На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

«Воздушная полиция» НАТО сменит прописку?

В последнее время странами-участниками НАТО активно обсуждается вопрос о переносе места дислокации самолетов, патрулирующих воздушное пространство Прибалтики, с литовской авиабазы Зокняй в Эстонию.

Кому может быть выгоден такой перенос? В чем его причины? И правда ли, что вооруженные силы Литвы попросту не справлялись со своей функцией принимающей стороны?

Каждый из этих вопросов вызывает у экспертов массу споров.

Впервые тема об изменении места базирования «воздушной полиции» НАТО была поднята эстонскими дипломатами, заявившими о том, что в будущем одна из трех ежегодных ротаций могла бы производиться в Эстонии на базе аэродрома Эмари.

Строительство этого объекта стало самым дорогим проектом министерства обороны Эстонии. И уже сегодня авиабаза Эмари переоборудована в соответствии со стандартами НАТО и обладает необходимой инфраструктурой для приема  самолетов всех типов.

В связи с этим эстонская сторона активно выступает за перенос места дислокации самолетов НАТО, патрулирующих прибалтийское воздушное пространство, на свою территорию. Важным аргументом Таллина также является стремление укрепить безопасность своих границ.

Поводом для беспокойства в данном случае стала не только близость российской границы, но и слабая, по заявлению эстонских экспертов, подготовленность вооруженных сил соседних Литвы и Латвии. Примером тому стал доклад «Развитие ситуации в сфере безопасности в регионе Балтийского моря до 2020 года», где говорилось о неспособности латвийской армии к самостоятельной обороне своей страны. Также неоднократно критиковалась и Литва по поводу недостаточного финансирования расходов на оборону и лишь частичного участия в операциях НАТО.

Определенную позицию в данном вопросе заняла Польша, которая поддержала Эстонию, проигнорировав интересы литовского государства. По мнению польского военно-политического руководства, установленный принцип ротации должен соблюдаться и место дислокации самолетов воздушной миссии НАТО следует перенести с литовской авиабазы Зокняй в эстонскую Эмари.

Предпосылками к такой расстановке сил стали политические противоречия между Варшавой и Вильнюсом. В последние годы между странами все больше разгорается конфликт, касающийся польского меньшинства в Литве. Польша требует от Литовской Республики решить вопрос обучения в образовательных учреждениях страны на родном языке и права написания оригинальных имен с использованием нелитовских букв. Противоречия двух стран усугубило также отсутствие президента Литвы Дали Грибаускайте на варшавской встрече лидеров Польши, Эстонии и Латвии в 2012 году, где обсуждались вопросы безопасности в регионе. Именно после этой встречи участились заявления польских дипломатов о возможном переносе базирования воздушной миссии НАТО из Литвы в Эстонию. Кроме того, польская сторона, истребители которой уже четыре раза несли дежурство по патрулированию воздушного пространства, обвинила Литву в несоблюдении финансовых обязательств по содержанию «воздушной полиции» альянса.

Стремление Польши и Эстонии придать широкую огласку вопросу о ротации воздушной миссии НАТО в странах Балтии свидетельствует об обоюдном желании этих стран оказать давление на Литву. При этом каждая из них преследует собственные цели. Эстония, воспользовавшись нареканиями Польши на условия содержания представителей миссии, решила усугубить напряженные отношения между Варшавой и Вильнюсом, предложив предоставить странам-участникам альянса свой аэродром Эмари. В случае поддержки польским руководством у нее будет больше шансов на увеличение присутствия НАТО на своей территории.

Польша использует литовско-эстонское «соревнование» по размещению самолетов ВВС НАТО на своей территории для разрешения политических проблем. Заинтересованность Вильнюса в поддержке Варшавы и решение вопроса о ротации воздушной миссии НАТО в пользу Литовской Республики могут повлиять на значительное улучшение положения польских национальных меньшинств в Литве.

Что касается Литвы, то руководство страны не разделяет предложения о переносе миссии «воздушной полиции» Североатлантического альянса в Эстонию. Главным аргументом в данном вопросе является значительное увеличение средств на обеспечение воздушной миссии НАТО при соблюдении принципа ротации, что противоречит концепции «Разумная оборона», принятой на Чикагском саммите.

Естественно, государство не хочет лишиться присутствия НАТО на своей территории и потерять имидж военно-воздушной державы альянса. В данном контексте главнокомандующий вооруженными силами Литвы Арвидас Поцюс заявил, что еще одна современная авиабаза не будет лишней для обеспечения безопасности в регионе, но «есть ли смысл дублировать техническую службу и разные проекты?».

Несмотря на то, что многие военные эксперты, в том числе и эстонские, подвергают сомнению полную готовность авиабазы в Эмари принять миссию НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии, так как ее полная реконструкция должна завершиться к концу 2015 года. При этом они обосновывают это тем, что значительное сокращение военного бюджета Эстонии на 2013 год приведет к замораживанию многих долгосрочных проектов, одним из которых и является модернизация аэродрома Эмари. Между тем, в конце января представители ВВС США и Великобритании посетили данную авиабазу и заверили военно-политическое руководство Эстонии, что они готовы разместить здесь свои самолеты. По их словам, база соответствует требованиям НАТО и вероятно всего первая авиационная группировка разместится в Эмари уже летом текущего года.

Напомним, миссия НАТО по патрулированию воздушного пространства была организована в 2004 году для обеспечения воздушной безопасности стран Балтии в виду отсутствия у государств региона необходимого вооружения и техники. Поэтому самолеты стран-членов НАТО поочередно заступают на дежурство по охране неба над Литвой, Латвией и Эстонией.

Многие страны разделяют позицию Литвы, что миссия воздушного патрулирования является ярчайшим примером «Разумной обороны» НАТО. В результате данного сотрудничества Литве, Латвии и Эстонии не приходится затрачивать огромные средства на создание воздушной безопасности, зато есть возможность развивать другие направления военной сферы.

Осуществление данной миссии является выгодной для обеих сторон. В то время как страны Балтии получают защиту своего воздушного пространства, для НАТО становится возможным укрепление своих внешних границ. После вступления Литвы, Латвии и Эстонии в Организацию Североатлантического договора на территории этих стран построены современные аэродромы, способные принять военные самолеты альянса. Страны НАТО, участвующие в патрулировании воздушного пространства, получают возможность постоянно проводить подготовку своих боевых пилотов и осваивать потенциальный театр военных действий.

Хочется подчеркнуть, даже если самолеты «воздушной полиции» не станут базироваться на аэродроме Эмари на постоянной основе, сегодня НАТО располагает еще одной хорошо оснащенной авиабазой на эстонской территории, готовой к приему любых типов самолетов тактической и военно-транспортной авиации альянса. Как говорится, освоение натовскими летчиками потенциального театра военных действий осуществляется целенаправленно и без оглядки на Беларусь и Россию.

Источник: belvpo.com

Картина дня

наверх