Первый китайский экраноплан, сконструированный и сделанный полностью китайскими специалистами состоялся в ноябре 1998 года в акватории озера близи города Цзинмэн, провинции Хубэй. Хотя первые попытки сделать проект экраноплана были предприняты в Китае еще в 1967 году. С этого времени прошло уже практически десять лет, и интересующиеся этим направлением невольно задались вопросом: «Какие успехи были достигнуты китайскими разработчиками за этот период?
». Тут следует отметить, что в китайских СМИ тема экранопланов освещается довольно скупо, ограничиваясь только строгой официальной информацией в несколько строк. Поэтому большая часть информации получаемой по этой теме из Китая разноречивая, порой даже противоречащая друг другу. Но, даже если отмести большую половину из груды противоречащих фактов, можно с уверенностью сказать, что в Китае идет активная работа по созданию своей школы конструкторов судов, впитавших в себя самое лучшее из авиации и кораблестроения.
30 октября 2006 года на Авиационно-Космической выставке в Чжушае (КНР) произошло одно событие, которое сначала вызвала большой резонанс в кругах специалистов. «Авианесущий экраноплан» стали обсуждать западные специалисты, в некоторых солидных журналах появились статьи, посвященные этому проекту, в котором проводился анализ возможности строительства Китаем проектов такого класса. Упоминались проекты «Чанхэ-6» водоизмещением 500 тонн, разработке «Чанхэ-7» на 1100 тонн. Но потом прошла компания по дискредитации представленных проектов, с мнениями китайских специалистов о невозможности на данный момент постройки экранопланов такого класса в Китае. Вместе с тем, некоторые косвенные признаки указывают на то, что работы в данном направлении активно ведутся.
Рис. 1. Проект «Супер Пеликан» (экраноплан – авианосц – ракетоносц), выставленный на выставке в Чжухае осенью 2006 года. Автор Е Синьмяо.
Наглядным примером могут служить перспективные разработки, концептуальные проекты, представляемые на конкурс новых идей, проводимом НИИ проектирования самолетов в городе Чэнду и Китайским Авиационным научным обществом ежегодно. Следует отметить, что на конкурс принимаются работы, в основном, от молодых специалистов, работающих в авиации, космической индустрии. Представляемые проекты не ограничиваются только авиационной или космической тематикой, но и затрагивают смежные области. Ярким представителями которых являются экранопланы. Хотя среди представленных проектов экранопланов много вариаций на тему уже известных советских/российских образцов, на конкурсе попадаются интересные проекты, разработанные собственными силами участников.
В частности, некоторые работы, по заверениям членов комиссии конкурса, достойны внимания специалистов. В основном, это работы молодых авторов одиночек и групп разработчиков из различных НИИ авиационной промышленности. Проекты представлялись в виде эскизных набросков, проработанных проектов, моделей с высчитанными техническими характеристиками.
Среди множества работ, представленных на 2006-2007 года хотелось бы выделить несколько работ, привлекающих внимание своей глубиной проработки. В частности, проект «экраноплана-ракетоносеца», разработчика Лю Миндуна. Не останавливаясь на обосновании проекта, автор сразу перешел к техническим особенностям проекта и области применения. По его заверению, использование при производстве достижений космической промышленности в области полимеров и композитных материалов позволит построить экраноплан, сочетающий в себе самые лучшие черты авиации и кораблестроения. Использование нескольких систем управления, мощных двигательных систем позволит превратить экраноплан этого проекта в эффективный проект, который не только удовлетворит нужды китайского рынка сверхскоростных судов, но и позволит принять на вооружение эффективную высокоскоростной ракетный катер.
Для справки:
По оценке 605 НИИ в Китае существует высокая потребность в высокоскоростных судах, оцениваемая в 2 – 2,5 тысяч судов. Из них примерно половина, около 1 тысячи единиц, приходится на экранопланы различного водоизмещения.
Рис.2. Эскизный набросок запуска ракеты с борта экраноплана проекта Лю Миндуна.
Внимание специалистов привлек так же проект большого экраноплана, представленный Ци Жоюй, работником одного из НИИ авиационной промышленности. Хотя, конкретных данных на этот проект не удалось найти, можно предположить, что некий математический просчет в отношении проекта был осуществлен с привлечением специального программного обеспечения, так как представленные на сайте изображения экраноплана, по мнению специалистов, были конвертированы в формат JPEG из специального формата AutoCAD.
Рис. 3. Экраноплан разработчика Ци Жоюй.
Третьим интересным проектом, можно считать проект «невидимого экраноплана» корабельного базирования», представленный работником Института авиационной промышленности в Нанчане, г-ном Лю Гуанмяном (刘冠冕).
Хотя изображения этого проекта не были представлены, о серьезности проработки проекта может говорить представленный в комиссию доклад с математическим обоснованием и графиками в виде нескольких папок с бумагами.
Характеристики «невидимого экраноплана»:
Ширина - примерно 20 метров.
Взлетный вес - 20 тонн.
Скорость - свыше 600 км/час.
Расстояние - свыше 2000 км.
Разработчик особенно остановился при представлении своего проекта на следующих особенностях машины:
В частности, в конструкции крыла активно используется контролируемая кромка крыла. Во-вторых, разработчик указывает на использованные технологии, применяемые в судостроении и авиации, что позволило ему добиться обтекаемой формы аппарата при днище, рассчитанном по корабельным технологиям. Конфигурация днища позволяет достигать больших скоростей при снижении расхода энергии на начальном этапе разгона. Третьей особенностью, автор считает использование наклонных, как на истребителе, хвостовых рулей, что значительно снижает видимый силуэт и радиолокационную видимость. В-четвертых, использование модульной схемы построения архитектуры бортовых систем и узлов позволит быстро производить переконфигурацию бортовых систем для выполнения поставленных задач, ремонта, обслуживания. Пятой особенностью считается использование только одного мощного двигателя, но с системой управления тягой. О характере двигателя и его ТТХ автор не остановился подробно, но заявил, что расчеты представлены в переданном комиссии докладе. Особо автор остановился на проблеме спуска и возвращения на борт аппарата. По его утверждению им разработан оригинальная система спуск с корабля и подъема с воды без применения кранов, с помощью специальной платформы и рельс. Такая система обеспечит операции с аппаратом при волнении моря в три – пять баллов.
Стоило также остановиться на проекте экраноплана представленный Ван Пэнпэном, который инициативно разработал систему, включающую в себя не только сам аппарат, но проект места базирования, систему обслуживания, ремонта в виде схем и таблиц с примерным расчетом затрат на создание некоторых участков проектов. Особенностью его разработки, специалисты из 605 НИИ признают возможность использования представленных наработок для планирования систем обслуживания на берегу, а также использование представленных материалов для разработки проектов беспилотных вариантов экраноплана. Так как предложенные автором некоторые решения позволяют говорить о применении экранопланов не только над морской поверхностью, но и над сушей в условиях пустынь, полупустынь, степей.
Рис. 4. Проект экраноплан «Флюгер (Фэнсян бяо)». Автор Ван Пэнпэн.
Рис. 5. Экраноплан автора Ван Пэнпэна на фоне пустыни.
Интенсивное развитие таких технологий в Китае не могло не привлечь внимание соседей и не спровоцировать их на «достойный ответ» Китаю. И уже летом 2005 года в печати появляются данные, что правительство Республики Корея планирует инвестировать целевым назначением свыше 17 млрд. вон на разработку большого экраноплана. Согласно сформулированного задания опытный образец должен был иметь 83 метров в длину, грузоподъемность в 100 тонн и должен быть осуществлять полет над поверхностью на высоте от 1 до 5 метров со скоростью 250 км/час. Правительство Республики подчеркивало особое значение, которое оно придает заявленному проекту, так как рассчитывала от внедрения его получить прибыль уже в период 2010 – 2019 года.
Ведущие судостроительные компании РК, такие как Samsung Heavy, Hanjin Heavy, STK активно включились в борьбу за правительственный контракт, что лишь указывает о серьезности намерений правительства РК разработать и построить большой экраноплан.
Здесь уместно подчеркнуть, что все имевшиеся на начало нового века разработки в Японии, США, Корее, Тайване были представлены лишь небольшими экранопланами, инициативно разработанные силами НИИ и энтузиастов. В отличие от Китая, где эта программа была включена в план научно-технического развития известный больше как план «863». К тому же эти государства не имели в перспективе планов разработки и строительства экранопланов большого водоизмещения. Пример Китая, уверенно двигающегося к этапу разработки и строительства большого экраноплана, оказал значительное влияние на принятие в этих странах государственных программ по изысканиям и разработке экранопланов.
Вполне вероятно, что успех Китая в этой области воодушевил Иран выставить первый иранский экраноплан на всеобщее обозрение. По заключению экспертов, при разработке вполне возможно иранская сторона прибегала к услугам китайских специалистов, так как вид выставленной модели и изображения на фотографиях, представленных в Интернете, очень сильно напоминают китайский экраноплан «Синьтяньвэнь - 4».
Рис 6-7. Макет экраноплана, выставленный во время выставки в Иране.
Рис 8-9. Фото иранского экраноплана в ходе испытаний.
Международное сотрудничество в этой области ведется с несколькими странами, но основной упор в Китае делается на сотрудничество с российскими компаниями. Причина такого подхода лидирующее положение России в этой области. Но российские компании, обладая научным и техническим потенциалом, даже при острой нехватке средств, отказываются от тесного сотрудничества с китайскими коллегами и предлагаемых значительных инвестиций с китайской стороны, в силу существующих опасений нарушения авторских прав, кражи технологий.
В целом же, имеющийся потенциал научных наработок, технической мысли, а также имеющихся ресурсов в стране позволяет говорить о Китае, как о стране вплотную подошедшей к этапу практического осуществления коммерческой эксплуатации экранопланов. Созданное в 2001 году в городе Гуанчжоу акционерное общество совместно с Научно-техническим центром развития экранопланов и 605 и 701 НИИ активно ведет работу по продвижению экранопланов в стране, проводя совместно с Нанкинским центром работы по улучшению конфигурации и облика уже эксплуатирующихся китайских экранопланов. В качестве видимого примера эффективности принимаемых мер может выступать, созданная в 2001 году совместными усилиями вышеуказанных разработчиков, База эксплуатации экранопланов на озере Наньтайху, вблизи города Хучжоу, провинции Чжэцзян.
Рис. 10. Фотография ангара на озере Наньтайху, провинция Чжэцзян.
Рис. 11. Коллаж из фотографий китайских экранопланов проектов до 2001 года.
Удастся ли Китаю ввести в коммерческое использование и поставить на службу экранопланы в ближайшую пятилетку, как заявляют китайские специалисты, никто не берется подтвердить или опровергнуть. Но всем ясно одно – китайские разработчики, исполняя главную мысль притчи о старике Юйгуне, перенесшего с семьей гору с одного места на другое, планомерно достигают поставленных целей. Пусть даже и через десять – двадцать – сорок лет. Им спешить некуда, ведь они живут совершенно в других временных рамках, чем европейцы и оперируют совершенно другими категориями.
(ссылка не рабочая!)
/Взято http://www.abirus.ru/o/eplan.htm/