитрий и Евгений – продолжают славный путь отца. Оба стали лётчиками.

Николай ЛИТКОВЕЦ.

  На снимках: 01 - тот самый, не вернувшийся из полёта, Ту-95мрц готовится к вылету; 02 - экипаж гвардии майора Кривенко, в числе первых прибывший в Камрань (слева направо): командир корабля – Кривенко; помощник командира корабля – Комаров; штурман корабля – Яковлев; инженер корабля – Блохин; оператор РТР – Белободский; оператор СБД – Юшкевич; ВСР гвардии капитан Соколов; оператор РР «Вишня» - Лопатто; КОУ - Ларионов; 03 - так выглядел памятник в Камрани, построенный в память о гибели экипажа С.Кривенко, а затем и группы «Витязей»; 04 - так выглядит памятник всем погибшим в Камрани, за годы существования базы. Открыт в декабре 2009 года; 05 – гвардии майор запаса Александр Яковлев; 06 – построение на траурный митинг; 07 – возложение венков к памятнику; 08 – памятник погибшему экипажу в посёлке Хороль.

Фото Николая ЛИТКОВЦА, Александра ЧМЫРЯ и из архивов ветеранов полка.

 
 

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх