На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Музей космонавтики и ракетной техники.

Давно хотел рассказать об этом музее. Находится он в Санкт-Петербуррге, в Иоанновском равеллине Петропавловской крепости. Место выбрано не случайно. Здесь располагалась в 30-е годы газодинамическая лаборатория, разработавшая первые в СССР жидкостные ракетные двигатели. Музей носит имя своего основателя и одного из основоположников ракетного двигателестроения Глушко В.

П.



Музей своего сайта не имеет, некоторую доп. информацию о нем можно почерпнуть здесь.

Музей состоит из нескольких залов, первые из которых рассказывают об истории собственно ГДЛ, а затем залы посвящаются развитию ракетостроения и космонавтики в СССР. Помимо текстовых и фотоматериалов, в музее многжество очень интересных экспонатов, среди которых немало уникальных. Для тех, кто интересуется ракетной техникой, это знаковое место. Но вообще музей малоизвестен, так что займемся популяризацией ;)

Итак, еще в 20-е годы была создана лаборатория, занимающаяся ракетной тематикой. Основатель ГДЛ — инженер-химик Н.И.Тихомиров. Он смог заинтересовать Ревввоенсовет своими разработками, и в 1921 г. лаборатория получила гос. поддержку. Но держалась лаборатория больше на энтузиазме ее сотрудников.
Тем временем в 1923 г. военное ведомство выдало лаборатории задание проверить опытным путем применимость реактивного действия к существующим минам, с целью увеличения их дальнобойности. Весной 1928 г. на полигоне были проведены первые пуски снарядов, снаряженных шашечным порохом. Созданием этой пороховой ракеты на бездымном порохе был заложен фундамент для конструктивного оформления ракетных снарядов к «Катюше». В 1930 г. началась непосредственная разработка ракетных снарядов 82 мм и 132 мм калибров. В 1932 г. начались летно-полигонные стрельбы ракетными, или, как тогда их называли, реактивными, снарядами (PC) диаметром 82 мм (PC-82) с самолета И-4.

РС-82.



С 1929 г. В ГДЛ велись работы по разработке электротермических ракетных двигателей под руководством В.П. Глушко. В них для создания тяги РД использовалась энергия, освобождающаяся при электровзрыве металлов. В начале 30-х гг. был создан ЭРД.

ЭРД.



Это был первый в мире электротермический ракетный двигатель. Своим рождением он на треть века опередил ход развития науки и техники. Впоследствии перед электроракетными двигателями различных типов открылась богатая перспектива дальнейшего развития. В настоящее время двигатели этого класса находят практическое применение в космических аппаратах для коррекции траектории полета. В ряде стран разрабатываются образцы ЭРД, предназначенные для применения в качестве основных двигателей для дальних межпланетных полетов.

Практическое применение ЭРД в космонавтике возможно лишь после выхода летательного аппарата на космические орбиты. Причина в малой величине тяги, развиваемой этими двигателями. Поэтому одновременно с ЭРД разрабатывались ЖРД и им уделялось основное внимание.

Разработкой жидкостных ракетных двигателей занимался отдел лаборатории под руководством Г.Э. Лангемака.
В 1930-31 гг. в ГДЛ были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели: ОРМ (опытный ракетный мотор), ОРМ-1 и ОРМ-2. В 1931 г. проведено 47 стендовых огневых испытаний жидкостных ракетных двигателей. ОРМ испытывался на жидком заранее смешанном унитарном топливе, состоящем из раствора углеводородов в азотном тетроксиде (46 пусков).

ОРМ-1.



В 1932 г. были создана и испытаны двигатели ОРМ-4, ОРМ-5, ОРМ-8, ОРМ-9, ОРМ-11 и ОРМ-12. В качестве окислителей в них использовались жидкий воздух, жидкий кислород, азотная кислота, азотный тетроксид и растворы азотного тетроксида в азотной кислоте; в качестве горючего — бензин, смесь 50% бензина с 50% бензола, толуол.

ОРМ-12.





Двигатель ОРМ-50 тягой 150 кг на азотнокислотно-керосиновом топливе с химическим зажиганием предназначался для ракеты 05 конструкции ГИРД. Сдаточные стендовые испытания он прошел в 1933 г. Допускал многократные испытания.



К концу 1933 г. были решены основные проблемы, связанные с созданием надежно работающих ЖРД: выбрано высококипящее топливо азотная кислота — керосин, отличающееся высокой плотностью, удобное в эксплуатации и обеспеченное широкой промышленной базой; это топливо применялось в ЖРД и в последующие годы; разработаны новые технические решения и конструктивные элементы. В результате в 1930—33 созданы ЖРД (ОРМ-1 - ОРМ-52) с тягой до 2940 Н и удельным импульсом до 2060 м/с, имеющие большой ресурс. В 1930—33 разрабатывались также экспериментальные жидкостные ракеты РЛА (реактивные летательные аппараты): РЛА-1,-2, -3 с расчетной высотой подъёма 2—4 км и РЛА-100 с высотой подъёма 100 км при стартовой массе 400 кг. Первые 2 ракеты были изготовлены; разработка РЛА-З и РЛА-100 не была завершена.

РЛА-2.



ГДЛ была не единственной организацией в СССР, занимающейся ракетной тематикой. В нескольких городах действовали отделения ГИРД — группы изучения реактивного движения (впрочем, сами ГИРДовцы расшифровывали ее как "группу инженеров, работающих даром". Все делалось поначалу без какой-либо оплаты). С Ленинградской ГИРД ГДЛ активно сотрудничала.

Регистрирующая ракета В.В. Разумова (ЛенГИРД, 1932 г.)



В Москве ГИРД возглавляли Ф.А. Цандер, С.П. Королев, Победоносцев Ю.А.
В начале 30-х годов им удалось построить и запустить несколько ракет с ЖРД.

Ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10.



Вообще, кроме собственно двигателей и ракет в музее много других экспонатов, относящихся к этому периоду: станки, чертежи, фотографии. Есть и типовое рабочее место инженера того времени.

.

В 1933 г. ГДЛ и ГИРД были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт. Он просуществовал 10 лет и за это время в его стенах были созданы многие образцы отечественного ракетного оружия: Завершено создание реактивных снарядов РС-82 и РС-132, испытаны баллистические и крылатые ракеты и двигатели к ним, сконструированные первые ракетные самолеты...

Ракетный двигатель РД-3 (предназначался для установки на истребитель-перехватчик, конструктор В.П. Глушко, 1944-1945 гг.)



Поскольку РНИИ считался детищем М.Н. Тухачевского, в 1937 г. он подвергся чистке от вредителей, шпионов и проходимцев. Бдительными коммунистами были выявлены предатели трудового народа, с которыми поступили в соответствии в высшей коммунистической справедливостью. Создатель "Катюш", Г.Э. Лангемак, оказался немецким шпионом, его расстреляли. Начальник РНИИ, бригинженер И.Т. Клейменов, создал в стенах института антисоветскую организацию, за что его, естественно, тоже расстреляли. Подлыми антисоветчиками оказались также конструкторы В.П. Глушко и С.П. Королев. За свою деятельность они получили 8 и 10 лет ИТЛ соответственно. Все это, естественно сказалось на работе института, крупных прорывов в его работе больше не наблюдалось. 18 февраля 1944 г. Государственный Комитет Обороны в связи с «нетерпимым положением, сложившимся с развитием реактивной техники в СССР» постановил «…Государственный институт реактивной техники при СНК СССР ликвидировать» и возложить решение этой задачи на Наркомат авиационной промышленности.

А в это время немцы начали применять ракеты V-1 и V-2. Когда в руки советских специалистов попали детали ракет, собранные на немецких полигонах, их первой реакцией был шок. Конструкторы поначалу просто не верили, что в военных условиях можно создать такой ракетный двигатель. Если в СССР тогда испытывались РД с тягой в несколько сот килограммов, то здесь они увидели двигатель, работающий на кислороде со спиртом, развивающий тягу в 25 тонн! Такова была плата за коммунистическую бдительность. Из-за того, что искали у себя врагов мнимых, пришлось копировать достижения врагов настоящих. Первые советские мощные ракеты были точными копиями немецких Фау-2. Осужденных Королева и Глушко в 1944 г. досрочно освободили, и поставили перед ними задачу по разработке отечественных ракет.

Следующие залы музея рассказывают о послевоенном развитии советского ракетостроения.
Советские конструкторы вскоре оставили далеко позади первые прототипы ракет по характеристикам и вышли на космический уровень.

В 1957 г. весь мир узнал об успешных полетах запущенной в СССР первой в мире межконтинентальной ракеты, которая вскоре вывела на орбиты первые три спутника Земли. На обеих ступенях этой ракеты были установлены двигатели конструкции ГДЛ—ОКБ, работающие на кислородно-керосиновом топливе.

Двигатель I ступени ракет-носителей «Восток» РД-107.



Двигатель II ступени ракет-носителей «Восток» РД-108.



Прибор для измерения рентгеновского и ультрафиолетового излучения Солнца. Такой же был установлен на втором ИСЗ.



Первым представителем многообразных ракет-носителей серии «Космос» является двухступенчатая ракета, выполняющая космические рейсы с 16 марта 1962 г., а с 14 октября 1969 г. выводящая на орбиты спутники Земли серии «Интеркосмос».

На I ступени этой ракеты установлен двигатель РД-214 тягой 74 тонны в пустоте, первый в СССР мощный серийный двигатель, работающий на высококипящем азотнокислотном окислителе и продуктах переработки керосина в качестве горючего.



В музее представлены многие линейки ракетных двигателей, от небольших корректирующих до гигантских маршевых, так что интересующиеся темой смогут все осмотреть-общупать, благо, под стекло такие агрегаты не засунешь.

Кроме двигателей, в залах много макетов ракет-носителей, спутников и орбитальных станций. Покажу некоторые из них.

Макет космического корабля «Восток».



Макет автоматической станции «Луна-9».



Макет автоматической межпланетной станции «Марс-1».



Кусочек лунохода.



Кроме этого, есть в залах скафандры, костюмы космонавтов и «космический» инструмент.

 



А в конце последнего зала установлен настоящий спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16», совершивший посадку 8 декабря 1974 г.



Входной люк в аппарат открыт, но сам вход закрыт стеклом, так что съемка внутри полна бликов и показать интерьер не смогу.

Вообще музей весьма интересный и информативный. Всем, интересующимся космической тематикой настоятельно рекомендую.

http://aeromamont.livejournal.com/14708.html

Картина дня

наверх