На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

ХЕЛЛО, “КИТТИ”!

Об этом инциденте, случившемся в Японском море 17 октября 2000 года, сквозь зубы сообщили несколько американских газет

Виртуальный репортаж с борта американского авианосца.

Взрослые игры

В последние месяцы прошлого года в российских газетах промелькнуло сообщение, претендующее на сенсацию. В нем говорилось, что наши летчики вскрыли систему противовоздушной обороны американского авианосца "Китти Хок".

Он в это время находился в Японском море. Там затевались большие маневры с участием японских сил обороны и южнокорейских морских сил.

Главком ВВС России Анатолий Корнуков подтвердил факт облета авианосца и уже по телевидению рассказал некоторые подробности.

"Эти полеты выполнили летчики 11-й воздушной армии, расположенной на Дальнем Востоке. Они летали на самолетах-разведчиках Су-24МР под прикрытием перехватчиков Су-27. Подойти к авианосцу удалось не с первой попытки. Это произошло в тот момент, когда "Китти Хок" принимал топливо с танкера".

Вряд ли российские читатели и зрители восприняли сказанное как сенсацию. В лучшем случае они порадовались тому, что наши летчики еще что-то могут.

Эта новость стала сенсацией за океаном. Как же так, военные твердят о неприступности авианосцев, а к ним спокойно прорывается пара разведчиков. Будь это не учения, а боевые реалии, океанскому монстру была бы крышка.

Американские журналисты тут же потребовали встречи с пресс-секретарем Министерства обороны США Кэннетом Бэконом. Вопросы к нему были прямы и конкретны. Из стенограммы брифинга видно, что пресс-секретарь изрядно волновался и путался в ответах.

Брифинг добавил к известному еще кое-какие подробности.

Как оказалось, российские самолеты трижды приближались к авианосцу.

— Первый раз они были на расстоянии в несколько миль от "Китти Хок". Во второй раз они были уже совсем рядом. И был еще третий... Они пролетели над авианосцем.

Журналисты были настроены агрессивно:

— Кэп, министр обороны или кто-то из министров спросил у русских, в чем дело?

— Нет, мы не подавали официального протеста. Во время “холодной” войны такого рода инциденты были нормой, но с конца “холодной” войны такого не случалось.

"Раскрученная" сенсация требовала официального пояснения Пентагона и оно последовало. Военное ведомство было в недоумении, почему рядовой факт военных учений вызвал такую реакцию. Журналистов успокоили, мол, разведчики были вовремя замечены, но командир пошел на сознательный риск в уверенности, что российские самолеты не имели враждебных намерений.

Так кто же прав: наш главком, утверждающий факт вскрытия ПВО авианосца или военное ведомство США отреагировавшее на конфуз "Китти Хок" показным спокойствием?

Вряд ли мы узнаем это. Конфуз авианосца ныне забыт, а все, что связано с ним строго засекречено. И все-таки постараемся кое в чем разобраться и хотя бы приблизиться к ответу на наш вопрос. А для этого нам надо переворошить страницы истории, на которых отражены "взаимоотношения" американских авианосцев и нашей авиации. Военные игры не всегда были безобидны.

15 июля 1964 года не вернулся из полета на воздушную разведку авианосца ВМС США в акватории Японского моря самолет ТУ-16Р.

25 мая 1968 года в Норвежском море пропал еще один советский самолет разведки. О судьбе его до сих пор ничего неизвестно. Связь с самолетом прервалась сразу же после доклада экипажа о том, что в районе патрулирования обнаружен американский авианосец “Эссекс”. По одной из версий наш самолет, делая разворот на малой высоте, зацепился крылом за воду. Но есть подозрение, что он был просто сбит. Американцы этот факт, естественно, отрицают.

26 июля 1980 года не вернулся на базу еще один Ту-16Р. Его разведывательный полет, целью которого служил опять же авианосец ВМС США в акватории Японского моря, закончился катастрофой.

Был случай, когда палубный истребитель F-4, попытавшийся перехватить наш Ту-95, врезался в него. Американские летчики успели катапультироваться. Наши летчики с трудом довели поврежденную машину до базы и посадили.

В другой раз, пытаясь сбить советский самолет с курса, два палубных истребителя F-18 делали опасные маневры и столкнулись. Один летчик погиб, другому удалось катапультироваться. Взрывом был поврежден советский самолет, но его экипажу удалось вернуться домой.

Только в 1989 году самолеты с авианосцев 33 раза перехватывали наших разведчиков.

В 1972 году было принято “Соглашение между правительствами Советского Союза и Соединенных Штатов Америки о предотвращении инцидентов в открытом море и воздушном пространстве над ними”. В нем говорилось, что “командиры экипажей самолетов каждой из сторон должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой стороны, действующим над открытым морем и кораблем другой стороны, действующим в открытом море, в частности, к кораблям, занятым выпуском или приемом самолетов”...

Но где мера благоразумия и осторожность, когда дело касается военного престижа.

Заслуженный военный штурман СССР Валентин Дудин, летавший на самолетах-разведчиках Ту-95 в Атлантике и Тихом океане вспоминает, что поведение пилотов палубных истребителей было очень “энергичным”. Взмывшие с авианосцев истребители вплотную подходили к нашим разведчикам и заслоняли фотолюки.

Прорыв к авианосцам входил в задачу экипажей самолетов-разведчиков. Это дело было рискованным, но необходимым. Проверялась боеготовность вероятного противника, его реакция на появление разведчиков в зоне контроля воздушного пространства.

Малейшие промедления в действиях стоили старшим офицерам авианосцев служебной карьеры. Так, полностью было заменено командование одного из авианосцев, когда к нему прорвался советский разведчик Ту-16Р. Надо сказать, что действия наших летчиков были крайне дерзкими. Мало того, что они сумели на малой высоте выйти на авианосец, так они еще выпустили шасси, имитируя посадку. Случилось это тридцать лет назад. Экипаж советского самолета был удостоен высоких государственных наград.

Нынешнему командованию авианосца “Китти Хок” инцидент с облетом служебной карьеры не повредил. И капитан Аллен Дж. Майерс и командующий авиакрылом командир Дуглас Макклейн продолжают исполнять свои должностные обязанности.

Российских летчиков по традиции ожидают награды.

Трудно представить, что военное командование США спустило конфуз с авианосцем на тормозах. Наверняка разборки были, но, возможно, решили до поры мер никаких не принимать. Признать командование виновным — значит подорвать авторитет авианосцев, строительство которых требует немалых денежек.

А между тем, похоже, что на авианосце российские самолеты действительно не ждали. Неужели и вправду зоркая система дальнего радиолокационного обнаружения проморгала их?

Война ли, учения ли, но при обнаружении воздушной цели, “представляющей угрозу кораблю”, первая пара истребителей незамедлительно взлетает, вторая приводится в полную готовность к взлету.

Если учесть радиолокационные возможности авианосца, то он мог видеть наши самолеты еще взлетающими с аэродрома. Так что палубные истребители должны были поджидать наших разведчиков уже в воздухе. А наши летчики, проявляя “осторожность и благоразумие” должны были отказаться от затеи пройтись над палубой авианосца. Но перехватчиков не было и наши прошли.

Так видели их радары или нет?

Главком ВВС Анатолий Корнуков утверждает, что на авианосце наблюдалась паника.

Американская сторона отрицает этот факт.

А им в доказательство — фотографии. Вот, мол, смотрите, как бегут к самолетам летчики дежурного звена. Похоже, что они только над палубой и увидели российские самолеты, а не раньше, еще до подлета.

Главному вторит командующий 11-й воздушной армии Анатолий Наговицын:

— На авианосце стали поспешно перерубать коммуникации, по которым шла заправка. Авианосец начал набирать ход. Истребители с палубы взлетели через пять минут после пролета наших самолетов.

Если, как утверждает военное ведомство США, российские самолеты были замечены и опознаны, а командир авианосца пошел на “сознательный риск”, то и продолжал бы себе заправку корабля горючим. Зачем же портить военное имущество в виде шлангов для подачи топлива?

Что-то в этой истории не так. Конечно, признаваться в конфузе всегда трудно. И пусть до поры до времени все будет окутано тайной и недоговоренностями. А пройдет время и все забудется.

Случись это десятка два лет назад, мы бы гордились своими летчиками и считали бы, что в очередной раз “умыли” заносчивых и самонадеянных американцев. Но реакция российских газет в этот раз была неоднозначной. Кто-то писал, что нужны ли такие рискованные игры, когда “холодная” война давно закончилась. Кто-то советовал не будить “зверя” и не принуждать его к ответным действиям.

Многообразие мнений выявило дополнительные стороны “военного эксперимента”.

“Командующий воздушной армией считает, что степень риска была небольшой, а версию о международном конфликте надуманной”. Все было сделано в рамках правил.

Начальник разведки Дальневосточного объединения ВВС и ПВО Юрий Урланов считает, что его ведомству просто “необходимо было получить свежую информацию об оперативных изменениях в оснащении иностранных вооруженных сил”.

Это нам кажется, что в мире наступило затишье.

Тогда почему только в прошлом году наши дальневосточные границы прощупывало 250 самолетов-разведчиков? По одному полету в день с двумя выходными в неделю.

Взрослые игры продолжаются.

Командир эскадрильи Александр Ренев и летчик Михаил Аристархов. Это они прошли над палубой авианосца.
Командир эскадрильи Александр Ренев и летчик Михаил Аристархов. Это они прошли над палубой авианосца.
Эти снимки авианосца Kitty Hawk были посланы американцам в дар
Эти снимки авианосца Kitty Hawk были посланы американцам в дар

На “Китти Хок” заканчиваются регламентные работы и скоро авианосец отправится на очередное дежурство в мировой океан. Военное ведомство США заверило, что подобного инцидента с облетом больше не повторится ни с одним авианосцем. Все-таки, видать, заело.

Но мы не договорили. Случившийся с авианосцем конфуз украсила одна деталь, характерная для детских, да и для взрослых игр.

Прилетев на свой аэродром, наши летчики проявили пленки, отпечатали фотографии и, подумав, решили поделиться ими со своими американскими коллегами.

Представляете ситуацию, когда командование корабля видит, как из факса тянется бумажная лента, на которой отчетливо проступают контуры палубы, снятой сверху. Хелло, “Китти”!

 

Виртуальный репортаж вел Вячеслав Федоров

 

Снимки будней авианосца взяты с персонального сайта “Китти Хок”.

 

На снимках:

  1. Командир эскадрильи Александр Ренев и летчик Михаил Аристархов. Это они прошли над палубой авианосца.
  2. А эти снимки были посланы американцам в дар.

http://www.warlib.ru/index.php?id=000069

***

Через несколько дней после описанного случая разведка Тихоокеанского флота перехватила электронное письмо. Командир отряда F/А-18, находившийся на борту Китти Хок во время инцидента, пишет своему сослуживцу.

«...Сидим мы и болтаем о всякой фигне, вдруг звонок из БИЦ (Боевого информационного центра). Они говорят: «Сэр, мы засекли русские истребители!». Капитан: «Объявляйте тревогу. Поднимаем истребители!» Из Центра говорят, что можно объявить только «Тревогу-30» (вылет в течение 30 минут). Капитан: «Поднимайте в воздух все, что можно!» Я связался с дежурным офицером эскадрильи. В тот день дежурила не наша эскадрилья, так что я велел ему сделать так, чтобы они подняли свои задницы. Одним словом, через 40 минут после объявления тревоги, после того, как русские Су-24 на скорости 500 узлов прошли прямо над башней Китти Хок, офицеры расплескали свой кофе и сказали все как один: «Fuck you!» Я посмотрел на капитана. Его лицо было багровым.

Русские истребители сделали еще два крутых виража на низкой высоте до того, как мы наконец-то запустили ЕА-6В Prowler (беспилотный военный самолет). Да, да... мы запустили грёбаный Prowler против истребителя прямо над кораблем. Истребитель имел его, как хотел. Наш уже вопил о помощи, когда наконец F/А-18 поднялся в воздух, чтобы совершить перехват. Но было поздно.

Четыре дня спустя русская разведслужба прислала командующему Китти Хок фотографии наших летчиков, мечущихся по палубе. Какой позор! Я чувствовал себя так, словно нас отымели, а я даже не слез со скамейки, чтобы помочь своим.

Пока. Жму лапу. Джон».

http://4-e.livejournal.com/36237.html

Картина дня

наверх