На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Фронтовой истребитель МиГ-15

 

   МиГ-15 - первый советский массовый реактивный истребитель. Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг.

, и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г. Постройка самолета осуществлялась на восьми российских заводах. На серийных МиГ-15 установлен ТРД РД-45Ф.
     МиГ-15бис (СД) - усовершенствованный серийный вариант, отличающийся установкой двигателя ВК-1 вместо РД-45Ф, пушек НР-23 вместо НС-23, несколько измененной конструкцией планера и улучшенным оборудованием. Первый полет опытного образца состоялся в сентябре 1949 г., серийное производство началось в 1950 г.
     В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Они широко экспортировались в страны Варшавского Договора, Китай, КНДР и другие развивающиеся страны, в частности в страны Ближнего Востока (Египет, Сирию).

Тактико-технические характеристики
Размах крыла 10,08 м
Длина самолета 10,10м
Длина фюзеляжа - 8,08 м
Высота самолета - 3,7 м
Площадь крыла 20,60 кв.м
Масса пустого самолета 3680 кг
Масса топлива 1173 кг
Взлетная масса, кг:
- нормальная 5044
- максимальная - 5380
- с двумя ПТБ* по 260 л 5510
- с двумя ПТБ по 300 л 5575
- с двумя ПТБ по 600 л 6105
Тип двигателя 1ТРД ВК-1 ОКБ В.Я.Климова
Максимальная тяга 26.5 Кн (2700 кгс)
Максимальная скорость, км/ч:
- у земли 1076.
- на высоте 5000 м - 1044
Посадочная скорость 178 км/ч
Практический потолок 15500 м
Практическая дальность, км:
- на высоте 12000 м без ПТБ 1330
- с двумя ПТБ по 260 л 1860
- с двумя ПТБ по 300 л 1975
- с двумя ПТБ по 600 л 2520
Длина разбега 475 м
Длина пробега 670 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8


     *ПТБ – подвесной топливный бак
     Вооружение
     МиГ-15 вооружался тремя пушками, расположенными в носовой части фюзеляжа:
     - пушка Н-37Д (калибр 30 мм, боезапас 40 патронов, 400 выстр./мин) – 1 шт.
     - пушка НР-23КМ (калибр 23 мм, 2х80 патронов, 800-900 выстр./мин) – 2 шт.
     Для МиГ-15 УТИ - один пулемет УБК-Э (калибр 12,7 мм, боезапас 150 патронов, 800-1000 ыстр./мин) и одна пушка HP-23.
     На двух подкрыльевых пилонах вместо ПТБ возможна подвеска бомб калибра 100 и 50 кг на бомбодержателях-замках БД2-48 МиГ.
     Боевое крещение МиГ-15 получил в небе Кореи в начале 1950-х годов. Его появление стало неприятным сюрпризом для американских агрессоров, привыкших к господству в воздухе.
     В Корее применялись МиГ-15 и МиГ-15бис китайских и советских В ВС и использовались они главным образом для прикрытия объектов КНДР от воздушных налетов. Одной из первых в Северный Китай для противовоздушной защиты объектов КНДР прибыла 324-я дивизия, которой командовал И.Н. Кожедуб. Первые МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР появились в корейском небе 8 ноября 1950г. Первоначально они сталкивались в воздушных поединках с американскими истребителями F-80 "Шутинг Стар" («Стреляющая звезда», первый реактивный истребитель ВВС США) и Рипаблик F-84 "Тандерджет", значительно уступавшими МиГу-15 по характеристикам. Американцы срочно ввели в действие свои новейшие по тому времени реактивные истребители F-86 "Сейбр" («Клинок»), которые использовались для сопровождения групп бомбардировщиков и стали основным воздушным противником МиГов. Первое столкновение МиГ-15 и F-86 в воздухе произошло 17 декабря 1950г. - это был первый воздушный бой истребителей со стреловидным крылом.
     
     Боевое применение МиГ-15 в Корее показало преимущества его мощного трехпушечного вооружения: F-86 был весьма уязвим для огня из пушек калибра 23 мм и 37 мм (например, протектированные баки F-86A не обеспечивали защиту от снарядов такого калибра). Значительно более слабое вооружение "Сейбров" (шесть 12,7-мм пулеметов) зачастую было способно лишь повредить МиГ-15. Американцам, несмотря на предпринятые усилия по разработке пушечного вооружения, не удалось его доработать в сжатые сроки, и пушки (четыре М39 калибра 20 мм) на F-86 были установлены уже после окончания войны в Корее. МиГ-15 был значительно легче, чем F-86, и при близкой удельной нагрузке на крыло (МиГ-15 - 262, МиГ-15бис - 296, F-86A - 275, F-86E - 302 кг/м для максимальной взлетной массы с ПТБ) существенно превосходил истребитель F-86 в тяговооруженности (МиГ-15 - 0,42, МиГ-15бис - 0,44, F-86A - 0,32, F-86E - 0,29). Это обусловило преимущество МиГ-15 на вертикальных маневрах благодаря лучшим характеристикам разгона и набора высоты. Высотность и предельные маневренные характеристики у МиГ-15 также были лучше (практический потолок МиГ-15 - 15 200 м, МиГ-15бис - 15 500 м, максимальная эксплуатационная перегрузка - 8, тогда как у F-86 соответственно 14 630 м и 7).
      При пикировании в воздушном бою F-86 и МиГ-15 часто выходили на околозвуковые скорости, где F-86 обладал большей устойчивостью, тогда как МиГ-15 мог столкнуться с "валежкой". "МиГ" несколько уступал самолету F-86 в горизонтальной маневренности (из-за применения на F-86 предкрылков) и в радиусе действия с ПТБ.
     В воздушной войне над Кореей успех остался за советскими летчиками. Самым результативным "реактивным" асом стал Е. Пепеляев, который одержал 23 воздушных победы (это фактический результат с учетом 19 побед согласно записям в летной книжке и четырех побед, "отданных" на счет ведомого) при 108 боевых вылетах (число побед на один вылет - 0,21). На счету Пепеляева 12 истребителей F-86, четыре F-84, шесть F-80, один F-94. Н. Сутягин одержал 21 победу, совершив 150 вылетов, по 15 сбитых самолетов на счету Л. Щукина и А. Сморчко-ва, еще семь российских летчиков имеют в активе по 10-14 побед. 22 летчика были удостоены звания Героя Советского Союза. По подсчетам американцев, летчики "МиГов" применяли свыше 30 тактических приемов. В ходу были и "косая петля", "карусель", "горка к солнцу", "ловушка", "пасть", которые были отработаны с участием И. Кожедуба еще в Великой Отечественной войне. Из американских летчиков самым результативным стал Дж. Макконнел, который в 106 боевых вылетах на F-86 сбил 16 самолетов (число побед на один вылет - 0,15). На втором месте среди американцев Дж. Джабара, одержавший 15 побед. Итоговые цифры также говорят в пользу российской боевой техники. Советские летчики в воздушных боях над территорией Китая и Северной Кореи сбили более 1 300 самолетов противника (включая бомбардировщики и истребители других типов, помимо F-86), потеряв при этом 345 "МиГов".
     
     МиГ-15 широко использовались в 1956г. в ходе боевых действий между Египтом и коалицией, образованной Израилем, Великобританией и Францией. Парк истребителей МиГ-15бис, составлявших основу ВВС Египта, насчитывал 110 машин советского и чехословацкого производства (т.е. 41% из 270 боевых самолетов, имевшихся у Египта). Их основными противниками в воздушных боях были израильские истребители Дассо "Мистэр"IV и MD-450 "Ураган" французского производства, имевшие близкие к МиГ-15 скоростные и маневренные характеристики. Преимущество в воздушных боях в целом было на стороне израильской авиации, что объясняется более высоким уровнем подготовки летного и командного состава израильских ВВС. Всего в ходе военных действий, по израильским данным, было сбито 18 самолетов ВВС Израиля, причем египетской авиацией был сбит лишь один связной и разведывательный самолет Пайпер "Каб" (остальные поражены огнем зенитной артиллерии). По египетским данным, противник понес более значительные потери (но итоговые цифры не приводятся). Общие потери египетских ВВС составили, по западным данным, более 260 самолетов, в том числе восемь самолетов МиГ-15бис. Применялся МиГ-15 также во многих других мелких военных конфликтах в различных регионах мира.
     Долгое время МиГ-15 успешно использовался для обороны границ СССР. Например, в начале апреля 1955г. МиГ-15бис, взлетевший с аэродрома на Камчатке, сбил американский разведчик RB-47, нарушивший воздушное пространство СССР и шедший на высоте 10 000 м со скоростью 850-870 км/ч.

http://www.bg-znanie.ru/article.php?nid=820

Картина дня

наверх