На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Космос рядом. Посещение музея НПО им. С.А. Лавочкина

 

В конце ноября ребята из сообщества СССР-2061, в составе группы блоггеров и фотографов пригласили меня посетить музей НПО им. С.А. Лавочкина, находящийся на территории предприятия. Я с радостью согласился, тем более, что проживая в Химках, и иногда проходя по делам мимо КПП предприятия, я надеялся когда-нибудь попасть туда и хотя-бы сфотографировать памятник истребителю Ла-5, который частично просматривался с Ленинградского шоссе. Моя мечта исполнилась, я не только сфотографировал памятник Ла-5, но и побывал в новом помещении музея НПО, а также в не менее интересном "Ангаре-18" где проходят подготовку к показу будущие экспонаты музея, а также будущие действующие образцы космической техники для планируемого к открытию в Химках детского космического центра. В этой публикации я постараюсь коротко рассказать о некоторых экспонатах музея, здесь собрана великолепная коллекция, причём это всё реальные космические аппараты, просто по тем или иным причинам не полетевшие в космос. Хронологию я не соблюдаю, для удобства лишь разбил повествование по темам, ранний период, Луна, Марс, Венера...




1. Посетителей музея встречает стенд с воссозданной обстановкой рабочего кабинета С.А.Лавочкина окружённый моделями его творений (у всех единый масштаб 1:20). Прежде всего это конечно-же атмосферные летательные аппараты, с них я и начну свой рассказ.


2. Самый главный из них и большой, конечно же сверхзвуковой ракетоносец Ла-250. Первый полёт был выполнен в июле 1956 года. По своей конструкции и характеристика самолёт значительно опережал своё время, неудивительно, что его создатели столкнулись с большим количеством технических проблем. Несмотря на лётные происшествия и аварии, преследовавшие Ла-250 на протяжении испытаний, самолет считался нужным и многообещающим. И только недоведённость системы перехвата и изменившиеся требования к тяжёлому перехватчику поставили в 1960 году крест на разработке. Ла-250 стал последним самолетом, разработанным КБ С.А.Лавочкина. Реальный самолёт ЛА-250 можно увидеть в музее ВВС в Монино.


3. Модель всепогодного перехватчика Ла-200 с двумя двигателями ВК-1. Первый полёт самолёт выполнил в 1952 году. В серию он не пошёл. На заднем плане можно видеть опытный истребитель Ла-176, который вошел в историю как первый советский самолет, преодолевший 26 декабря 1948 года звуковой барьер.


4. Одна из самых малоизвестных, но дольше всего выпускаемых и больше всего востребованных разработок КБ Лавочкина, радиоуправляемая летающая мишень Ла-17, разработанная в 1952 году. Она долгое время была востребована в ВВС и войсках ПВО, неоднократно модернизировалась и выпускалась до начала 90-х годов. В 1963 году основе Ла-17М построили беспилотный разведчик Ла-17Р. Натурный образец мишени Ла-17 можно увидеть в музее Вадима Задорожного.


5. Макет бомбардировщика Ty-4, носителя мишеней Ла-17. Использовался для обеспечения учебно-боевых стрельб войск ПВО. Шесть самолетов Ту-4 выпуска завода №22 в начале 1950-х годов было переоборудовано в носители мишеней Ла-17. Самолеты несли по две мишени, подвешенных под консолями крыла. С самолетов Ту-4 для облегчения было снято все вооружение и демонтирована часть оборудования.


6. Ещё один ракурс.


7. В середине 50-х годов считалось, что наряду с баллистическими ракетами, которые требовали тогда серьёзной многодневной подготовки к каждому пуску, надёжным средством межконтинентальной доставки ядерных зарядов могут стать атмосферные сверхзвуковые крылатые ракеты. Одним из таких проектов, реализованных в СССР стала так называемая система "Буря". В отличие от своего более тяжёлого конкурента "Буран", разрабатываемого КБ В.М.Мясищева, ракета "Буря" строилась серийно (построено 19 ракет) и относительно успешно пороходила испытания.


8. Стартовала система «Буря» вертикально с железнодорожного лафета при помощи двух ускорителей на жидком топливе тягой по 65 тонн каждый. Ускорители доставляли вторую ступень массой 54 тонны (зелёная ракета с трапецевидными крыльями) на высоту 17500 метров, где происходило разделение и вторая ступень устремлялась на врага, управляемая совершеннейшей на то время автономной астроинерциальной системой. Дальность полёта второй ступени с боевым зарядом предполагалась 8000км., скорость примерно М=3,1-3,2. Приводил ступень в движение сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) РД-012У конструкции М.М. Бондарюка. При подходе к цели ракета должна была совершить противозенитный маневр, подняться на высоту 25 километров и оттуда резко спикировать на цель, и на этом режиме происходило сбрасывание головного конуса с боезарядом. По результатам самолетных испытаний вероятное отклонение от цели не должно было превышать 10 километров. На заднем плане, за макетом, можно видеть реальное рабочее место С.А. Лавочкина, предметы, которыми он пользовался на работе.


9. Испытательные пуски системы, начавшиеся в 1957 году проходили достаточно успешно, серьёзных происшествий не было. Ракета летала, как в радиокомандном режиме, так и в автономном, с использованием собственной навигационной системы. Однако "Буря" так и не смогла достичь определённой техническим заданием дальность 8000км., требовалась доработка системы. Успехи королёвской ракеты Р-7 и разработка более совершенной Р-16 конструкции Михаила Янгеля на высококипящих компонентах топлива, поставили программу "Буря" на грань закрытия. В июне 1960 года С.А.Лавочкин скончался, отстаивать разработку было уже некому. Были попытки предложить использовать "Бурю" в качестве фоторазведчика, затем скоростной мишени, но они не получили поддержки и проект был закрыт. Оставшиеся ракеты достреляли на полигоне "Капустин Яр" "для отработки перспективных образцов ракетной техники" в том же 1960 году.
Очень жаль, что до нашего времени не сохранилось даже деталей этой интереснейшей, как всегда опередившей своё время разработки.


10. С начала 1960-х годов КБ им. С.А. Лавочкина полностью перешло на работы по космической тематике. Большую часть этих разработок можно увидеть в музее НПО. Практически всё это - реальные космические аппараты, по той или иной причине не полетевшие в космос, либо воссозданные из готовых деталей. Один из орбитальных аппаратов, разработанных на НПО - ИСЗ "Прогноз". Это серия специализированных спутников Земли, позволяющих установку на каждом из них комплекса научных приборов, имеющих возможность проводить длительную непрерывную передачу данных в реальном времени и предназначенные для проведения астрофизических исследований, изучения солнечной активности и природного механизма солнечно-земных связей.


Огромный вклад внесло НПО в дело межпланетных космических исследований. Созданные здесь аппараты долетели до Луны, Марс и Венеры и выполнили сложные миссии на поверхности этих планет.

11. Лунная тема.
Я уже рассказывал в своём журнале о советских луноходах, на этом фото станция "Луна-16", которая 20 сентября 1970 года совершила мягкую посадку на поверхности Луны в районе Моря Изобилия. Наряду с другими исследовательскими работами, специальным буровым механизмом был произведён забор лунного грунта, который в специальной капсуле был помещён в возвращаемый аппарат который затем стартовал в направлении Земли. 24 сентября 1970 года возвращаемый аппарат станции «Луна-16» массой 35 кг совершил мягкую посадку на территории СССР. Он доставил на землю 101 грамм лунного грунта. Вид на лунную станцию и механизм забора грунта.


11-1. Получив свою порцию лунного грунта, этот аппаратик стартует к Земле.


12. Одну из лунных автоматических станций и несколько спускаемых аппаратов можно видеть в первом зале музея.


13. «Луна» - серия советских автоматических межпланетных станций для изучения Луны и космического пространства. Запуск космических кораблей советской серии «Луна» проводился с 1958 по 1976 год, все запуски осуществлялись с космодрома Байконур. В 1977 году программа была свёрнута - отменён 34-й запуск (с «Луноходом-3» на борту).


14.


15. Венерианская тема.
Венера-4 - автоматическая научно-исследовательская космическая станция, предназначенная для исследования планеты Венера. Запущена 12 июня 1967 года. До полета Венеры-4 предполагалось, что давление на поверхности Венеры может достигать 10 атмосфер, поэтому спускаемый аппарат был рассчитан с двойным запасом прочности - на 20 атмосфер. Но в реальности атмосферное давление на поверхности Венеры достигает 93(!) атмосфер, температура 475°C, постоянно идёт дождь из серной кислоты и дует ветер со скоростью 100м/сек! Спускаемый аппарат был раздавлен на высоте 28 км от поверхности Венеры. Несмотря на то, что аппарат не смог достигнуть поверхности в рабочем состоянии, на основе его измерений была полностью пересмотрена модель атмосферы Венеры, и была получена новая оценка давления у поверхности.


16. Посадочный модуль АМС "Вега". Станции «Вега-1» и «Вега-2» стартовали 15 и 21 декабря 1984 года с помощью ракеты «Протон». Через 6 месяцев полёта аппараты преодолели 45 млн. км. и приблизились к Венере. 9 и 13 июня 1985 года от «Веги-1» и «Веги-2» были отделены спускаемые аппараты, которые 11 и 15 июня при входе в атмосферу разделились на посадочные модули и аэростатные зонды. Посадочный модуль «Вега-2» выполнил свою задачу на поверхности Венеры. Он произвёл забор грунта, его анализ, а также множество других измерений. Передача сигнала на Землю продолжалась 56 минут, дальше судя по всему атмосфера Венеры уничтожила аппарат. Аэростатные зонды произвели снижение на парашютах и после наполнения их оболочек гелием начали дрейф в атмосфере Венеры на высоте 53-55 км, проводя измерения метеорологических параметров. Продолжительность работы обоих зондов составила более 46 часов. Давление на этой высоте составляло 0,5 атм, а температура 40 °C, как видим, намного мягче, чем на поверхности.
Кроме того АМС "Вега" в этом полёте выполняли работы по исследованию кометы Галлея.


17. Антенна радиолокатора АМС Венера-15, с помощью которого в 1983 году было произведено картографирование поверхности Венеры


18. Марсианская тема.
На снимке Марс-3 - межпланетная станция предназначенная для исследования Марса как с орбиты, так непосредственно с поверхности планеты. АМС состояла из орбитальной станции - искусственного спутника Марса и спускаемого аппарата с автоматической марсианской станцией.
Станция была запущена с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя Протон-К 28 мая 1971 года. 2 декабря 1971 года была выполнена первая в мире мягкая посадка спускаемого аппарата на Марс. Передача данных с автоматической марсианской станции началась через 1,5 минуты после её посадки на поверхность Марса, но, к сожалению, прекратилась через 14,5 секунд.
Орбитальная станция 8 месяцев выполняла комплексную программу исследования Марса, совершив 20 витков вокруг планеты. АМС продолжала исследования до исчерпания азота в системе ориентации и стабилизации. ТАСС сообщил о завершении программы исследований Марса 23 августа 1972 года.


19. Посадка спускаемого аппарата МКС "Марс-3" была первой в мире и пока единственной в советско-российской космонавтике.


20. "Фобос" - советская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследований Марса и его спутника Фобоса. Две станции были запущены в 1988 году. Основная задача - доставка на поверхность Фобоса спускаемых аппаратов (ПрОП-Ф и ДАС) для изучения спутника Марса - осталась невыполненной. Однако, несмотря на потерю связи с обоими КА, исследования Марса, Фобоса и околомарсианского пространства, выполненные в течение 57 дней на этапе орбитального движения вокруг Марса, позволили получить уникальные научные результаты о тепловых характеристиках Фобоса, плазменном окружении Марса, взаимодействии его с солнечным ветром.


21. ДАС - долгоживущая автоматическая станция. Должна была три месяца работать и проводить исследования на поверхности Фобоса.


22. "Марс-96" - российская автоматическая межпланетная станция, предназначенная для исследования Марса. Станция была запущена 16 ноября 1996 с помощью ракеты-носителя "Протон". В состав межпланетной станции входили:
- орбитальный аппарат, на котором располагалось 25 научных приборов. Он доставлял к планете четыре малых посадочных модуля - две малые автономные станции, совершающие посадку на поверхность Марса. Состав научной аппаратуры: панорамная камера, масс-спектрометр, альфа-спектрометр, гамма-спектрометр, лазерный спектрометр, спектрофотометр, магнитометр, микротонометр, сейсмометр, метеорологические датчики.
- два пенетратора (ударных проникающих зонда), внедряющиеся в марсианский грунт.
К сожалению из-за отказа разгонного блока станцию не удалось вывести на отлётную траекторию, и она разрушилась при входе в атмосферу Земли через 5 часов после запуска.


23. Пенетратор - ударный проникающий зонд. Он нес на себе десять различных приборов, и должен был, углубившись в поверхность Марса, снять множество различных характеристик марсианской поверхности.


24. Отделение от космического аппарата и автономный полет пенетраторов начинается за 3-5 сутки до подлета к Марсу, в результате чего зонды переходят на попадающую траекторию, обеспечивающую их внедрение в заданных районах Марса. По достижении атмосферы зонды сначала с помощью жесткого конуса, а затем надувного тормозного устройства совершают аэродинамическое торможение до заданной скорости и внедряются в грунт Марса. При касании поверхности происходит разделение носовой и хвостовой частей. Внедряемая часть зонда с научной и служебной аппаратурой проникает в грунт на глубину 5-6 м, а хвостовая часть с остальной аппаратурой остается на поверхности. После внедрения зонда начинаются научные исследования. Передача информации осуществляется на орбитальный аппарат. Длительность сеанса связи около 6 мин.


24-1. Схема спуска и внедрения пенетратора.


25. Панели солнечных батарей порой напоминают крылья, на которых аппараты парят в межпланетном пространстве. А эта панель АМС "Вега" напоминает сложный витраж в католическом храме.


26. Российский "Хаббл" - ультрафиолетовый телескоп автоматической станции для астрофизических наблюдений "Астрон".


27. От прошлого, к современному, макет ракеты-носителя Союз-У с расширенной головной частью, приспособленной для размещения разгонного блока "Фрегат".


28. То, что предприятие выпускает сейчас, - "Фрегат" - универсальный разгонный блок, который может быть использован в составе ракеты-носителя среднего и тяжелого классов. Применяется для выведения космического аппарата на опорную орбиту искусственного спутника Земли; выведения космического аппарата с опорной орбиты на высокоэнергетические орбиты, в том числе на геостационарную и геопереходную; ориентации и стабилизации головного блока на пассивном и активном участке полета.


29. Поражает высочайшее качество производства КА, каждый, кто хоть раз брал в руки резак по металлу или сварочный аппарарат, может оценить эту высококлассную, филигранную работу. Можно представить, какому контролю подвергаются сварочные швы, соединения, изоляция и т.п.


30. Ещё одна сборка, какой квалификацией должны обладать рабочие, чтобы собрать подобную головоломку.


31. Участники экскурсии по музею НПО, и сотрудники предприятия и музея.
Два групповых портрета, всё равно кто-нибудь отвернётся или закроет глаза :)


32.


33. А на улице - героическое прошлое предприятия, Ла-5 - лучший советский истребитель времён великой войны, на постаменте.


34.


35. Стелла изображающая взлетающую ракету напротив заводского здания. Говорят, что она сделана из титана, который шёл на изготовление "Бури".


36. ...


37.


38. Где ещё в Москве можно увидеть ЛА, созданные в КБ С.М. Лавочкина? Если от проходной НПО, по подземному переходу перейти Ленинградское шоссе и пересечь парк, то можно увидеть эффектный мемориал, посвящённый истребителю Ла-7.


39. Несколько самолётов КБ Лавочкина можно увидеть в музее ВВС в Монино. Это прежде всего сохранившийся Ла-7 трижды героя Советского Союза И.Н. Кожедуба, и показанный на снимке реактивный истребитель Ла-15


40. Сверхзвуковой перехватчик Ла-250. В музее на Поклонной горе можно увидеть полноразмерные макеты истребителей ЛаГГ-3 и раннего Ла-5. Мишень Ла-17 экспонируется в музее В. Задорожного.


Огромная благодарность за возможность посетить музей и предприятие:

Сотрудникам НПО им. С.А.Лавочкина:
Генеральному директору Хартову Виктору Владимировичу
Заместителю генерального директора по персоналу Солодовникову Сергею Николаевичу
Помощнику генерального конструктора по науке Ефанову Владимиру Владимировичу
Первому заместителю генерального директора Комаеву Руслану Владимировичу
Непосредственным организаторам мероприятия :
Сhabardabyt (zelenyikot) и archy13_ (archy13)

http://pkk-avia.livejournal.com/53748.html

Картина дня

наверх