Назначение "Клипера"
Согласно итоговому отчету "Результаты проектных проработок...", ПКК "Клипер" представляет собой многоразовый многоцелевой космический корабль, который может использоваться как в пилотируемом, так и в беспилотном (автоматическом) режиме. Он разрабатывается как элемент транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций) на околоземных орбитах высотой до 500 км и выполняет следующие основные задачи:
- доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю экипажа и полезного груза;
- возвращение со станции на Землю результатов исследований и экспериментов;
- выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);
- выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;
- удаление со станции отработавшего свой ресурс оборудования, продуктов жизнедеятельности и т. д.
ПКК "Клипер" с необходимым дооснащением обеспечивает:
- выполнение целевых пилотируемых полетов, предусматривающих эксперименты и исследования в автономном полете, включая отработку систем и элементов перспективных космических аппаратов;
- обслуживание кооперированных КА (регламентные и ремонтно-восстановительные работы, маневры коррекции орбиты);
- выполнение коммерческих космических полетов (например: посещение группой туристов орбитальной станции).
Дооснащение корабля под различные целевые задачи предполагается проводить в основном за счет доработок агрегатного отсека. При этом допускается исключать из состава корабля системы и агрегаты, обеспечивающие взаимодействие со станцией, например систему стыковки, систему взаимных измерений, средства межбортовой связи и т.д.
Видоизменение проекта
Компоновка кресел (по рядам) 3+3 заменена на 2+4
В 2004 году началось продвижение «Клипера». В связи с недостаточностью бюджетного финансирования основной упор делался на сотрудничество с другими космическими агентствами. В том же году интерес к «Клиперу» проявило ЕКА, но потребовало коренной переработки концепции под свои нужды — корабль должен был садиться на аэродромы как самолёт. Менее чем через год в сотрудничестве с КБ «Сухой» и ЦАГИ была разработана крылатая версия «Клипера». К тому же времени в РКК был создан полномасштабный макет корабля, начались работы по компоновке оборудования.
В 2004 г. в РКК "Энергия" начались предэскизные работы по уточнению конструктивно-компоновочной схемы корабля и состава бортовых систем. В результате этого в первоначальный проект были внесены некоторые изменения. В частности, была кардинально переработана системы аварийного спасения (САС), изменилось расположение двигателей причаливания и ориентации, в системе электроснабжения было решено отказаться от солнечных батарей в пользу электрохимического генератора.
В 2004 г., помимо основного варианта корабля по схеме "несущий корпус", развернулись проектные и исследовательские работы по крылатому варианту совместно с КБ имени П.О. Сухого, Была начата разработка "крылатой схемы" корабля, поскольку данный вариант в наибольшей степени соответствует условиям комфортного спуска в атмосфере и посадки: крылатые возвращаемые аппараты обладают высоким аэродинамическим качеством, как на гиперзвуковых, так и на дозвуковых скоростях, благодаря чему экипаж испытывает незначительные перегрузки на участке спуска.
Кроме того, обеспечивается возможность аэродинамического маневра (-1500-2000 км) и горизонтальная (самолетная) посадка на аэродром с использованием колесного шасси. Посадка на аэродром исключает необходимость задействования дорогостоящих средств Поисково-спасательной службы (ПСС). К преимуществу "крылатой" схемы можно также отнести большой коэффициент многоразовости: не требуются парашютная система, двигатели мягкой посадки, посадочное устройство, т.е. одноразовые системы, замена которых требуется после каждого полета.
Недостатком "крылатой схемы" является то, что невозможен неуправляемый спуск корабля, в связи с чем в этом варианте предъявляются более высокие требования к надежности бортовых систем на участке схода с орбиты и приземления. На случай возможного аварийного спуска потребуются дополнительные запасные аэродромы. Следует также отметить, что "крылатый" вариант будет несколько тяжелее (но не намного), чем аппарат по схеме "несущий корпус" за счет того, что в нем имеются крылья с теплозащитным покрытием и шасси, хотя при этом отсутствуют парашютная система, двигатели мягкой посадки и посадочное устройство.
Таким образом, в настоящее время в РКК "Энергия" ведутся предэскизные работы по двум вариантам "Клипера": "несущий корпус" и "крылатого" типа. В последующем для реализации может быть выбран один из вариантов.
Впервые макет был представлен широкой общественности на брифинге для представителей СМИ, проведенной в РКК "Энергия" 30 ноября 2004 г. на территории своей контрольно-испытательной станции. Тогда же впервые была предоставлена исчерпывающая техническая информация о проекте, включая данные по крылатой версии корабля, разрабатывавшемся параллельно с вариантом "несущий корпус".
К МАКСу-2005 был сделан окончательный выбор в пользу крылатого варианта. Цитата из интервью Н.Севастьянова интернет-изданию "Газета.Ru":
– Когда о проекте «Клипер» заговорили впервые, еще не было ясно, как будет осуществляться его возвращение на Землю: парашютным или планерным способом. Макет, который привезли на МАКС, с крылышками. Это значит, что вопрос посадки решен?
– Наши специалисты работали над «Клипером» уже несколько лет, но особенно плотно именно в последнее время, последние два месяца. И действительно, мы приняли решение делать систему с планерной посадкой. Это позволит уменьшить травматизм корабля при посадке, что значительно увеличит его срок службы. Мы планируем использовать каждое изделие около 20-25 лет. Собственно, за счет этого и будет снижаться себестоимость полета космонавтов.
Надо сказать, что в целом этот проект реализует Роскосмос, а «Энергия» отвечает за техническую сторону. Правительство уже утвердило его в Федеральную космическую программу до 2015 года. Но очень важно, что кроме России к участию в этом проекте привлекаются партнеры – другие космические агентства. Переговоры в части соинвестирования и участия европейских компаний ведутся сейчас с Европейским космическим агентством. Что касается наших планов по «Клиперу», то в следующем году мы должны завершить проект в экспериментальной отработке, а позднее подготовить рабочую документацию, изготовить и испытать. Начать полеты мы собираемся в 2012 году. Затем за три года полностью квалифицируем систему, и в следующей федеральной космической программе – на 2015–2025 годы – «Клипер» должен уже стать основным транспортным средством, заменив «Союз». :
С 1 июня 2006 года в РКК "Энергия" полностью прекращены все работы над пилотируемым космическим кораблем "Клипер". Пикантность ситуации в том, что закрытый конкурс Федерального космического агентства по выбору облика нового российского пилотируемого космического корабля ("тема "Клипер"), который должен завершиться в июне с последующим подписанием государственного контракта с организацией-победителем, еще официально не закончился! А на фоне полноразмерного макета "Клипера" успели "засветиться" не только премьер-министр М.Фрадков, но и президент России В.Путин.
Тем не менее, "Клипера", как нового многоразового корабля, не будет... Но мы о нем расскажем. О том, каким он мог быть, как думали и творили конструкторы, какие интересные решения каждая из фирм-конкурсантов закладывала в свой проект.
Расскажем мы и конкурсе, который, как уже совершенно очевидно, закончится ничем, фактически превратившись в фарс.
Расскажем о всех перипетиях, участниках событий и тайных пружинах, приведших к такому бесславному концу.
Почему бесславному? Потому что вот уже две недели проектанты РКК "Энергия" занимаются глубокой модификацией старого доброго "Союза", который, будучи новым по составу оборудования и бортовым системам, фактически является продолжением идеологии сорокалетней давности, тормозя развитие нашей космонавтики на десятилетия вперед, замораживая сегодняшнее, далеко не самое лучшее ее состояние.
По имеющимся данным, новый "Союз" является своеобразным компромиссом между нашими великими, но нищими амбициями, и реальными финансовыми, но технически скромными конструкторскими возможностями Европейского космического агентства.
Однако кто платит, тот и заказывает музыку! Представьте себе нынешний "Союз", но с примерно в полтора раза увеличенными служебно-агрегатным отсеком и спускаемым аппаратом, причем вместо привычного бытового отсека он будет иметь орбитальный модуль, при создании которого может быть использован конструкторско-производственный задел от западноевропейского автоматического грузовика ATV. Другими словами, вся предыдущая история нашей пилотируемой космонавтики была сначала равноправной гонкой с переменным успехом, а затем взаимовыгодным сотрудничеством с американцами. Но сложно было себе даже представить, что мы когда-нибудь будем копировать китайский "Шеньчжоу"...
Лучше всего о создавшейся ситуации сказал 12 апреля 2006 г. главный научный консультант РКК "Энергия" Борис Черток:
"...этим амбициозным планам может помешать технологическое отставание России. Выскажу то, что Николай Севастьянов по своему служебному положению не может сказать. Пока Россия будет сырьевым придатком, любая программа освоения Луны и Марса нереальна. Мы деградировали в смежных областях, например, в электронике. Наша экономика в ее нынешнем состоянии не позволит решить те интересные задачи, о которых говорил Севастьянов".