На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Первым делом - вертолеты!

14.03.10 19:19

В этом году исполняется сто лет со дня рождения выдающегося советского конструктора, основателя знаменитого Опытного конструкторского бюро, впоследствии названного ОАО “Камов”, Николая Ильича Камова. Мировая общественность готовится широко отметить это событие. Накануне знаменательной даты наш корреспондент беседует с Главным конструктором бюро В.

Г. КРЫГИНЫМ.

Сайт  ОКБ "Камов" :http://www.kamov.ru/

Фото противолодочного  вертолёт Ка-25ПЛ:

http://walkarounds.airforce.ru/avia/rus/kamov/ka-25pl/index....


Об этом конструкторском бюро на самом деле известно немногое. В советское время оно занималось в основном созданием боевых корабельных вертолетов, и сведения о них составляли государственную тайну.

Естественно, что предприятие, изобретающее такие машины, почти нигде в открытой печати не упоминалось, хотя за более чем 50 лет своего существования им создано несколько десятков типов вертолетов и их модификаций мирового уровня. А успешная работа более 600 сотрудников фирмы и ее руководителей отмечена почетными званиями, орденами и медалями. Сам Н.И. Камов был Героем Социалистического Труда, лауреатом Государственной премии СССР, кавалером двух орденов Красного Знамени и ордена Ленина.

Сегодня ОАО “Камов” состоит из конструкторского бюро, опытного завода, летно-испытательного комплекса и вспомогательных служб. На фирме работает около 3000 авиационных специалистов. Возглавляет коллектив с 1974 года талантливый ученик Николая Ильича, долгие годы проработавший с ним, Генеральный конструктор-президент фирмы, герой России, член-корреспондент академии наук Сергей Викторович Михеев.

– Вячеслав Георгиевич, каково наше положение в мире сегодня в области вертолетостроения после всего, что произошло в последние годы с нашей страной?

– Уже тот факт, что мы продолжаем производить вертолеты, говорит сам за себя. Дело в том, что во всем мире только пять стран могут себе это позволить. Авиационную технику создают США, Англия, Франция, Италия и Россия. А, между прочим, именно развитие авиации характеризует технический уровень страны.

– Но ведь есть страны с более развитой экономикой, чем наша?

– Безусловно. И они любыми путями стараются заполучить авиатехнологии. Ведь постройка вертолета или самолета лишь конечный продукт, результат усилий почти всех отраслей промышленности. Это и добыча руды для получения алюминия, и создание композиционных материалов, из которых изготавливают летательные аппараты; это и электронно-вычислительные комплексы, которыми они оснащены; это и станкостроение – заводы по изготовлению самих машин и отдельных элементов для них. Мы сотрудничаем с 150 производствами, с десятком научно-исследовательских институтов.

Великой авиационной державой была Германия перед второй мировой войной. Проиграв же войну и не занимаясь несколько лет авиапромышленностью, она утратила все свои технологии. И сегодня, как бы она ни стремилась встать в строй создающих авиацию стран, ей это не удается.

А ведь после разгрома фашизма прошло около 60 лет!

– То есть если мы сейчас сдадим, не дай Бог, свои позиции, то можем отстать навсегда? Я вас правильно поняла?

– Именно так. Ждать лучших времен, когда наконец в стране появятся лишние деньги, в нашем случае не получится.

– С чем это связано?

– Прежде всего с передачей опыта. Люди, которые уходят, должны передать свои практические знания следующему поколению. И как бы тяжело государству ни приходилось, вкладывать в авиацию надо. Производственный процесс должен быть непрерывным.

– А государство, как известно, начиная с 91-го года ориентировало вас на производство кастрюль. Было такое?

– Было. Да вот только на кастрюлях, как выяснилось, не выживешь. Подумайте сами: 1 кг авиационной продукции стоит 2 тысячи долларов! А теперь представьте, сколько нужно выпустить кастрюль, чтобы окупить производство одного только вертолета. Между прочим, уже многие годы вертолетостроение – одна из самых высоких статей дохода по экспорту нашей техники.

Да и сама наша страна не может существовать без вертолетов. Россия – это огромные пространства. Взгляните на карту: за Уралом, кроме Транссибирской магистрали, никаких дорог нет. Сплошь бездорожье. А ведь именно в Сибири сосредоточены все минеральные запасы страны. Там и газ, и нефть. К каждому месторождению железную дорогу не проведешь. Штокманское месторождение аж в семистах километрах от Мурманска находится, в Северном Ледовитом океане. Как туда доберешься? Представляете, сколько на пароходе плыть придется? Надежда только на вертолеты – это и смена вахт, и доставка продуктов и медикаментов; это и контроль всей системы трубопроводов с воздуха, которая уже изрядно изношена и сегодня выходит на свою критическую отметку.

Словом, вертолеты – это самое подходящее средство для того, чтобы наладить полноценную транспортную систему в нашей огромной стране.

– Последнее время и над Москвой они все чаще кружат…

– Точно. И надо сказать, что инициатором вертолетного сообщения в городе стал сам мэр Юрий Михайлович Лужков.

Налажена медицинская перевозка раненых и больных. А это сами знаете как важно, когда счет жизни идет на минуты. У определенных клиник “Скорой помощи” создаются даже специальные вертолетные площадки.

Городу передан известный в мире наш труженик – Ка-32: он работает как трелевщик леса в горах Канады, перевозит на внешней подвеске стройматериалы в Швейцарию, тушит пожары в Южной Корее. Трудно даже перечислить все его специальности. Многие авиакомпании России приобрели эти вертолеты и работают на них по контрактам за рубежом. Вертолет Ка-32А имеет не только национальный сертификат, но и сертификат соответствия американским нормам летной годности, что позволяет выполнять полеты над жилыми микрорайонами.

Для пожарной же службы Москвы на его базе создан специальный противопожарный вертолет Ка-32А1 с новой системой тушения пожаров в высотных зданиях. Система может работать автономно, когда бак с жидкостью находится на внешней подвеске вертолета, или от пожарного автомобиля на земле. В первом случае высота тушения пожара не ограничена, во втором она составляет 100 метров. Вертолетом также можно доставлять емкости на высотный объект или к другому очагу пожара.

Работа над этим вертолетом не прекращается и сегодня. Уже с учетом последних требований эргономики оснащена новым оборудованием кабина, думаем над повышением грузоподъемности, увеличением объема фюзеляжа.

На базе Ка-32А построен специальный вертолет Ка-32А2 для милиции. Бортовой комплекс оборудования обеспечивает возможность полетов днем и ночью, в любую погоду.

Вертолет контролирует и охраняет территории, ведет поиск нарушителей. Он оборудован мощными прожекторами и громкоговорящей установкой. Спецподразделения численностью до 13 человек располагаются в кабине, имеющей слева грузовую дверь, а справа – люк. Для беспарашютного десантирования предусмотрены спусковые средства с обоих бортов, для высадки десанта на крыши домов.

Кстати, Ка-32А2 может применяться и при тушении пожаров, если на его внешней подвеске разместить емкость на 5000 литров. А также с успехом решать задачи пограничной службы наряду с вертолетами Ка-27ПС и Ка-29, которые давно используются для защиты Дальневосточных водных рубежей.

Надо сказать, именно за создание этой техники фирма “Камов” стала лауреатом конкурса “Национальная безопасность”, который проводился в рамках Международной выставки полицейской техники “Интерполитех-2001”, и была награждена дипломом и медалью “Гарантия качества и безопасности”.

– Насколько известно, и на прошлогоднем Международном авиасалоне вы были очень достойно представлены. До сих пор у всех на слуху по-прежнему загадочный для публики вертолет “Черная акула”…

– Мы действительно неплохо себя показали на “МАКСЕ-2001”. На салоне демонстрировались вертолеты Ка-50 “Черная акула”, Ка-52 “Аллигатор”, Ка-226, Ка-32А1, о котором я уже рассказывал.

Но настоящим событием все же стало появление нашего “Аллигатора”. Дело в том, что это не просто двухместная модификация “Черной акулы”, это новое видение армейской авиации и тактики ее использования.

Ее принципиальное отличие от других боевых вертолетов в том, что это командирская машина, этакий летающий командный пункт на поле боя, оснащенный всем арсеналом всепогодных средств разведки. И в то же время здесь сохранена ударная мощь “Черной акулы”, не имеющая аналогов среди существующих боевых вертолетов.

Машина прошла боевую проверку в Чечне и доказала возросшую роль разведки и управления для эффективного использования высокоточного оружия. По оценке специалистов, проводивших испытания, вертолет показал высокую надежность, способность выполнять задачи на больших высотах. Имея хорошее электронное оборудование, “Черные акулы” обнаруживают и поражают цели. Они вооружены 12 сверхзвуковыми противотанковыми управляемыми ракетами с унифицированными головками самонаведения для поражения бронированных, наземных и воздушных целей. У них на борту подвижная скорострельная пушка с боекомплектом из 460 патронов, бомбами, другими средствами поражения. Полностью бронированная кабина надежно защищает летчика от бронебойных пуль и осколков. При повреждении маслосистемы вертолет способен еще в течение 30 минут вести боевые действия.

Но и над Ка-50, принятым шесть лет назад на вооружение, мы тоже продолжаем работать, постоянно его модернизируем: заменяем оборудование, оснащаем средствами работы в ночных условиях и группового взаимодействия, новым оружием и т. д(Часть II)

– Кстати, насчет модернизации. Подчас она становится единственным и основным направлением деятельности многих ваших коллег. Как вы к этому относитесь?

– Весь опыт мирового вертолетостроения, и наш в том числе, показывает, что эффективность применения авиационной техники можно поддерживать на достаточно высоком уровне в течение длительного времени, внося качественные улучшения в машины.

Конечно, все время приходится оценивать, к каким затратам приводит каждое улучшение.

Но переоснащение новыми машинами неизбежно. Это диктуется временем. Например, вертолет Ка-26, созданный нами около тридцати лет назад и принесший мировую славу нашей фирме, сегодня выводится из эксплуатации.

Напомню, было создано около 15 его вариантов. Одна только Венгрия купила более 100 машин сельскохозяйственного варианта вертолета, которые успешно работали, защищая виноградные плантации от вредителей.


– Но ведь Ка-26, насколько известно, единственный из советских вертолетов имеет американский сертификат – настолько хорошо он себя зарекомендовал. Почему же так бесславно заканчивается его век?

– Не совсем так. В какой-то мере продолжение темы – это многоцелевой вертолет Ка-226. С газотурбинными двигателями вместо устаревших поршневых монстров, более совершенными несущими винтами, новой конструкцией фюзеляжа, широким использованием прочных композиционных материалов, комфортным салоном. В числе его заказчиков сегодня МЧС, “Газпром”, правительство Москвы.

Кроме того, мы предлагаем и версию машины для первоначального обучения летчиков – Ка-226У. Своеобразную “летающую парту”. Ка-226 для этих целей подходит как нельзя лучше. Во-первых, он прост в управлении и “прощает” курсанту многие ошибки. Во-вторых, вертолет двухдвигательный. Откажет один – другой выручит, не придется прибегать к довольно сложной для начинающих курсантов посадке в режиме авторотации.

– Какие из ваших машин сегодня вы считаете самыми перспективными?

– Без ложной скромности скажу, что на нашей фирме созданы базовые конструкции вертолетов ХХI века.

Традиционно ОКБ проектировало и строило в основном малоразмерные вертолеты. В настоящее время в интересах различных гражданских заказчиков создается новое семейство винтокрылых машин со взлетной массой от 250 до 15 000 кг. В их числе беспилотный вертолет Ка-137, многоцелевые однодвигательные вертолеты Ка-126, Ка-115, двухдвигательные Ка-226, Ка-62.

Перспективным остается и Ка-50. Для того чтобы создать эффективный ударный вертолет, мы пошли на беспрецедентный шаг – предложили машину с одним пилотом. Он должен решать все задачи за двоих как минимум. Мы максимально автоматизировали все процессы. Сократив экипаж на одного человека, смогли ту сэкономленную массу пустить на защиту летчика, на броню. Спасение пилота обеспечено практически с нулевой высоты: установлено (впервые в мире на вертолете) катапультируемое кресло.

На базе Ка-50 уже построено целое семейство машин, и их ряд далеко не исчерпан. Так, опыт применения боевых вертолетов почти в 30 локальных конфликтах показал, что успех армейской операции зависит не от удачных одиночных действий штурмовиков, а от эффективности группы в целом, в которую они входят. Чтобы расширить тактические возможности вертолета-штурмовика Ка-50, мы предложили в дополнение к нему двухместные модификации по схеме “бок о бок” и “тандем”.

Каждый пилот на двухместной машине может пилотировать вертолет сколько угодно. Командир экипажа во время управления воздушной операцией и поддержания связи с командованием наземных войск вообще свободен от ведения машины. Информационно-управляющее поле кабины экипажа оптимально приспособлено и для управления группой винтокрылых штурмовиков, и для успешного применения всего арсенала оружия.

Впервые в мировой практике вертолетостроения на базе одного вертолета-носителя заказчику на выбор предлагается три варианта винтокрылого штурмовика: с одноместной кабиной, двухместной кабиной с креслами “бок о бок” и с тандемным расположением кресел. При этом сохраняются высочайшие летно-технические характеристики базовой конструкции.

Кстати, экспортный вариант Ка-50-2 “Эрдоган” с тандемным размещением пилотов, принимающий участие в тендере по выбору боевого вертолета для турецких наземных войск, успешно выдержал первый этап соревнований с зарубежными конкурентами “Тигр”, “Мангуста” и “Апач”. Все турецкие летчики, пилотировавшие вертолет, отметили необычно легкое управление вертолетом и высочайшую маневренность, особенно в условиях высокогорья, а также крейсерскую скорость и устойчивость к большим температурам воздуха.

– И тем не менее турки, кажется, предпочли американскую “Королевскую кобру”?

– Не совсем так. Хотя в СМИ и прошли сообщения о победе Штатов, окончательного выбора турецкая сторона пока не сделала. Сегодня по решению нашего правительства фирма “Камов”, единственная в России, принимает участие и в тендере на поставку Ка-52К, версии “Аллигатора”, южнокорейской армии.

Китай закупил наши противолодочные вертолеты Ка-28. Подписан контракт с Индией на поставку вертолетов Ка-31. Они оснащены радаром, позволяющим сопровождать одновременно 20 целей, в том числе и “крылатые ракеты”. В мире этой машине нет аналогов.

Для осуществления оперативной доставки десантников, оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых и пострадавших, обучения и тренировки пилотов фирма “Камов” предлагает многоцелевой К-60. На нем реализованы конструктивные решения, получившие апробацию на боевом Ка-50. Бортовой комплекс Ка-60 обеспечивает выполнение боевой задачи днем и ночью в самых сложных метеоусловиях.

Фирма продолжает совершенствовать соосную схему, а при создании гражданского вертолета Ка-62 обратилась к одновинтовой схеме, но с рулевым винтом в кольцевом канале. Для ведения разведки армейская авиация может использовать беспилотный вертолет Ка-137. В настоящее время строится его опытный образец.

А вообще, наши машины на Западе ценятся. Они достаточно надежны и рассчитаны на экстремальные условия работы, с перепадами температур от минус 50 до плюс 50 градусов.

– А что представляет собой Ка-62, разработкой которого, я знаю, вы лично занимаетесь?

– Это действительно машина будущего – и по конструкции, и по материалам, и по оборудованию, и по летным характеристикам.

Многоцелевой вертолет Ка-62 предназначен для перевозки пассажиров и грузов в транспортной кабине, а также транспортировки крупногабаритных грузов на внешней подвеске. Он может быть использован для оказания экстренной медицинской помощи, выполнения аварийно-спасательных работ, ведения ледовой разведки различного рода патрульных операций, контроля водных границ и границ экономических зон, обслуживания шельфовых газо- и нефтепроводов и т.д. Имеет комплекс для пилотирования по приборам в любых погодных условиях с использованием аппаратуры спутниковой навигации.

Очень важные детали: обеспечены взлет и посадка с одним работающим двигателем; энергопоглощающая конструкция шасси и кресел позволяет пилоту и пассажирам избежать травм в случае грубой посадки; рулевой винт в киле защищен от случайных повреждений. Машина оснащена эффективными противообледенительной и противопожарной системами.

Но главное преимущество, конечно, в том, что крейсерская скорость, на которой вертолет летает без ограничения времени, очень высока. Вертолет оснащен самыми современными двигателями модульной конструкции, разработанными Рыбинским КБ “Сатурн”. Уникальность его в том, что его можно разобрать на отдельные детали и собрать снова всего 10 ключами. В случае выхода из строя одной из них ее можно заменить прямо в чистом поле, а не менять весь двигатель.

А чтобы повысить эффективность машины, было применено беспрецедентное количество композиционных материалов: лопасти винтов и планер выполнены почти полностью из полимеров. А на вертолете около 60% деталей изготовлены из композиционных материалов.

Сейчас вот решили объявить конкурс на название машины. Так что, если у кого появятся идеи, с радостью рассмотрим.


– И последний вопрос: когда же любой россиянин сможет хотя бы гипотетически пересесть с автомобиля на вертолет?

– Это серьезнейшая задача. Но и прибыльная. Предстоит создать целую систему эксплуатации частных аппаратов. На Западе она существует давно, а у нас пока, к сожалению, в зачаточном состоянии. И понятно. Она требует огромных вложений. Вертолет – это не автомобиль: остановился на дороге, толкнул и поехал. А если в воздухе поломка происходит?

– Но есть же определенные методы эксплуатации. Они наработаны мировым сообществом, уже десятки лет существуют…

– Правильно. И техобслуживание проводят люди с очень высокой квалификацией, которых специально готовят для частного сервиса. Должны быть созданы станции такого обслуживания, стоянки, заправки. Самое главное – должно быть организовано воздушное движение. Это целая система. Это государственная задача.

Пока же ясно одно – вертолеты фирмы “Камов” станут основой парка столичной авиации, концепция которого одобрена московским правительством. Для использования вертолетов намечается увеличить количество вертолетных площадок. К уже существующим семи будут добавлены вертолетные VIP-терминалы в нескольких городских аэропортах. А также новые вертолетные площадки внутри Москвы.

Так что будущее за нами!

Елена ЕЛИСЕЕВА (“Литературная газета”)

http://710-polk.forumei.ru/forum-f5/tema-t33.htm

Картина дня

наверх