На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии»

15 апреля день рождения единственного космонавта-фронтовика Георгия Тимофеевича Берегового. Годы появления на свет будущего героя относятся к самому тяжелому периоду истории русского государства, поэтому детство его проходило в условиях сурового быта. Уроженец Украинской ССР, села Федоровка в Полтавской губернии окончил 8 классов Енакиевской средней школы, а затем начал трудовую деятельность на металлургическом заводе. В коротком интервью, брат Берегового Михаил, рассказал корреспондентам о том, что Георгий Тимофеевич рос как и все мальчишки озорным и драчливым. В годы молодости будущий Герой успешно совмещал работу и обучение в местном аэроклубе.



Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии»



В 1938 году Береговой вступает в ряды Красной Армии. С 12 декабря Георгий Тимофеевич проходит обучение в военной школе авиаторов им. Пролетариата Донбасса и заканчивает ее за девять дней до начала Великой Отечественной. Он с успехом освоил управление Ил-2 и был назначен командиром штурмовой эскадрильи в гвардейском полку штурмовой авиации № 90.



Вернувшись на Родину после войны, Береговой поступил в Высшую офицерскую школу и закончил ее в 1948 году. Кроме того, прошел герой и курсы летчиков-испытателей. Дальнейшая жизнь фронтовика оказалась целиком посвящена работе в ГК НИИ ВВС в качестве испытателя. За период с 1948 года по 1964 года он поднял в небо несколько десятков реактивных и иных видов самолетов нового поколения. Береговой испытывал такие модели как МиГ-19П, И-320, ЯК-К, Ту-128 и другие. В период летно-испытательской деятельности фронтовику присвоили звание заслуженного летчика-испытателя СССР. За отважное и грамотное поведение в нештатной ситуации при полете на Су-9, летчику вручили кинокамеру. Награждение осуществлял лично конструктор Сухой. Кроме того, еще в 1956 году он окончил Военно-воздушную академию, впоследствии названную в честь первого космонавта Юрия Гагарина.

В 43 года на очередной медицинской комиссии один из врачей пошутил о том, что с таким здоровьем как у Берегового можно смело записываться в космонавты. Георгий Тимофеевич принял эту шутку как руководство к действию и в 1963 году добился зачисления в отряд космонавтов. Для достижения поставленной цели Береговому пришлось пройти программу обучения полетам на кораблях Союз, а также преодолеть сложнейшие испытания. Неоценимую помощь оказал Н.П. Каманин, знавший летчика-фронтовика еще с войны. Он помог урегулировать вопрос с возрастным цензом, так как в отряд принимали лишь лиц моложе 35-ти лет. По рассказам современников, фронтовик не чувствовал своего возраста, хотя и являлся самым взрослым из членов команды. Его даже дружески именовали «дед». Леонов в своих воспоминаниях о Береговом отзывается уважительно, так как, по его мнению, учиться у молодых было достаточно сложно. Георгий Тимофеевич, будучи опытнейшим пилотом и героем, сумел преодолеть себя и освоить всю специфику космических полетов. Он не уступал по физическим показателям ни одному из членов команды, а неутомимость и оптимизм позволили стать главным претендентом для отправки в путешествие на орбиту.

Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии» Наконец, 26 октября 1968 года на корабле Союз -3 Береговой отправился в ледяные объятия космоса. Полет длился не многим менее четырех суток, в ходе его была проведена попытка состыковки с Союзом-2, работающим в беспилотном режиме. За этот полет космонавт-фронтовик получил свою вторую Звезду Героя. Значение полета Союза-3 сложно переоценить. Он являл собой не только повтор трагически известного старта Союз-1 с космонавтом Комаровом на борту, но и оказался осложнен необходимостью проведения первой попытки состыковать корабли в открытом космосе. После смерти отважного космонавта, были проведены еще пять запусков беспилотных кораблей, все из которых оказались успешными. Однако психологический барьер после трагедии оставался. Особенно смущало конструкторов, испытателей, аналитиков и иных специалистов требование проведения стыковки на затененном участке орбиты. Учитывая процесс адаптации к условиям космического полета, совершить подобную операцию было практически невозможно.

Несмотря на то, что выполнить стыковку не удалось, Береговой привез на Землю ценный опыт и замечания, которые затем были учтены в последующих полетах.

Георгий Тимофеевич, в отличие от многих великих людей и героев, обладал даром слова и оставил потомкам свои труды. «Угол атаки», «Грань мужества», «Три высоты» и многое другое содержат уникальные описания и рассказы, а также размышления великого человека, настоящего патриота и воина. Писать Береговой начал еще с 1971 года, первые его работы были посвящены военному времени и авиации, описывал он также и космическое путешествие. Ценность его мемуаров очень высока, так как космонавт очень точно и понятно описывает в них состояние человека при адаптации к состоянию невесомости, а также рассказывает множество занимательных вещей о своем пребывании на орбите.

Сам Георгий Тимофеевич в своих мемуарах повествует о тех ощущениях, которые он испытывал, отправляясь в неизведанные глубины космоса. Автор говорит о том, что серийным тот полет назвать было нельзя, как, впрочем, невозможно говорить о серийности в космических полетах вообще. Каждый новый старт и полет является по сути своей уникальным, поэтому, даже отправляясь на орбиту тридцать третьим, он чувствовал себя первопроходцем. Он поведал читателям и о страхе перед случайностью, которая может раз и навсегда закрыть двери на корабль для 47-ми летнего космонавта. Даже в столовой, где питались члены команды, в которую были назначены кроме Берегового также номер 2 Шаталов и номер 3 Волынов, персонал обязан был носить марлевые повязки. Легкий насморк или повышенное давление могли в одно мгновенье отправить Берегового с позиции главной кандидатуры в запас. К счастью, непредвиденных осложнений не возникло, и полет состоялся.

Георгий Тимофеевич говорил, что аса, в первую очередь, отличает способность сродниться с машиной, почувствовать ее словно живое существо. Только при наличии указанной способности летчик может именоваться таковым. Интересно, что то же самое он почувствовал и при полете на корабле Союз-3. Он также готовился к космическому путешествию, пытался установить контакт с этой огромной машиной. В мемуарах Береговой отмечает, что вживаться в
управление кораблем намного сложнее, поскольку нет возможности почувствовать его в динамике – у корабля отсутствует фаза управления на взлетной полосе.


Георгий Береговой: «Я - летчик. Человек профессии» Космонавт описал процесс стыковки и объяснил причину неудачи. Он пытался сблизиться с беспилотным Союзом-2, ориентируясь на сигнальные огни, но на дальности в 30 метров понял, что корабль следует перевернуть. Космонавт решил исправить положение. Всего одна случайная ошибка, вызванная плохой координацией вследствие адаптационного периода, повлекла за собой невозможность дальнейшего сближения. Время было упущено, а топливо израсходовано, поэтому дальнейшие маневры становились опасными. Как выразился космонавт, его состояние было нормальным, но настроение оказалось испорченным. Несмотря на неудавшуюся попытку стыковки, полет Берегового все же был героическим, признало это и советское руководство.

С 1972 года Георгий Тимофеевич становится начальником Центра имени Гагарина, специализирующегося на подготовке нового поколения космонавтов. После девяти лет плодотворной работы он вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. В период своей работы в должности начальника Центра Береговой защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры имени Лесгафта и получил степень кандидата психологических наук.

Деятельный и энергичный характер не позволял летчику и космонавту жить в бездействии. Он получил множество наград за свою интеллектуальную и общественную деятельность, был депутатом Верховного совета в течение восьми лет, участвовал в самодеятельности. Кроме того, Береговой являлся почетным гражданином городов сразу трех стран России, Украины и Болгарии. Скончался Герой 30-го июня в 1995 году при неудачной операции на сердце в Москве. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, участок № 11. Светлая его память до сегодняшнего дня представляет собой связующее звено между Украиной и Россией.

За свою славную жизнь космонавт-фронтовик удостоился звания Героя дважды, а также был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 3 степени, Александра Невского, Красной Звезды, Отечественной войны и еще множеством наград, медалей, званий, ценных подарков и благодарностей. На груди этого великого человека должно было красоваться 28 наград и 11 юбилейных медалей, среди которых были и иностранные.

Недавно в Украине было пышно отмечено 90-летие Героя. В Енакиево приезжали отец и сын Волковы, действующий президент и даже Алексей Леонов. Школа, в которой учился дважды Герой, названа его именем, а в городе создан настоящий музей Берегового. В коллекции можно увидеть фотографии, космические инструменты и вещи космонавта. В честь Георгия Тимофеевича на территории аэроклуба возведен Храм Георгия Победоносца.

Автор Елена Гордеева

 http://topwar.ru/13445-georgiy-beregovoy-ya-letchik-chelovek-professii.html

Картина дня

наверх