26.01.2011, 19:15 |
Фото: РИА Новости | |
В студии программы "Акценты" работает обозреватель Михаил Шейнкман.
Оборона. И точка
Официальный Тбилиси переполошился не на шутку. Это не паническое и смехотворное бегство Саакашвили от звуков канонады.
И не инициированное телевизионщиками нападение на страну. Это – серьезно. Реальный и недвусмысленный страх. Вызван он известием о том, что Россия разместила в Южной Осетии дивизион ракетно-тактического ракетного комплекса "Точка-У".Это уже второе усиление позиций после того, как в декабре 2010 года российская военная база, дислоцированная неподалеку от Цхинвала, пополнилась реактивной системой "Смерч". О нем тоже есть слова в заявлении грузинского МИД. Здесь уверяют, что размещение новых боевых единиц в Южной Осетии свидетельствует о том, что Россия готовит военную агрессию, и взывают к международному сообществу, требуя активных и действенных мер.
В общем, эмоции переполняют. И это естественно. Тем более, для тех, кто судит по себе. Опять же, тот, кто обжегся на собственном нападении, дует на чужую оборону. А ничем иным появление в Южной Осетии ракетного комплекса объяснить нельзя. Хотя Саакашвили есть от чего переживать. Ведь радиус действия этой системы – до 120 километров. Как раз расстояние от Цхинвала до Тбилиси. В грузинском МИД так и рассуждают, когда выдают ноты собственного страха.
Вообще, "Точка-У" – это система, предназначенная для поражения живой силы, бронетехники и объектов инфраструктуры противника – от высокозащищенных огневых точек до аэродромов. Комплекс был принят на вооружение в 1989 году. Состоит из мобильной пусковой установки, в кузове которой располагается высокоточная баллистическая твердотопливная ракета, способная поражать цели в глубине обороны противника. А специальная баллистическая траектория полета делает ракету неуязвимой для зенитных средств и даже систем ПРО.
"Точка" в Южной Осетии – это превентивная мера по сдерживанию возможной агрессии именно со стороны режима Саакашвили. И дело даже не только в том, что в ходе конфликта 2008 года грузинские военные не считали зазорным применять против российских миротворцев, вооруженных исключительно легким стрелковым оружием, тяжелую бронетехнику. Грузия продолжает заметно усиливаться, по сути уже восстановив свой потенциал времен доавгустовского фиаско. И, несмотря на обещание Саакашвили не предпринимать военных действий, так и не подписала юридически обязывающий документ о неприменении силы. Значит, оставляет за собой право на боевой маневр.
В России решили, пора этим надеждам на реванш поставить точку. Между прочим, и ради безопасности самой Грузии тоже. Ведь нужно совсем ненавидеть собственную страну, чтобы втянуть ее в очередное противостояние при таком-то оснащении противника. Поэтому и специалисты на вопрос "почему?" отвечают просто. Потому, что кончается на "У". Ракета с такой литерой – это известный и устрашающий бренд. Поэтому, пусть лучше у Саакашвили боятся, чем вынашивают.
Понятно, что бы ни говорили в Москве, в переложении официального Тбилиси - это все равно не "Точка-У", а скорее, "у-точка". Поскольку его публичные стенания об угрозе даже на информационную утку не тянут. Мелкий страх мелкого режима, страдающего после августа 2008 года манией преследования. Ну, усилилась Южная Осетия, чтобы ее агрессивному соседу совсем уж неповадно было. Но это ведь еще не повод, чтобы полагать, что из точки "О" в точку "Г" полетит "Точка-У" и превратит эту точку "Г" в кляксу. В принципе, самой Грузии бояться-то нечего. Она ведь не собирается нападать на Южную Осетию. А точка для того и стоит, чтобы даже намека на продолжение не было.
Комментарий военного эксперта, главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко.
Шейнкман: На ваш взгляд, насколько необходимо было размещать в Южной Осетии систему "Точка-У"?
Коротченко: Оперативно-тактический ракетный комплекс "Точка-У" - это штатная система вооружения, которая принята в российской армии. Ничего экстраординарного в этом событии нет. Мы осуществляем плановое вооружение наших военных баз той техникой, которая состоит на вооружении в российской армии. Что касается необходимости, то данный вид оружия будет способствовать стабильности в регионе, особенно учитывая то, что наша военная база в Южной Осетии достаточно небольшая по численности. Это исключительно элемент оборонительной политики. Наличие там наших воинских контингентов никоим образом не угрожает ни Грузии, ни кому-либо еще.
Вместе с тем, мы наблюдаем то, что ход военного строительства в Грузии идет весьма интенсивно. Режим Саакашвили в значительной степени восстановил боеспособность грузинской армии. И для того, чтобы гарантированно обеспечить мир и безопасность в регионе, размещение оперативно-тактических ракет класса "Точка-У" послужит только тому, чтобы никакие провокации в дальнейшем не могли повториться. То есть, это элемент стабильности и предсказуемости. Самое главное, это гарантия повторения масштабных военных авантюр со стороны тех политиков, которые сегодня правят в Тбилиси.
Шейнкман: Тот арсенал, который сейчас уже имеется на вооружении российских военных, дислоцированных и в Южной Осетии в Абхазии, вместе с "Точкой-У" достаточен для того, чтобы обеспечить эти гарантии? Либо необходимо дополнительное комплектование?
Коротченко: Что касается конкретной конфигурации вооружений в данном регионе, то все будет определяться складывающейся обстановкой. Как известно, создано объединенное стратегическое командование "Юг", в зону ответственности которого входят российские базы в Южной Осетии и Абхазии. Там есть соответствующая структура, которая занимается анализом информации. В зависимости от того, какие потенциальные угрозы мы будем видеть со стороны Грузии, Россия будет предпринимать соответствующие меры по парированию этих угроз путем дополнительного ввода в регион тех или иные подразделений, оснащенных современным оружием.
Я еще раз подчеркну, что все меры, которые предпринимаются, носят исключительно оборонительный характер, направленный на стабилизацию ситуации. Мы помним, что когда Грузия посчитала себя достаточно сильной в военном отношении в 2008 году, она пошла на военную авантюру. Чтобы у Саакашвили и его военных больше не возникало соблазнов попробовать себя в условиях реальной войны, мы размещаем такие типы оружия, которые будут достаточно гарантировать контрсиловой удар в том случае, если Грузия снова попытается изменить сложившийся статус-кво в регионе.