Вот она лежит предо мною, прославленная “серая стервятница”, бывшая когда-то краса и надежда немецких асов, воевавших на Кольском полуострове. Изуродованные крылья. Искореженный фюзеляж. Задранный стабилизатор, что изрешечен пулями и снарядами. Оторванный мотор. Брошенный гидропоплавки. Четырех местная кабина, давно лишенная фонаря и дверц. Все проржавело, прогнило. Это, по существу, были останки от фашистского гидросамолета “Арадо”, с которым нам пришлось столкнуться в годы Великой Отечественной войны.
Всего два таких секретных гидросамолета построили гитлеровцы для ведения войны на Севере. Одна “Арадо” принадлежала 5-му воздушному флоту немецкой армии, которому предписывалось уничтожить советскую авиацию на аэродромах Кольского полуострова и в Северной Карелии, обеспечить надежную поддержку сухопутных войск, вести активную разведку, разрушить Мурманский порт и нарушить наши сообщения в Баренцевом море.
Спустя сорок с лишним лет после окончания войны поисковой группе Мурманского объединенного авиаотряда во главе с ее руководителем Павлом Коноваловым удалось разыскать этот гидросамолет среди далеких сопок и Кольских топей и с помощью вертолета, на внешней подвеске, доставить в Мурманский аэропорт. О “серой стервятнице” я уже рассказывал в своей книге “Потому, что мы пилоты…”, но, признаться, никогда не думал, что мне удастся с ней встретиться.
…В марте 1943 года на Мурманское направление прибыл отряд фашистских асов “Гордость Германии”. В своем активе он насчитывал около четырехсот сбитых самолетов и имел новейшие истребители с усиленным бортовым вооружением. Большинство летчиков было награждено высшими орденами рейха. На фюзеляжах их самолетов красовались нарисованные карточные тузы. Воздушных пиратов возглавлял знаменитый Карганик.
У всех летчиков из отряда Карганика под воротниками летных курток висели своего рода амулеты – игрушечные цветные ботиночки – символ непобедимости. Наши летчики, посмеиваясь, предрекали: в таких ботиночках, наверное, удобно будет драпать из России. Это предсказание сбылось раньше, чем пробил час Победы. Советские летчики 7-й воздушной армии и летчики-североморцы практически уничтожили всю именитую группу фашистов. Главаря же отряда Карганика сбивали трижды в районе Ура-Губы, но каждый раз он удачно удирал, оставляя на месте парашют с ярлычком “Карганик”. Его так и не удалось пленить.
Огромную роль в спасении фашистских летчиков играла “серая стервятница” – четырехместный гидросамолет “Арадо-199”, специально предназначенный для этих целей. “Арадо” был в постоянной боевой готовности и немедленно направлялся в район бедствия – озеро или реку, на которую выходил сбитый летчик.
О “серой стервятнице” ходили самые невероятные слухи по обе стороны фронта. Немцы, к примеру, похвалялись, что она чуть ли не приводнялась в Кольском заливе, под носом у русских. Небольшой вражеский гидросамолет в действительности видели многие наши летчики и пехотинцы; то в районе Западной Лицы, то близ Луостари. Он прилетал и в Рестикент, и в Титовку. Серый, с красивыми удлиненными плоскостями, самолет напоминал большую морскую чайку. Он проносился всегда низко над сопками, словно высматривая что-то. Поэтому и прозвали его “серой стервятницей”.
Наша разведка располагала точными данными, что “Арадо” подбирает своих сбитых асов, которые подавали ракетой кодовый сигнал. При необходимости “стервятница” прорывалась через линию фронта. Именно так трижды спасали Карганика. За это командир серокрылой машины был награжден Железным крестом. Так, по крайней мере, говорили пленные летчики.
Охотились за фашистским гидросамолетом давно, но безуспешно. Уж очень она камуфлировалась с местностью и всегда летала с предельной осторожностью на низкой высоте. Но вот однажды “стервятница” случайно пересекла путь наших истребителей из 16-й гвардейской авиадивизии, когда те после боя под Луостари возвращались на базу. Со второго или третьего захода её накрыли пулеметной очередью, и “Арадо”, кренясь на крыло, приводнилась на небольшое безымянное озерцо, всего километрах в десяти от Урд-озера. Самолет не загорелся, не затонул, напротив – держался на воде довольно устойчиво. Наши же “ястребки”, расстреляв оставшийся боекомплект, ушли на восток.
Командование 7-й воздушной армии приняло решение: во что бы то не стало уничтожить “стервятницу”. Однако озеро находилось среди непроходимых болот и сопок.
Да и фашисты не отдали бы цель без боя. В штабе срочно разрабатывался план операции. Первое предложение было – забросать “Арадо” бомбами. Но разведотдел возражал: на борту самолета непременно находились секретные карты и коды, другие важные документы, их обязательно следовало заполучить. Решили – к месту приводнения “стервятницы” направить нашу “шаврушку”, тоже гидросамолет, который имелся на вооружении 5-го отдельного авиационного полка ГВФ, входящего в состав армии.
Выполнить ответственную задачу поручили пилоту Владимиру Бурдину и авиатехнику Алексею Соколову из 235-го авиаотряда, базировавшегося в Тик-Губе, рядом со станцией Апатиты. Начальник штаба авиаполка предупредил: “Обязательно возьмите с собой автоматы и несколько гранат. Может случиться всякое”. Бурдин же с Соколовым больше думали о другом: как сесть на небольшое озерко, обозначенное на карте крошечной голубой точкой, и как потом взлететь с него. Укладывая в кабине автоматы и рассовывая по карманам “лимонки”, Соколов предложил пилоту: “Если трудно будет подняться – сольем горючее. Оставим только, чтобы до дому. А если и так не выйдет, перелетишь на Урд и подождешь, а я пешком доберусь”.
Лететь решили на бреющем в стороне от основных вражеских позиций. Здесь сопки почти вплотную подступали к озеру, создавая удобную лощину. Все было тихо и спокойно в полете. Первым цель увидел Соколов. “Справа по курсу” – закричал он.
Бурдин сделал круг и, никого не обнаружив, решил идти на посадку.
Пока было не ясно, жив или нет экипаж.
Не исключено, что фашистские летчики где-то прячутся поблизости и можно попасть под огонь. Искусно “подтянув” Ш-2 к самой кромке озера, Бурдин убрал газ. Самолет легко плюхнулся на воду, пробежал несколько метров и остановился. Берег молчал. Решили подруливать ближе.
“Шаврушка” медленно поползла вперед. Вот они уже рядом с “Арадо” и могут в деталях рассмотреть, что с ней. Один поплавок основательно разворочен и в него набралась вода. На плексигласовом фонаре пилотской кабины видны пробоины. Из приоткрытой дверцы свисала чья-то рука.
Условились, что Соколов обследует немецкий самолет и при необходимости сделает все, чтобы он никогда больше не поднялся в небо. Бурдин же останется в “шаврушке” наготове. Сжимая в руках автомат, Алексей спрыгнул в воду. Глубина оказалась небольшая, и он, цепляясь за фюзеляж, вплотную подошел к пилотской кабине. В самолете лежало двое. Один, по всей видимости, был убит сразу. Другой, с Железным крестом, скончался явно после посадки самолета: он еще успел открыть дверцу.
Соколов забрался в кабину, снял с летчика планшет, взял стоявший тут же портфель. Затем ловко открутил прикрепленную к приборной доске кодовую таблицу. Он хотел уже было выйти из самолета, но в последний момент обратил внимание на два навигационных прибора, каких раньше никогда не видел. Было грех не прихватить и их. “Демонтаж” занял всего несколько минут. Авиатехник, весь увешанный трофеями, с трудом добрался до “шаврушки”.
- Давай на полной скорости к тому берегу! А я метну гранаты!
Два точных попадания потрясли воздух. “Арада” нервно передернулась и почти наполовину погрузилась в воду. О восстановлении ее в полевых условиях не могло быть и речи. “Шаврушка” взлетела.
…Как жаль, что нет уже в живых наших прославленных фронтовиков - ни Владимира Бурдина, ни Алексея Соколова. Посмотрели бы они сейчас на свою “серую стервятницу” – поверженную гордость гитлеровских “коронованных тузов”.
http://rusaviagold.narod.ru/HISTORY/SER_STERV.htm