На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Истребитель-перехватчик МиГ-31


     МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя-перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.
     Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 16% - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и 1%-другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком.
     Целевое оборудование позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы из однотипных самолетов или в качестве самолета-лидера для управления действиями истребителей (МиГ-23, МиГ-25 , МиГ-29, Су-27 или Су-15). Самолет оснащен импульсно-допплеровской РЛС СБИ "Заслон" с фазированной антенной-решеткой (ФАР) большой мощности.
     Максимальная дальность обнаружения цели ЭПР 16 кв.м. - 200 км, дальность сопровождения цели класса самолет ДРЛО - 120 км, класса истребитель - 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. РЛС позволяет обнаруживать и сопровождать до 10 различных целей и одновременно наводить УР на четыре цели. Истребитель МиГ-31 оснащен теплопеленгатором, позволяющим скрыто осуществлять поиск и применять оружие, а также действовать в условиях интенсивных радиоэлектронных помех.
     Использование цифровой системы закрытой связи АПД-518 обеспечивает обмен радиолокационной информацией в группе из 4 самолетов МиГ-31, удаленных до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее совершенное БРЭО. Использование системы АПД-518 обеспечивает скрытую атаку цели истребителем МиГ-31 при слежении за целью другим истребителем, находящимся на безопасном удалении от самолетов противника и транслирующим радиолокационную информацию на атакующий самолет.
     Навигационное оборудование включает радионавигационные системы "Тропик" ("Лоран", точность определения координат - 0,13 - 1,3 км на дистанции 2000 км) и "Маршрут" ("Омега", точность определения координат - 1,8 - 3.6 км на дистанции 2000-10000 км). Обеспечивается возможность использования самолета на арктическом ТВД.
     Самолет оборудован тележечным шасси, допускающим эксплуатацию с грунтовых ВПП. Имеется система дозаправки топливом в полете с выдвижной штангой.
     Проектирование МиГ-31 специалисты ОКБ имени А.И.Микояна начали еще в 1970 году, взяв за основу выпускавшийся серийно перехватчик МиГ-25, созданный в 60-е годы в ответ на появление в США высотных сверхзвуковых разведчиков и бомбардировщиков. Как и МиГ-25, это был цельносварной самолет из специальных сплавов. Первоначально машина даже называлась МиГ-25МП. Общее руководство по разработке и испытаниям возглавил Генеральный конструктор Р.А.Беляков.
     "Тридцать первый" предназначался для перехвата и уничтожения воздушных целей, летящих как на больших, так и на средних и малых высотах (на фоне земли); в передней и задней полусферах; в простых и сложных метеоусловиях; днем и ночью, при применении противником маневра и постановке им активных и пассивных радиолокационных помех и тепловых ловушек.
     Конструктивно планер МиГ-31 близок к МиГ-25 и выплнен на 50% из нержавеющей стали, 16% - титана, 33% - алюминиевых сплавов. На самолёте увеличена механизация крыла, изменена форма воздухозаборников, применены двухколёсные основные стойки шасси. На нижней поверхности фюзеляжа установлены тормозные щитки, одновременно выполняющие функции створок шасси. Кабина двухместная, выполнена по схеме тандем. В кабине установлены катапультные кресла К-36ДМ. Фонарь имеет две откидывающиеся вверх-назад створки. Силовая установка состоит из 2 ТРДДФ Д-30Ф6. Сопла двигателей более узкие и длинные, чем на МиГ-25. В качестве стандартного оборудования (впервые на отечественном истребителе) установлена система дозаправки топливом в воздухе. Предусмотрена подвеска под крылом 2 ПТБ по 2500 л.
     Энерговооруженность самолета увеличили за счет установки двух модифицированных, высокоэкономичных, турбореактивных, двухконтурных двигателей Д-30, развивающих на полном форсаже тягу по 15500 кг - почти на треть больше, чем на "двадцать пятом". В отличие от других перехватчиков МиГ-31 способен в полете несколько раз дозаправляться от летающих танкеров, значительно увеличивая дальность и время полета.
     Новый истребитель оснастили помехозащищенным комплексом, обеспечивающим надежный перехват воздушных целей. Он состоит из бортовой радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой (применена на самолете впервые в мире) теплопеленгатора для передней полусферы и индикатора тактической обстановки. Поскольку летчику стало труднее одновременно управлять машиной, вооружением и прицельно-навигационной аппаратурой, в экипаж ввели штурмана-оператора.
     Есть на МиГ-31 и аппаратура передачи данных, предназначенная для взаимодействия групп из четырех машин в полете строем, целераспределения и координации атак. Она позволяет одновременно сопровождать до десяти целей и производить пуск управляемых ракет сразу по четырем.
     
     Как известно, боевая эффективность самолета зависит от состава и возможностей его вооружения. На МиГ-31 оно подбирается в зависимости от особенностей цели и боевой обстановки. В его состав могут входить четыре ракеты большой дальности с радиоголовками самонаведения; они же и две ракеты средней дальности с тепловыми головками самонаведения; четыре ракеты большой дальности и столько же малой дальности (ракеты ближнего маневренного боя). Примечательно, что конструкторы разместили их так, чтобы они оказывали вдвое меньшее сопротивление набегающему потоку воздуха. Кроме того, в центроплан встроена 23-мм пушка с боекомплектом в 260 снарядов. Впервые на МиГе применили пушку с огромной скорострельностью в несколько тысяч выстрелов в минуту- пушка того же калибра истребителя МиГ-15 уступала ей в этом отношении более чем в полтора раза!
     Да и по боевым возможностям у МиГ-31 нет аналогов ни у нас, ни за рубежом. Судите сами: экипаж перехватчика может, конечно, действовать в одиночку, но его главное назначение - работать группами по четыре машины под командованием самолета-лидера, при этом обмен информацией между ними и наземной автоматической системой управления производится автоматически, а все задачи, связанные с поиском целей и координацией группы, решаются бортовыми средствами, постоянно принимающими сведения с земли и взаимодействующих в группе перехватчиков. Впрочем, она может действовать и без помощи земли, осуществляя контроль за защищаемым обширным воздушным коридором.
     Что же касается одиночного самолета, то он способен одновременно перехватывать несколько объектов, идущих на разных высотах, разными курсами и с различными скоростями. Хотя МиГ-31 -не самолет маневренного боя, но выполняет все фигуры высшего пилотажа.
     Серийное производство МиГ-31 начали в 1979 году. С тех пор его улучшали, модернизировали, приспосабливали для решения новых боевых задач. Большие резервы, заложенные в его конструкцию, создают уверенность в том, что "тридцать первому", подобно его знаменитым предшественникам МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-21, суждена долгая жизнь в авиации.
     В 1992 году был выпущен истребитель-перехватчик МиГ-31М. На модернизированном самолете установлена более мощная РЛС, вооружение усилено до шести УР большой дальности, а также установлены высокоманевренные УР средней дальности Р-77.
     Серийное производство МиГ-31 продолжалось до 1994 года. Изготовлено более 500 самолётов. В настоящее время стоит на вооружении ВВС России (около 300 самолётов) и Казахстана (30). С 1992 года начались его поставки на экспорт.
 
    Характеристики  
     
Размах крыла 13,46 м
Длина самолета 22,69 м.
Высота самолета 5,15 м.
Взлетная масса, кг:
- нормальная 41000;
- максимальная 46200.
Тип двигателя ТРДЦФ Д-30Ф6.
Максимальная тяга, кН/кгс:
- бесфорсажная 2х91,0/2х9270;
- форсажная 2х152,0/2х15510.
Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 17500 м 3000 (М=2,82);
- на малой высоте 1500;
- крейсерская 2447 (М=2,3).
Практический потолок 20600 м.
Практическая дальность, км:
- без ПТБ 2500;
- с ПТБ 3300.
Продолжительность барражирования с дозаправкой в воздухе 6 часов.
Максимальная эксплуатационная перегрузка 5.

     
     Вооружение
     шестиствольная пушка ГШ-23-6 (23 мм, 26 патронов, скорострельность - 8000 выстр./мин); УР большой дальности Р-ЗЗ (до 120 км), УР средней дальности с ИК системой самонаведения Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М или Р-73.
     
     Модификации
     Е-155МП (МиГ-25МП, "изделие 83") - прототип перехватчика. Изготовлен в 1975 году.
     Е-155МФ - ударный самолёт (проект). Отличался расширенной передней частью фюзеляжа. Члены экипажа размещались рядом друг с другом. Мог нести ракеты Х-58 и до 12 бомб колибра 250 кг в фюзеляжном бомбоотсеке.
     МиГ-31 ("изделие 01") - серийный перехватчик. Выпускался в 1977-1990 годах на Горьковском авиазаводе №21.
     МиГ-31 ("изделие 01ДЗ") - самолёт с системой дозаправки в воздухе. Выпускался в 1990-1991 годах.
     МиГ-31Б ("изделие 01Б") - доработанный. Отличался улучшенной РЛС и ракетами Р-33С. Разработан после разоблачения в 1985 году шпиона А.Толкачёва, передавшего западным спецслужбам материалы о вооружении МиГ-29 и МиГ-31. Серийно выпускался с конца 1990 по 1994 год. Изготовлено несколько десятков самолётов. Принят на вооружение 25 октября 1999 года.
     МиГ-31БМ - самолёт для подавления наземных средств ПВО. Оснащён РЛС "Заслон-М". Кроме ракет "воздух-воздух" может нести противолокационную Х-31П.
     МиГ-31БС - самолёт, доработанный в строю по типу МиГ-31Б. Начиная с 1991 года дорабатывались все ранее выпущенные МиГ-31.
     МиГ-31Д ("изделие 07") - противоспутниковый истребитель. В 1986 году изготовлено 2 самолёта.
     МиГ-31ДЗ - с системой дозаправки топливом в воздухе. Изготовлено более 100 самолётов.
     МиГ-31М ("изделие 05") - модернизированный. Первый полёт 21 декабря 1985 года.
     МиГ-31Ф - ударный самолёт. Разработан в 1995 году.
     МиГ-31ФЭ - экспортный вариант МиГ-31БМ.
     МиГ-31Э - экспортный перехватчик. Отличается упрощенным составом БРЭО. Впервые показан на Берлинском авиасалоне в 1992 году.
     Боевое применение
     
     Самолет МиГ-31 ни разу не применялся против воздушных целей противника, однако в 1985г., после обострения советско-американских отношений в результате перехвата советскими истребителями северокорейского лайнера Боинг 747 в районе о.Сахалин, на Дальний Восток была направлена эскадрилья самолетов МиГ-31, одно появление которой привело к резкому уменьшению активности американской авиации в регионе. Косвенным следствием создания самолета МиГ-31 можно считать и снятие с вооружения в 1989г. американских высотных самолетов-разведчиков Локхид SR-71, характеристики которых, делавшие ранее эти крайне дорогостоящие самолеты неуязвимыми от истребителей ПВО, уже не могли спасать от атак МиГ-31.
     

http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=3619

Картина дня

наверх