Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35 Lightning II — перспективный, малозаметный истребитель-бомбардировщик пятого поколения, разработанный американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems). Создание Lockheed Martin F-35 Lightning II началось с победы компании Lockheed Martin на конкурсе по программе JSF (англ – Joint Strike Fighter, совместный ударный истребитель). И в результате в октябре 2010 г поднялся в воздух первый F-35 Lightning II. Всего планируется создать три типа самолёта: наземный истребитель «CTOL»(F-35A), палубный истребитель «CV»(F-35B), истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой «STOVL»(F-35C). Финансируют проект не только США, но и такие страны НАТО как Великобритания, Италия, Нидерланды, Австралия, Канада, Турция, Норвегия и Дания, также в разработке самолета принимали участие российские конструкторы, которые ранее занимались разработкой ЯК-141. Всего планируется потратить на проект 40 млрд. долларов и начать эксплуатацию самолета в 2016 году.
15 декабря 2006 года в небо поднялся первый предсерийный образец истребителя F-35 Lightning II, который его создатели — руководители мощнейшей американской корпорации Lockheed Martin — называют "первым самолетом, обладающим всеми признаками истребителя 5-го поколения". Судя по данным локхидовского сайта, испытания второй опытного образца проходят вполне успешно: к концу марта 2007 года самолёт совершил 9 полётов, достиг высоты 8 км и скорости М=0.8, выполнил различные фигуры пилотажа и полетал на углах атаки около 20'. 25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный Lockheed F-35 Lightning II. 10 мая он передан ВВС США. Самолёт с номером AF-7 приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2011 года получит 20 серийных истребителей F-35 Lightning II для обучения пилотов.
В настоящее время Lockheed Martin занимается сборкой истребителей F-35 Lightning II в рамках первой и второй партии мелкосерийного производства (LRIP). Восемь самолётов уже покинули сборочную линию. Ранее сообщалось, что стоимость мелкосерийных самолётов оказалась на 15 процентов дороже, чем было указано в контракте. В рамках LRIP 1 были куплены истребители F-35A Lightning II по 221,2 миллиона долларов за штуку, а в рамках LRIP 2 - F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно.
Lockheed F-35 Lightning II — сверхзвуковой истребитель, обладающий характерными признаками самолётов пятого поколения, а именно пониженной радиолокационной заметностью, сверхзвуковой крейсерской скоростью, многофункциональностью, полным набором бортовых сенсоров, работающих на разных физических принципах. Самолёт создан в рамках программы JSF (Joint Strike Rghter) в качестве «совместного» или «единого» тактического истребителя, способного одинаково успешно вести воздушный бой и наносить удары по наземным целям и предназначенного для замены широкой гаммы самолетов четвертого поколения. Как ни старались американцы решить эту задачу путем разработки действительно единого суперуниверсального самолета, это им не удалось.
Вместо одной машины пришлось спроектировать 3, обладающих известной степенью конструктивной общности, но все же разных. Вариант F-35A Lightning II — самолёт с обычными взлётом и посадкой, предназначен для замены в ВВС США истребителей семейства F-16 и штурмовиков A-10. Второй вариант — F-35B Lightning II — машина с укороченным взлётом и вертикальной посадкой, предназначена для замены самолётов AV-8 Harrier II и F/A-18 Hornet в авиации Корпуса морской пехоты США и Harrier GR7/GR9 — в ВВС и ВМС Великобритании. Самолёт предназначен для действий с небольших авианесущих кораблей и с полевых площадок непосредственно у линии фронта. F-35C Lightning II — палубный вариант «Лайтнинга» с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишер, предназначен для замены на авианосцах США самолетов F/A-18 Hornet модификаций A/B/C/D.
Программа JSF реализуется уже 11 лет. В 1996 г. корпорации Boeing и Lockheed Martin получили задание на разработку на конкурсной основе прототипов тактических истребителей X-32 и X-35. Оба экспериментальных аппарата взлетели в 2000 г., а в октябре следующего года победителем тендера была названа Lockheed Martin, получившая контракт на постройку предсерийных истребителей F-35 Lightning II. Ее основными партнерами стали американская корпорация Northrop Grumman и британская ВАЕ Systems.
Начавший испытательные полеты вариант F-35A Lightning II, имеющий производственное обозначение AA-1, является самолётом обычных взлета и посадки. Он оснащен одним двигателем Pratt & Whitney F135. который представляет собой прямое развитие двигателя F119 первого серийного истребителя пятого поколения F-22 Raptor с тягой порядка 18150 кгс, это самый мощный двигатель, когда-либо устанавливаемый на самолете-истребителе. Всего же в программе летных испытаний Лайтнинга, рассчитанной на 6 лет и 12000 лётных часов, планировалось задействовать 15 экземпляров F-35 Lightning II. Еще 7 машин использованы для различных наземных проверок, в том числе 1 — для определения реальной РЛ заметности самолёта.
В состав авионики самолёта F-35 Lightning II входят:
- Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
- AAQ-37- Оптическая система позволяет: Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей; Навигация при полете днем/ночью; Предупреждение о ракетной атаке самолета; Обнаружение точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии; Произвести пуск ракеты воздух-воздух по цели летящей за самолетом; Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км (выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9),количество обнаруживаемых целей не ограничено.
- AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолета.
- AN/ASQ-239 (Barracuda) — станция индивидуальных помех (РЭП)
- HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
- PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), так же возможно управление голосом.
Особо стоит отметить специально разработанный для F-35 Lightning II шлем пилота. Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.
Основу вооружения самолёта F-35 Lightning II должны составить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже существующие бомбы Mk-83-1000, Mk-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное оружие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения. Данные о цели автоматически загружаются в систему наведения бомбы с началом выполнения полетного задания непосредственно из компьютера самолета. При достижении рубежа применения (порядка 30 км от цели), бомба автоматически сбрасывается. Дальнейшее наведение на цель осуществляется системой наведения бомбы за счет специальных аэродинамических поверхностей. При этом достигается точность попадания с вероятностным круговым отклонением (КВО) 13 м при использовании совместно инерциальной и GPS систем наведения и 30 м КВО при работе только инерциальной системы.
Система может применяться в широком диапазоне высот и в процессе выполнения самолетом различных маневров. В дальнейшем планируется довести КВО до 3 м при использовании системы DAMASK (Direct Attack Munitions Affordable Seeker). LOCAAS представляет собой малую бомбовую систему с собственным турбореактивным двигателем и низкой стоимостью (~33000$). Предназначена для поиска, идентификации и уничтожения подвижных наземных целей. Имеет GPS и инерциальное курсовое наведение, твердотельную головку поиска целей (LADAR), автономную систему сопровождения цели и боевые части различного назначения. Полетное задание программируется. Система может быть применена на дальностях 100-150 км, при этом область поиска целей составляет 100-45 кв. км.
Самолёт F-35 Lightning II может нести широкую гамму вооружения, предназначенного для поражения наземных, надводных и воздушных целей. Для поражения воздушных целей истребитель может оснащаться YP средней дальности AIM-120 AMRAAM, а также ракетами малой дальности AIM-9M "Сайдуиндер" или перспективными высокоманевренными УР AIM-9X либо AIM-132 ASRAAM (британской разработки). Вооружение размещается в двух бортовых грузоотсеках, расположенных в нижней части центральной секции фюзеляжа. Грузоотсеки оснащены катапультными ПУ с пневмоприводом.
Типичная внутренняя подвеска (варианты F-35A и F-35C) - две ракеты AMRAAM и две КАБ GBU-31 JDAM калибром 908 кг. Альтернативный вариант подвески - два AMRAAMa плюс восемь КАБ малого калибра (SDB). На внутренней подвеске могут размещаться также: КР AGM-154 JSOW (на самолетах ВВС), КАБ "Пэйвуэй" II калибром 227 кг и GBU-38 и GBU-32 JDAM (227 и 454 кг), британская перспективная КАБ PGB (227 кг), РБК CBU-103M105 "Рокай", ПТУР "Бримстоун", а также британские УР воздушного боя малой дальности ASRAAM. На шести (у варианта А) или семи (у В и С) узлах внешней подвески (шесть съемных пилонов под крылом, один - осевой под фюзеляжем), предназначенных для использования в конфликтах малой интенсивности, может быть размещено, к примеру, до 24 КАБ SDB, а также другое негабаритное вооружение из перечисленного ниже ассортимента: перспективные тактические крылатые ракеты AGM-158 JASSM или SLAM-ER (ВМС и КМП), противотанковые УР типа "Мейврик", противорадиолокационные ракеты HARM (США) или ALARM (ВМС Великобритании), корректируемые авиабомбы типа JDAM и "Пейвуэй" II и III калибром от 227 до 908 кг, свободнопадающие авиабомбы калибром 225, 454 и 908 кг, разовые бомбовые кассеты "Рокай" и УР ASRAAM и AIM-9X. Кроме того, самолет может нести до 4 1612-литровых ПТБ и транспортные контейнеры MXU-640/CNU-08.
Центральный узел на СКВВП и самолетах палубного базирования предназначен для размещения пушечного контейнера. Пилоны имеют следующую грузоподъемность: центральный - 454 кг, внутренние: два по 1135 кг (на вариантах А и С) или по 568 кг (на В) и два по 159 кг, внутренние подкрыльевые - по 2270 кг, средние - по 1135 кг и внешние - по 136,2 кг. Таким образом, максимальная масса носимого вооружения составляет: для варианта F-35A - 9670,4 кг, для F-35B - 8989,4 кг и для F-35C - 10124,4 кг.
В случае успешного развития американо-британских партнерских отношений в рамках программы, исчезнет последнее препятствие к включению в номенклатуру вооружения F-35 Lightning II европейской тактической КР "Сторм Шэдоу"/"Скальп", которая в настоящее время уже имеется в Англии на вооружении. Эта мера избавит британское МО от необходимости закупать в США альтернативный тип оружия аналогичного назначения. Возможна также интеграция с "бортом" F-35 Lightning II других типов европейского вооружения. В конструкции створок грузоотсеков применена технология "самозакрывания". Несмотря на жесткую и прочную конструкцию самих створок, они несут на себе подвесное вооружение, и при открывании на большой скорости в них возможно возникновение деформаций. Створки снабжены системой силовых элементов, а также высокоскоростными приводами и сервомоторами, которые в комплексе обеспечивают идеальное прилегание кромок створок к фюзеляжу и не требуют регулировки.
Некоторые изменения, в частности уменьшение объема и габаритов грузоотсеков, коснулись исключительно варианта СКВВП. В отличие от самолетов с нормальным взлетом и посадкой, он может нести на внутренней подвеске КАБ JDAM калибром не 900, а лишь 450 кг.
Вариант истребителя F-35B Lightning II, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку. Для этого сопло двигателя F-35B Lightning II способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.
Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолетом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека. Вертикальная тяга позволяет F-35B Lightning II при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолета оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолетом короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП).
Конструкция F-35B Lightning II во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B Lightning II подъемного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолетов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолет несет «мертвый груз» в виде подъемных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).
Отличительными особенностями F-35C Lightning II, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца - с использованием аэрофинишера. Всвязи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C Lightning II упрочнена. Хвостовая часть самолета, содержит элементы, изготовленные из титана. Первый полет самолета F-35C Lightning II состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.
Тактико-технические характеристики Lockheed F-35 Lightning II
Экипаж: 1 человек
Длина:
F-35A: 15,7 м
F-35B: 15,7 м
F-35C: 15,6 м
Размах крыла:
F-35A: 10,7 м
F-35B: 10,7 м
F-35C: 13,1 м
Высота:
F-35A: 4,33 м
F-35B: 4,33 м
F-35C: 4,54 м
Площадь крыла:
F-35A: 42,7 м
F-35B: 42,7 м
F-35C: 62,1 м
Масса:
пустого:
F-35A: 14200 кг
F-35B: 15800 кг
F-35C: 17200 кг
нормальная взлётная масса:
F-35A: 24350 кг
F-35B: 22240 кг
F-35C: 25896 кг
максимальная взлетная масса:
F-35A: 31800 кг
F-35B: 27000 кг
F-35C: 31800 кг
масса топлива:
F-35A: 8382 кг
F-35B: 6352 кг
F-35C: 9110 кг
Двигатель:
тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой
модель: «Pratt & Whitney F135-100/400/600» (для F-35A, F-35B и F-35C соответственно)
тяга:
максимальная: 1 x 12460 кгс
на форсаже: 1 x 18100 кгс (демонстрировалась работа двигателя с тягой до 22700 кгс)
Максимальная скорость: 1700 км/ч (1,6 М)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
Дальность полета:
максимальная:
F-35A: 2200 км
F-35B: 1670 км
F-35C: 2520 км
Продолжительность полёта: 2,6 ч
Практический потолок: 18200 м
Скороподъемность 12000 м/мин
Максимальная эксплуатационная перегрузка:
F-35A: +9 G
F-35B: +7,5 G
F-35C: +7,5 G
Вооружение
Пушечное:
F-35A: 1 x 20-мм авиационная пушка M61 Vulcan
F-35B: 1 x 25-мм авиационная пушка GAU-22 в подвесном контейнере
Боевая нагрузка: 8100 кг
Точки подвески:
внутренних: 4
внешних: 6
Ракетное вооружение:
УРВВ: AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T
УРВП: AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM
http://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/4613-istr...