Китай официально объявил о начале программы строительства орбитальной станции. Первый запуск в рамках этой программы состоится уже в 2011 году, а закончить создание станции планируется к 2020 году.
Представитель китайской программы пилотируемых полетов объявил в среду, 25 октября, о начале КНР работ по созданию собственной космической станции.
Сначала в космос, как и предполагалось ранее, отправятся корабли «Шэньчжоу-8» и «Тяньгун-1» для отработки стыковки на орбите без людей на борту. Далее планируется доработать основной исследовательский отсек орбитальной станции и жилой модуль, которые станут основой китайского аналога российского «Мира».Третья сила
В наши дни государств, которые способны в полной мере вести освоение космоса, нет. Российские пилотируемые корабли по праву считаются надежным средством доставки людей и грузов на орбиту, нашей стране принадлежит несколько ключевых модулей на МКС, но последний успешный запуск космического аппарата к другим небесным телам состоялся еще в 1984 году. После двух зондов «Вега», изучивших комету Галлея, настала череда сначала неудач (гибель двух «Фобосов» и «Марса-96»), а потом и хронической нехватки финансирования.
С дальним космосом меньше проблем и больше успешных миссий у NASA (взять хотя бы Cassini и марсоходы), но зато американцам с конца 2010 года становится не на чем запускать астронавтов: на начало ноября запланирован последний полет шаттла Discovery, после которого «челноки» отправят в почетную отставку. А астронавтов— занимать уже купленные на российских «Союзах» места, так как иного транспорта пока нет, рассматриваемые в качестве альтернативы частные компании к пилотируемым полетам тоже еще не готовы.
Спутник "Донг фан хун" - "Красный Восток". Построен и выведен на орбиту в 1971 году. До первого полета китайского пилотируемого корабля, вопреки тогдашним прогнозам министерства обороны Китая, оставалось еще 32 года.
Источник: sina.com
Безусловно, есть и другие участники. Прежде всего Евросоюз, который имеет в своем распоряжении достаточно мощные ракеты «Ариан-5» и грузовой корабль ATV. Далее— Япония, которая недавно запустила экспериментальный аппарат с солнечным парусом и вернула капсулу с образцами астероидного вещества на борту другого автоматического зонда с ионными двигателями. Или Индия, уже запускавшая спутник к Луне; список претендующих на покорение космоса стран с заметным отрывом продолжат Израиль и Иран— но ни у кого из перечисленных государств или альянсов пока что нет пилотируемых кораблей.
Израильская ракета-носитель "Шавит", третья ступень. Примечательно, что израильские запуски производятся не в сторону востока (как делается по всему миру для использования вращения Земли), а на запад (т.е. против вращения, с большими затратами). Причина тому - нежелание ронять отработанные ступени или спутники на территории арабских стран, с которыми и так весьма натянутые отношения.
Источник: טל ענבר
Китайская орбитальная станция, довольно скромная на фоне достижений СССР или США даже тридцатилетней давности— это не просто еще один аппарат, запущенный в космическое пространство, а заявка на серьезный и разносторонний подход.
В то же время, как пояснил GZT.RU заместитель директора Институт космических исследований Российской Академии Наук (ИКИ РАН) Вячеслав Родин, в ближайшие годы китайская станция вряд ли сможет составить конкуренцию МКС и российско-американским космическим программам.
«От конкуренции они, конечно, далеки. им не хватает ни опыта, ни технологий. Но но всегда можно приветствовать желание поучаствовать в этой работе»,— отметил ученый.
Он добавил, что Китаю предстоит конкурировать не с одной или двумя странами, а с достаточно прочным научным и практическим союзом, который объединяет космические корпорации России, США и европейских стран.
«Сейчас страны, осваивающие космос, пережили „детские болезни“ независимости и работают вместе, объединив усилия. Китай в этом процессе пока не участвует, потому что работа с Китаем в области пилотируемой космонавтики была бы на неравных условиях. Зато у нас очень плотно идет сотрудничество в деле автоматических спутников и межпланетных исследовательских станций»,— добавил Родин.
Планы Китая
Спустя более чем сорок лет после начала космической программы Китай многократно увеличил свой промышленный и научный потенциал. Что позволяет рассчитывать на доведение до конца проекта первой орбитальной станции, которую собираются строить далеко не теми ударными темпами, что характеризовали конец 1960-х годов.
Сначала будет отработана важнейшая операция— стыковка кораблей на орбите. Именно с этого начиналась советская программа сооружения орбитальных станций, так как избежать необходимости стыковки кораблей нельзя в принципе. Причин тому две:
- на орбитальную станцию время от времени нужно доставлять грузы и сменять экипаж, то есть к ней должны причаливать корабли с Земли
- ни одна ракета не может поднять за раз все необходимое для строительства большого комплекса
Грузоподъемность ракет Китая сейчас не превышает 12 тонн, именно столько способен вывести «Великий поход-3B». Этот показатель планируется поднять до 25 тонн у «Великого похода-5», что позволит доставлять на орбиту крупные грузы, такие же, которые могут поднять самые мощные ракеты США («Дельта-4») и России («Протон»).
Крупным грузом, по всей видимости, будут компоненты орбитальной станции, которые последуют за первыми модулями «Тяньгун» («Небесный дворец»). Первый «Тяньгун» полетит без экипажа в 2011 году, с ним состыкуется корабль «Шэньчжоу-8» опять-таки без экипажа и лишь спустя год, в 2012, «Шэньчжоу-9» доставит в космос трех тайконавтов.