На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Ядерные боеголовки на уровне фантастики

Генеральный конструктор "Тополя" и "Булавы" "подправил" резолюцию Совета Федерации по Пражскому договору

 


Юрий Соломонов уверен в неуязвимости отечественных ракет.
Фото с сайта www.pilot.strizhi.info

Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов, разработчик стратегических ракетных комплексов подвижного и шахтного базирования РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М», РС-24 «Ярс», а также морской РСМ-56 «Булава-30», сделал сенсационное заявление информационному агентству «Интерфакс-АВН».

Оно по большому счету сводит на нет предупреждение Государственной Думы и Совета Федерации России о том, что если Вашингтон в одностороннем порядке будет развивать такие системы ПРО, которые бы качественным образом меняли сложившуюся ситуацию в этой сфере, а также существенно нарушали бы национальную безопасность и обороноспособность России, то наша страна выйдет из Пражского договора.

А сказал Соломонов буквально следующее: «Разработанное в России новое ядерное боевое оснащение межконтинентальных баллистических ракет сможет преодолеть все существующие и перспективные системы противоракетной обороны». И дальше: «В 2010 году мы провели уникальную работу, позволившую сделать принципиально новый шаг в создании нового типа боевого оснащения, которое является результатом интегрирования боевого оснащения баллистического типа с индивидуальными средствами его разведения взамен так называемого автобуса на боевых ракетах». По словам конструктора, эта разработка «поставит вообще точку на всех разговорах относительно нашей борьбы с несуществующей системой противоракетной обороны предполагаемого противника».

Юрий Соломонов отметил, что «почти 30 лет назад мы говорили о возможности реализации такой схемы боевого оснащения как о научной фантастике. И вот в прошлом году мы эту научную фантастику впервые воплотили с положительным результатом в жизнь». Он пояснил, что теперь «ракета как единое целое практически перестает существовать по завершении работы последней маршевой ступени».

Из разъяснений разработчика «Тополя» и «Булавы» следует, что существующие стратегические ракеты имеют огромный участок разведения боевых блоков для того, чтобы обладать уникальными возможностями по поражению (в случае применения разделяющейся головной части) одной ракетой нескольких целей, удаленных на значительное друг от друга расстояние. Как именно это будет происходить, осталось за кадром. Тема ядерного оснащения стратегических ракетных комплексов как у нас, так и в Соединенных Штатах очень деликатная, о ней не принято распространяться. Тем не менее известно, что многоголовые ракеты, а у нас это Р-36М2 и Р-36МУТТХ «Воевода», или SS-18 Satan по западной классификации, с десятью разделяющимися ядерными головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН), УР-100НУТТТХ, или SS-19 Stiletto, с шестью РГЧ ИН, а также их морская «сестра» – «Синева» – РСМ-54, или SS-N-24, с четырьмя боевыми блоками индивидуального наведения, а в США – наземная Minuteman III Mk-12 и Mk-12A с тремя разделяющимися головными частями индивидуального наведения и морская Trident II (D-5) c объявленными шестью РГЧ ИН, «выстреливают» или разводят свои ядерные блоки после окончания работы третьей маршевой ступени ракеты и на нисходящей траектории (заключительном участке) полета к цели. Тот самый принцип «автобуса», о котором говорил Юрий Соломонов.

Но сейчас есть и другие варианты. Так называемые планирующие боеголовки. То есть ядерные боевые блоки, которые после разведения летят к цели не по баллистической кривой, как те, о которых мы говорили раньше, а горизонтально, примерно так, как крылатые ракеты. Что, безусловно, представляет большую сложность их перехвата для систем противоракетной обороны, так как их локаторы настроены на сопровождение целей, летящих по баллистике. Правда, при этом несколько снижается ее скорость, что не очень хорошо для преодоления ПРО. Говорят, такая боеголовка стоит на моноблочном ракетном комплексе «Тополь-М». Можно предположить, что подобные ядерные боевые блоки размещаются и на РС-24 «Ярс». А на РСМ-56 «Булава», судя по некоторым публикациям, применяется принцип «виноградной кисти», когда боеголовки отделяются от блока разведения не одновременно, а по очереди. При этом тоже меняют траекторию полета и, что также прозвучало в словах Соломонова, имеют возможность поражать цели, значительно удаленные друг от друга.

Естественно, все эти системы поражения стратегических целей теоретически могут сильно осложнить действия системы противоракетной обороны, если вообще не свести их к нулю. И если все это действительно так, как говорит генеральный конструктор «Тополя-М», «Ярса» и «Булавы», то возникает вполне закономерный вопрос: к чему разговоры о недопустимости со стороны США создания стратегической ПРО, неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, грозное предупреждение Вашингтона о возможности выхода России из Пражского договора, если развитие его ПРО будет угрожать нашим стратегическим силам сдерживания? И слова о «новом витке гонки вооружений»? Может, тут только политика и никакой реальной военной опасности?


Пуск ракеты «Тополь-М» с мобильной пусковой установки.
Фото из книги «Ядерная вертикаль»

Доктор технических наук, главный научный сотрудник центра международной безопасности ИМЭМО РАН, генерал-майор в отставке, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны России, занимавшегося ядерным планированием, Владимир Дворкин сказал «НГ», что «того боевого оснащения, которое сегодня стоит на ракетных комплексах «Тополь-М» и «Ярс» вместе с системами преодоления ПРО, уже и так достаточно, чтобы преодолеть ограниченную систему противоракетной обороны». Как оно будет развиваться дальше, это вопрос к конструкторам.

Президент Академии геополитических проблем, доктор исторических наук генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов высказал «НГ» другую точку зрения. «Я с сомнением отношусь к подобным заявлениям, какое сделал Соломонов, – сказал он автору этого материала. – И не только в отношении к стратегическим ядерным силам». «Мы не раз слушали подобные слова, и даже из уст бывшего министра обороны Сергея Иванова, который рассказывал о планирующей боеголовке и даже об оружии, основанном на новых физических принципах, но на практике ни одно из этих так называемых сенсационных заявлений не реализовано, – говорит Ивашов. – Ни одного принципиально нового типа вооружений в Российскую армию за последние годы не поступило. Более того, в ОПК (оборонно-промышленном комплексе. – «НГ») внедрена система блокирования новых разработок, а в руководство ведущих предприятий, которые способны создавать прорывные системы и прорывные технологии, назначаются менеджеры, не имеющие к научно-конструкторскому корпусу никакого отношения и даже соответствующего технического образования. Это можно видеть на примере КБ приборостроения, НПО «Базальт» и головных предприятий по разработке боевых лазеров и других корпораций ОПК».

«Более того, – утверждает Леонид Ивашов, – как только наши ученые или конструкторы разработают какой-либо прорывной проект, им тут же предлагают продать его на Запад или выехать с ним туда же. В основном в США». «Поэтому заявление Юрия Соломонова не внушает мне оптимизма», – говорит президент Академии геополитических проблем.

Добавим от себя, что генеральный конструктор Московского института теплотехники сказал в интервью «Интерфаксу-АВН», что новая разработка ядерщиков – «сама по себе непростая работа, она потребует нескольких лет», и отметил, что для отработки нового боевого оснащения будут использоваться экспериментальные ракеты «Тополь-Э». Буква «Э» означает не экспортный вариант, как в названии оперативно-тактического комплекса «Искандер-Э», а, видимо, «Тополь экспериментальный».

http://www.ng.ru/nvo/2011-01-28/1_boegolovki.html

Картина дня

наверх