В 1947 году руководство королевских ВВС решило не ждать окончания разработки перспективных тяжелых бомбардировщиков фирм Авро и Хэндли Пейдж, обещавших завершение работ не ранее середины 50-х годов, а заключить контракт с фирмой Виккерс на разработку и производство ее бомбардировщика, ранее отвергнутого по причине более низких тактико-технических характеристик. Представители Виккерс обещали, что их самолет поступит на вооружение в начале 50-х годов. В условиях начавшейся «холодной войны» этот аргумент признали весомым.
Проектирование нового реактивного бомбардировщика возглавил Г. Эдварс. К концу 1950 года было завершено строительство первого опытного самолета.
Бомбардировщик, получивший обозначение «Valiant» («Храбрец») не отличался изяществом форм. Толстые фюзеляж и крыло умеренной стреловидности, выступающий фонарь кабины пилотов создавали повышенное лобовое сопротивление. Казалось, что самолет неудачный. Но вскоре выяснилось, что удалось подтвердить почти все расчетные характеристики, кроме дальности полета (она составила только 4500 км вместо 6200 км).
Опытный образец, тип 660, совершил первый полет 18 мая 1951 года. На нем были установлены четыре турбореактивных двигателя Роллс-Ройс «Эвон» R.A.3 с тягой 2950 кгс каждый.
В январе 1952 года во время полета на прототипе произошло возгорание паров керосина. В результате пожара у самолета отвалилось крыло и экипажу пришлось его покинуть. Люди с большим трудом смогли выбраться из разваливающейся машины. При этом все получили ранения от которых двое из них скончались. Сказался недостаток средств спасения. Только пилоты имели катапультируемые кресла. Остальные три члена экипажа покидали бомбардировщик через аварийный люк, что сделать на скоростях порядка 900 км/ч весьма трудно.
Второй прототип, тип 667, оснащенный турбореактивным двигателем R.A.7 «Эвон» с тягой 3400 кгс, совершил первый полет 11 апреля 1952 года. Внешне от своего предшественника он отличался только формой воздухозаборников.
«Valiant» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом трапецевидной формы, четырьмя реактивными двигателями и трехопорным шасси. Фюзеляж овального сечения с гермокабиной на весь экипаж в носовой части. Оперение стреловидное, однокилевое. Под гермокабиной расположен радиолокационный прицел.
Двигатели располагались в корневой части крыла и были почти полностью скрыты. Передняя кромка крыла имела переменную стреловидность. По задней кромке были установлены щелевые закрылки, которые в сочетании с сравнительно небольшой удельной нагрузкой на крыло обеспечивали исключительно хорошие взлетные характеристики бомбардировщика. В средней части фюзеляжа оборудован бомбоотсек большого объема длиной свыше 14 м. Самолет мог нести одну ядерную бомбу массой 4500 кг или груз обычных бомб общей массой 9 т. Оборонительного стрелкового вооружения он не имел.
Первый серийный «Valiant» B.Mk.1 был передан Королевским ВВС 1 января 1955 года, а в апреле того же года закончилось формирование первой эскадрильи, оснащенной этими машинами. В октябре этого же года с борта одного из них на территорию полигона Вумера, расположенного в Австралии, была сброшена английская ядерная бомба. В мае 1957 года «Храбрец» вновь принял участие в испытаниях ядерного оружия. На этот раз, на один из атоллов в Тихом океане была сброшена британская водородная бомба.
В отличии от опытных самолетов серийные машины оснащались двигателями R.A.14 «Эвон» с тягой 4300 кгс. Позднее их заменили на более мощные R.A.28 «Эвон». Начиная с 1958 года, на бомбардировщики стали устанавливать систему дозаправки топливом в воздухе, а часть из них переделали в заправщики, установив необходимое оборудование и дополнительные топливные емкости в бомбоотсеке.
Всего до конца серийного производства (август 1957 г.) было выпущено 104 самолета, включая 11 машин, выполненных в варианте разведчика-бомбардировщика. Ими оснастили семь бомбардировочных эскадрилий, одну – разведчиков и одну эскадрилью заправщиков.
В 1956 году четыре эскадрильи должны были принять участие в боевых действиях против Египта. Для этого их перебросили на Мальту. Но решительные действия Советского Союза привели к быстрому разрешению конфликта и экипажам английских бомбардировщиков не удалось повоевать.
Активная боевая подготовка экипажей «Valiant» по планам стратегического авиационного командования проводилась до 1963 года. К этому времени самолет морально устарел и не имел возможностей для модернизации. Кроме этого, Королевские ВВС располагали более совершенными бомбардировщиками «Вулкан» и «Виктор», более приспособленных для решения задач прорыва системы ПВО стран Варшавского Договора. Британское командование решило перенацелить экипажи «Valiant» на решение тактических задач в интересах объединенного командования НАТО в Европе. Эксплуатация этих самолетов в строевых частях продолжалась еще несколько лет, после чего их сняли с вооружения.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ТТХ 667 Valiant | |
Год принятия на вооружение | 1955 |
Размах крыла, м | 34,85 |
Длина самолета, м | 33 |
Высота самолета, м | 10,11 |
Площадь крыла, кв.м. | 219,45 |
Масса, кг – пустого самолета | 34420 |
Масса, кг – нормальная взлетная | 63500 |
Масса, кг – максимальная взлетная | 79380 |
Тип двигателя | 4 ТРД Rolls-Royce Avon A28 |
Тяга нефорсированная, кгс | 4 х 4540 |
Максимальная скорость, км/ч | 910 |
Крейсерская скорость, км/ч | 796 |
Практическая дальность, км | 7240 |
Практический потолок, м | 16460 |
Экипаж, чел | 5 |
ФОТОГРАФИИ
Фотографии бомбардировщика Type 667 Valiant | |||