Опасное небо

7 сентября под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив», отправляющаяся в Минск на свою первую игру нового сезона КХЛ. В результате авиакатастрофы из 45 человек находящихся на борту 43 погибли на месте аварии, еще один – нападающий сборной России и «Локомотива» Александр Галимов – скончался 12 сентября в институте хирургии им. Вишневского от ожогов, не совместимых с жизнью. В авиакатастрофе выжил только бортпроводник судна Александр Сизов, сейчас он находится в НИИ скорой помощи им.
Склифосовского. Катастрофа, которая получила мировой резонанс, вновь продемонстрировала, что состояние дел в российской гражданской авиации далеко от идеального.


Остроту проблем в современной российской авиации подтверждает череда авиакатастроф текущего года. Последняя из них произошла менее двух месяцев назад. 11 июля 2011 года в Томской области вынужден был совершить аварийную посадку на воду самолет Ан-24 авиакомпании «Ангара». Самолет, следовавший по маршруту Томск-Сургут, приводнился в километре от мыса Медведева. На его борту находилось 33 человека, 5 из них погибли, 4 получили тяжелые травмы. Незадолго до этого 21 июня 2011 года произошла одна из крупнейших авиакатастроф года. Под Петрозаводском разбился Ту-134 авиакомпании «РусЭй», летевший по маршруту Москва-Петрозаводск. На его борту находилось 43 пассажира (в том числе 8 детей) и 9 членов экипажа, 47 человек погибли.

В марте этого года во время проведения летных испытаний на границе Воронежской и Белгородской областей разбился самолет Ан-148, погибли 6 человек. Примечательно, что и сам 2011 год начался в России с авиакатастрофы. 1 января в Сургуте при посадке разбился Ту-154, принадлежащий авиакомпании «Колымавиа», в результате аварии 3 человека погибли, 44 получили ранения различной степени тяжести. По числу авиационных катастроф и летных происшествий за последний год наша страна вплотную приблизилась к Конго, Ирану и ряду других не самых развитых стран.
Опасное небо
Як-42, место катастрофы под Ярославлем


Причины и пути выхода из кризиса

По традиции после каждой авиакатастрофы чиновники велели «запретить и не пущать» в воздух очередные типы воздушных судов. При этом в большинстве случаев причиной авиакатастроф были ошибки, допущенные экипажем. Сказывается и то, что в России используется довольно старый парк авиатехники, а инфраструктура аэропортов особенно в провинции находится в не самом идеальном состоянии. Летчик испытатель 1-го класса Вадим Базыкин убежден, что самолеты наши высочайшего класса, но все они результат работы инженеров еще 70-х годов прошлого века. Наши пассажирские самолеты высокоскоростные, дают экипажу очень мало времени на принятие решений. Современные самолеты садятся с гораздо меньше скоростью, времени для осмысления ситуации экипажем они предоставляют на порядок больше. Старые советские самолеты очень требовательны к уровню подготовки экипажей и не прощают ошибок, а любая ошибка в данном случае – это оборванные человеческие жизни. Вывод напрашивается сам собой, России просто необходим современный авиапарк, и вовсе не обязательно, чтобы он был импортным. При этом сегодня только Москва, Санкт-Петербург и может еще несколько аэропортов страны соответствуют всем современным международным требованиям. А так либо техника не соответствует аэропортам, либо аэропорты технике.

Мнения о том, что в сфере безопасности полетов в российской гражданской авиации ситуация является катастрофической придерживаются и в Европе. Немецкий профсоюз пилотов Cockpit полагает, что плачевнее положение дел только в Африке. Заявление об этом сделал 11 сентября пресс-секретарь данного профсоюза Йорг Хандверг. По его словам главными проблемами России являются – устаревшие самолеты, недостаточная профессиональная подготовка, отсутствие денег на профилактические работы и ремонт.

Вызывает нарекания немецкой стороны и техническое оснащение наземных служб российских аэропортов. За небольшим исключением нескольких крупных аэропортов, имеющих статус международных. В то же время небольшие аэропорты в провинции испытывают огромные проблемы. Хандверг, который в свою бытность пилотом, сам не раз летал в российские аэропорты отметил, что и подготовка российских диспетчеров далека от идеала, многие диспетчеры в провинции практически не знают английского языка.
Опасное небо
Старожил отечественной авиации Ту-134, выпуск прекращен в 1985 году

Отметили немцы и другую российскую особенность на этот раз юридического плана. Российские метеорологи несут личную ответственность за предоставляемые прогнозы погоды. Именно поэтому они склонны проявлять консерватизм и часто дают прогнозы на более худшую погоду, чем ожидается на самом деле, ссылаясь на возможный град или штормовой ветер. Данные попытки перестраховки на взгляд немецких специалистов являются контрпродуктивными. Для улучшения ситуации в сфере безопасности полетов необходимо принимать комплексные меры, которые потребуют привлечения крупных денежных средств, резюмирует пресс-секретарь немецкого профсоюза пилотов.

Катастрофа под Ярославлем стала последней каплей терпения для президента Дмитрия Медведева, который сделал по данному поводу ряд резких замечаний. По распоряжению президента в срок до 1 февраля 2012 года должны быть приняты самые срочные меры по вопросу обеспечения лизинга гражданских судов, которые бы соответствовали всем современным требованиям к летной годности, независимо от их страны производителя. К этому же сроку правительство должно разработать систему субсидирования региональных и местных перевозок. Также в срок до 15 ноября должны быть разработаны меры по прекращению деятельности компаний-авиаперевозчиков, которые не в состоянии обеспечить безопасность полетов. Помимо этого в воздушный кодекс планируется ввести ряд изменений, которые обеспечат внедрение международных стандартов надзора за подготовкой авиаперсонала, также будут увеличены административные штрафы за нарушение правил полетов, отдельно будет предусмотрена возможность внесудебного порядка остановки эксплуатации воздушных судов, которые нарушают требования воздушного законодательства.

По мнению летчика, генерала армии, экс главнокомандующего ВВС СССР Петра Дейнекина, многие авиакатастрофы последних лет связаны с так называемым человеческим фактором. Многие из них вина летных экипажей и в первую очередь командиров воздушных судов. По его мнению, за время перестроек главная личность в авиации – командир корабля – была низведена до уровня ниже плинтуса. В СССР командиров пассажирских самолетов, которые летали еще на Ту-104, встречали почти как космонавтов, это были люди, которых уважали в обществе.
Опасное небо
Еще один старичок, Ан-24

В настоящее время командиры воздушных судов потеряли свое лицо, и, если так можно сказать, личное мужество. В печально известном случае катастрофы под Донецком (2006 год, 170 погибших), командир корабля знал, что впереди находится мощнейший грозовой фронт, но решил пройти сквозь него, хотя спокойно мог его облететь. Командир корабля экономил керосин, в то время как за его спиной сидели ни в чем не повинные пассажиры, за которых он был в ответе.

Сегодня пилоты превратились фактически в рабов. Хозяев авиакомпаний интересует только прибыль, при этом сами они за штурвалом никогда не летали. Летчики могут летать на иностранных воздушных судах, отлично знают английский язык и при этом их беспощадно эксплуатируют, некоторые пилоты имеют налет по 90 часов в неделю. Такое количество часов очень трудно переносится даже людьми с крепким здоровьем, это очень сильная нагрузка и большой стресс. В результате этого человек становится безразличным к ситуации, которая может требовать его детального анализа. Именно поэтому списывать вину только на устаревшие отечественные самолеты неправильно. Необходимо, как можно скорее, восстановить былой имидж командиров воздушных судов.

На чем сегодня летают в России

Сегодня в составе действующего пассажирского парка российских авиаперевозчиков находится 986 пассажирских и 152 грузовых самолета, по численности иностранные самолеты составляют 46% от этого числа, при этом имея подавляющее преимущество в магистральных полетах. С 1998 года численность магистральных лайнеров иностранного производства выросла с 40 до 350 самолетов, за это же время количество Ту-154 и Як-42 сократилось вдвое. При этом региональные самолеты были и остаются преимущественно российского производства. Согласно данным реестра в авиапарке российских компаний находится около 130 старых Ту-134, Як-42, и Ан-24. Средняя стоимость нового самолета данного класса составляет около 20 млн. долларов за штуку, следовательно, для того чтобы заменить их полностью потребуется более 2,5 млрд. долларов.

В 2010 году российские авиакомпании приобрели лишь 8 новых воздушных судов российского производства. Три магистральных лайнера – Ту-214, Ту-204-300, Ту-154М, а также 5 региональных самолетов Ан-148. При этом за рубежом отечественные авиакомпании приобрели практически в 10 раз больше машин – 78 самолетов. Из них 54 магистральных и 24 региональных лайнера. Стоит отметить, что лидерство по количеству поставок в российские авиакомпании постепенно завоевывают наиболее совершенные и конкурентоспособные на мировом рынке машины: самолеты B-737 Next Generation, А-320, B-777 и A-330. В региональном же парке пока еще пользуются устойчивым спросом 50-местные самолеты, поэтому в пятерку лидеров сразу попал самолет Ан-148.
Опасное небо
Современный ближнемагистральный самолет Ан-148

Потребность отечественных авиакомпаний в современных воздушных судах объективна, поскольку основу авиапарка страны по-прежнему составляют модели предыдущих поколений, давно утратившие конкурентоспособность. К примеру, поставляемые им на замену самолеты западного производства на единицу выполненной работы обеспечивают практически вдвое меньший расход топлива. Близки к ним по этому показателю самолеты семейства Ту-204/214. В настоящее время действующий парк этих самолетов по сравнению с 2000 годом увеличился в 4 раза, а объем ежегодно выполняемой ими транспортной работы вырос в 12 раз. Их доля в общем пассажирообороте российского воздушного транспорта росла на фоне кризиса и банкротства ряда авиакомпаний.

В конце 2009 года российские авиакомпании стали получать новые региональные самолеты Ан-148 (российско-украинского производства) способные осуществлять перевозку 70-80 пассажиров на дальность в 4500 км. Данный самолет разработан с учетом российских условий эксплуатации, а по своим транспортным возможностям и техническому совершенству на голову превосходит устаревший Ту-134, и вполне сопоставим с зарубежными аналогами. При этом его преимуществом являются меньшие требования к качеству аэродромных покрытий. Помимо этого есть Sukhoi Superjet 100, который по системе технического обслуживания и летно-техническим характеристикам полностью конкурентоспособен с самыми современными зарубежными аналогами. В 2011 году в России началась коммерческая эксплуатация данного лайнера. В настоящее время компания «Гражданские самолёты Сухого» имеет на руках контрактов (уже заключенных и находящихся в стадии согласования) на 343 самолета. К 2014 году компания планирует выйти на плановый показатель производства – 60 машин в год.

Автор Сергей Юферев

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх