Поздней осенью 1980-го небо было, как всегда, очень высоким, голубым и холодным. И тогда еще на этой голубизне часто были видны белоснежные черточки инверсионного следа реактивных самолетов. Сейчас такой след редко увидишь - морская авиация, некогда составлявшая гордость ТОФ, истреблена на корню. А тогда далеко и красиво летали. И подвиги между делом совершали героические...
Фантастическое ночное приземление на кукурузное поле тяжелого бомбардировщика с неработающими двигателями.
Пара дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16 выполняла обычное учебно-боевое задание. Экипаж ведомого (потому что он главный герой этой истории) составляли: командир корабля - капитан Душко Иван Иванович, прослуживший на тот момент в должности командира экипажа 7 лет; второй пилот - лейтенант Романов Сергей Владимирович; штурман - старший лейтенант Беляков Анатолий Николаевич; 2-й штурман - лейтенант Троценко Владимир Иванович; воздушный стрелок-радист - прапорщик Шевелев Владимир Иванович; командир огневых установок - прапорщик Гончарук Григорий Хардгемович.
...Они вылетели с аэродрома в 19 часов 44 минуты. Через два с половиной часа полета над морем у ведомого отказали насосы топливных баков левой плоскости крыла. В результате топливо с одной стороны не выработалось, сместился центр тяжести, что вызвало сильный крен на левое крыло. Удерживать самолет с помощью руля и триммера становилось все труднее. Капитан Душко доложил обстановку на командный пункт и принял решение: аварийный сброс топлива и посадка "с ходу" на аэродром Кневичи.
Они находились на высоте 1800 м в 30 км от аэродрома, когда опустели все шесть баков и двигатели встали. Катапультироваться не позволяли дефицит времени, приближающийся город и выпущенные шасси. Поэтому решение было принято однозначное - будем садиться.
Досье "Н". Дальний бомбардировщик Ту-16 предназначался для нанесения мощных ракетно-бомбовых ударов по стратегическим объектам противника. Самолет мог нести на себе все, что только может представить себе военное воображение - бомбы, ракеты. Для самообороны имел семь 23-мм пушек. Дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 3 т - 5800 км. Потолок - 12 800 м. Экипаж - 6 человек. Первые Ту-16 поступили на вооружение в строевые части в 1954 году. Серийный выпуск прекращен в 1962 году. На вооружении стоял до 1993 года.
... Внизу было кукурузное поле площадью 900 на 500 метров, изрезанное глубокими оросительными каналами и беспорядочно утыканное круглыми бетонными колодцами метровой высоты и такого же диаметра. Темная громада бомбардировщика с молчащими двигателями на скорости более 400 км в час неслась навстречу земле. Все произошедшее дальше напрямую относится к историям из жизни очень сильно везучих людей и самолетов.
Шасси коснулись земли всего в 28 метрах за первой по курсу канавой (8 м шириной, 1,5 м глубиной). Если можете, представьте это: 50-тонная махина длиной 35 м, высотой 11 м, с размахом крыла 33 м на скорости в 300 км в час НОЧЬЮ садится на кукурузное поле - посадочных огней нет, фары не работают, в окно кабины не видно НИЧЕГО, машина практически неуправляема.
Попрыгав по кочкам, самолет оторвался от земли, пролетел по воздуху еще 64 метра, удачно перепрыгнув вторую канаву шириной 4 метра и глубиной 2 метра. Второе касание пришлось на самый бруствер этой канавы. Пролети они не 64, а 63 метра, разломились бы пополам и взорвались. Но им повезло - просто слегка затормозили.
Под колесами - перепаханный рыхлый грунт, слева - еще одна бетонная шишка, справа - овраг. Как-то проскочили. А впереди еще два колодца. Один пролетел мимо в шести метрах, другой - в двадцати. Последний колодец проехали всего в 50 сантиметрах. Дальше по курсу открывалась сухая пойма реки 30-метровой ширины. "Нырнули". Сложилась, не выдержав нагрузки, передняя стойка шасси. В пойму они въехали "мордой". Отвалилось 5,5 м правого крыла. Их развернуло на 80 градусов и волокло юзом еще около сорока метров. Остановились. До ближайшей грандиозной траншеи (глубина - 6 м, ширина - 30) оставалось 130 м. Общий пробег по полю составил 613 м. В нормальных условиях даже на грунтовой ВПП, даже максимально облегченный (48 т) самолет без тормозного парашюта пробегает около 2,5 км...
Когда подъехали руководство и медики, весь экипаж был жив, здоров и невредим. Их только потряхивало от невероятного нервного напряжения. Да, их "вели" всю дорогу. Связь с аварийным самолетом прекратилась, когда до посадочной полосы аэродрома оставалось всего 12 км. Вели, практически не веря в их спасение. Неизвестно, имена каких богов они вспоминали, на что надеялись и кто им помог. Но они сели - "на честном слове и на одном крыле".
Потом экипаж наградили, командира перевели с повышением на нелетную работу, самолет благополучно списали. Непосредственный герой нашей истории Иван Душко крайний раз был замечен начальником штаба где-то на Черноморском флоте. "Крайний" - это потому, что летчики ненавидят слово "последний" и никогда его не произносят.
Светлана Филиппова